Ольга Лачугина
Как посеять в детских душах доброту
▼ Скачать + Заказать документы
Как посеять в детских душах доброту
Как сегодня помочь детям стать добрыми, чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе? Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых, ответственных детей. Сегодня дети воспитываются посредством Интернета, кино и видеопродукции – подчас не выдерживающими никакой критики, и поражающими нас, взрослых, – в некоторой степени «закаленных» реалиями жизни, чем детей. Как предотвратить, преодолеть озлобленность, эгоизм, черствость, лень у детей и посеять в душах нравственность? Эти мысли волновали и волнуют не только педагогов, но и родителей.
Публикация «Как посеять в детских душах доброту» размещена в разделах
В. А. Сухомлинский, педагог-новатор, который долго и мучительно искал корни зла, жестокости пришел к такому выводу: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Главную роль в формировании характера ребенка, поведения его должна играть семья. Как известно, семья – это группа людей, основанная на браке или кровном родстве и связанная общностью быта, взаимопомощи, моральной и правовой ответственностью. Мировая социологическая служба утверждает, что дети 80% своего воспитания получают в семье. Нельзя передоверять воспитание и обучение родного ребенка никому другому и даже образовательному учреждению. Детский сад, школа отвечают за оптимальную организацию учебно-воспитательной работы, за развивающий характер обучения и за научно-педагогическую помощь родителям. Все должно строиться на личной заинтересованности родителей и их детей.
Только семья может воспитать такие важные качества, как совестливость, щедрость, милосердие, умение считаться с другими людьми, чувство собственного достоинства – то, что делает человека высоконравственной личностью. В настоящее время семья, как и общество в целом, испытывает огромные трудности. Поэтому не все семьи в состоянии достойно выполнять функции, возложенные на них обществом.
Важно воспитать ребенка так, чтобы молодой человек выбрал будущее сам, чтобы осознал необходимость нравственного самосовершенствования. Нормальная семья дает человеку заряд на всю жизнь.
Первые нравственные представления и навыки поведения дети получают в семье и дошкольных учреждениях. Под воздействием взрослых они постепенно начинают различать хорошее и плохое в своем поведении и в поведении других. У них в семье вырабатываются первоначальные навыки вежливости, в частности, правдивости, скромности, послушания, уважения к родителям, старшим, бережного отношения к вещам, животным, природе. В совместимых играх и занятиях в семье и в детском саду дети учатся дружить, помогать друг другу, соблюдать установленный режим.
Что важно в воспитании нравственности в семье? Вот, по-моему, некоторые из них.
Прежде всего, очень важно, чтобы семья понимала свою ответственность за душу ребенка. Необходимо иметь в виду, что ребенка воспитывает весь уклад жизни семьи. Поэтому не надо думать, что мы воспитываем ребенка только тогда, когда с ним разговариваем или учим чему-то. Воспитываем его в каждый момент нашей жизни, даже тогда, когда нас нет дома, потому что ребенок воспитывается на примере родителей, той семейной жизни, которая складывается намеренно или ненамеренно. В семье должны царить взаимопонимание и взаимоуважение. Среда, в которой живет ребенок, должна обеспечить душевный комфорт и равновесие. Родители и дети должны быть не только родственниками, но и друзьями.
Необходимо в семье установить единый подход к ребенку. Разнобой требований взрослых, когда один родитель чрезмерно строг, другой излишне снисходителен, один назначает наказание, другой отменяет его, выбивает ребенка из колеи, а порой и приучает его добиваться своего, используя противоречия между старшими. Когда же старшие во всем поступают разумно и согласованно, их единым требованиям дети, как правило, подчиняются безоговорочно.
Необходимо в семье установить продуманный режим, которому подчинена вся жизнь. Это воспитывает у ребенка привычку к порядку, формирует навыки управления собственным поведением. Очень укрепляет семью, когда новости дня, успехи и неудачи обсуждаются вечером в кругу семьи, за ужином, когда учат ребенка ответственности.
Необходимо детей вовлекать в посильный бытовой труд семьи. Первичный трудовой опыт ребенка, когда он сам начинает одеваться, стелить постель, поливать цветы, мыть посуду, пол и т. д., имеет как познавательное, так и воспитательное значение. С обогащением опыта у ребенка расширяется круг его трудовой деятельности, что позволяет ему решать более сложные задачи.
Многие родители освобождают детей от всяких домашних обязанностей, сосредотачивая их внимание лишь на собственных потребностях. Это мешает развитию сознания и чувства долга. И в то же время порождает черточки эгоизма, черствости, лени. Причина этой ошибки кроется в ложном понимании сущности счастливого детства. Иногда родители не учитывают, что подрастающему человеку нужны радости не только потребительские, но и в еще большей степени творческие и нравственные.
Вовлечение детей, подростков в трудовую деятельность создает материальную основу для формирования у них высоких моральных качеств, нравственных чувств и поведения в их единстве. Чем шире личное участие в труде на общую пользу, тем успешнее проходит процесс нравственного развития личности. Вступая в определенные отношения с окружающими людьми, дети в различных жизненных ситуациях накапливают и расширяют нравственный опыт.
Большое значение в воспитании занимает убеждение, направленное на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.
На сознание и поведение детей влияют также яркие примеры из жизни замечательных людей, факты из жизни и деятельности известных людей, героев литературных произведений, кинофильмов и т. д.
В нравственном воспитании детей большую роль играет книга. К сожалению, сегодня наше бурное, тревожное, нестабильное время потеснило книгу, которая в жизни людей, занятых решением насущных проблем, отошла в сторону – люди стали меньше читать. Теле- и видеофильмы притягивают детей к экрану больше, чем книга. И нам сегодня необходимо вести целенаправленную работу с детьми, развивать их вкусы, прививать любовь к книге, направлять их чтение.
Большую роль в нравственном воспитании детей играют и такие средства массовой информации, как радио и телевидение. К этим передачам следует относиться осторожно, смотреть и слушать их выборочно, потому что с экранов телевизоров, в кинотеатрах пропагандируются насилие, жестокость и сексуальная распущенность. Все это видят наши дети. На этой почве потом нередко совершаются различного рода правонарушения, преступления.
Вот уже несколько лет на кровавых американских боевиках, на массовой псевдокультуре выросла прослойка нового поколения людей: злых, равнодушных, жестоких. Для них такие понятия как честь, духовность, порядок, закон стали синонимами утопии.
При просмотре телепередач у ребенка в сознании создается некая модель, которую он пытается проецировать на реальный мир. В кино люди гибнут быстро, красиво. И многие не задумываются над тем, что есть реальная смерть. Разговоры в кино о смерти разительно отличаются от реальности, чего дети еще не в состоянии до конца осознать.
Необходимо постоянно говорить с детьми о вреде фильма, в которых насаждаются агрессивность, убийства. Ведь после просмотра таких фильмов у детей, у молодежи, не окрепших душой, создается мнение, что убить человека просто и не жалко. Безусловно, такое телевидение несет агрессивную атаку на семейные ценности.
С раннего детства надо детей приучать к критическому отношению к телевидению, учить, когда и что смотреть.
Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.