Ксения Снитко
Консультация для родителей «Как понять, что ребенок отстает в развитии»
▼ Скачать + Заказать документы
«Задержка развития» - конечно, страшные слова для каждого родителя за условием, когда у ребенка отсутствуют какие-либо навыки, автоматически появляются в требуемый возраст. Эта концепция может быть основана на серьезных диагностических неврологических проблемах с возрастом, а также на опыте тяжелого стресса у ребенка или матери.
Причины, по которым дети отстают в развитии :
Публикация «Консультация для родителей „Как понять, что ребенок отстает в развитии“» размещена в разделах
• Неправильный педагогический подход. Это, возможно, одна из самых важных причин. Стоит поговорить о том, когда мать и отец не находят времени, чтобы научить своего ребенка элементарным вещам, которые должен знать каждый ребенок. Такое педагогическое пренебрежение имеет много последствий. Ребенок не может общаться со своими сверстниками, и это отслеживается на протяжении всей жизни. Другие родители, напротив, стараясь навязать что-то своему ребенку, заставляют его общаться с детьми, когда он предпочитает быть один, или заставляют его учиться чему-то, что в этом возрасте не интересно. В таких случаях взрослые просто забывают, что все дети разные, и каждый имеет свой характер и темперамент. Если ребенок не похож на своих родителей, это не значит, что вы должны заставить его или ее, это означает, что вы должны принять ребенка так, как он есть.
• Умственная отсталость. Это дети с функционирующим мозгом, которые ведут полноценную жизнь, но инфантильность сопровождает их на протяжении всей жизни. Если в детстве это просто маленькие активные дети, которые не любят шумные игры и большие компании, то в старости такие люди быстро устают, и даже имеют низкий уровень эффективности. Они сопровождаются неврозами на протяжении всей жизни, часто впадают в депрессию, даже случаи психоза были зарегистрированы. Эту проблему можно решить, но только с помощью психиатра.
• Биологические факторы часто оставляют свой след на уровне развития ребенка. Это включает тяжелые роды или различные заболевания, от которых женщина может страдать во время беременности. Дети с синдромом Дауна также включены в этот список. Но генетический фактор играет большую роль. Разница между этими детьми и другими будет заметна при рождении и в течение всей жизни. Но не стоит путать понятие того, когда ребенок отстает в развитии на 2 недели, еще в утробе матери, потому что это совершенно другой диагноз, который требует отдельной статьи. Тем более судить о возможностях неродившегося ребенка не стоит. Часто ультразвук неправильный, напрасно пугающий будущую мать.
• Социальные факторы. Здесь важна среда, в которой находится ребенок. Появление задержек развития может быть затронуто отношениями в семье, характеристиками воспитания ребенка, отношениями с сверстниками и многое другое.
Ребенок с задержкой развития, независимо от диагноза, может родиться в результате успешной беременности и рождения и в первые месяцы жизни вести себя как обычный ребёнок. Однако есть симптомы, которые говорят о проблеме в первый год жизни. Важно понять, что с ребенком не так.
Необходимо обратить внимание на симптомы, которые показывают, что у ребенка нарушена социальная связь: снижается способность устанавливать равноправный диалог, неэффективны жесты системы, может быть нарушена способность установить нормальный контакт, проблемы с границами, Способность имитировать действия, понимать их смысл. Когда задержка в умственном развитии, ребенок не будет понимать ваш разговор. При отсутствии чувствительности к социальным сигналам ребенок будет беспокоиться из-за непонимания того, как все организовано вокруг. По этой причине он пытается сохранить ту же среду или те же ритуалы, чтобы снизить тревогу.
Конечно, некоторые отклонения от принятых норм допускаются в развитии ребенка. Однако в некоторых ситуациях требуется поддержка специалистов. Будьте внимательны к своему ребенку, чувствительны к сигналам, с помощью которых он «рассказывает» о своем состоянии. Есть речи, двигательные и психические расстройства развития.
Умственное развитие ребенка может быть очень переменным. Но эту особенность всегда можно узнать по нюансам поведения, которые позволяют нам различать умственную отсталость, педагогическое пренебрежение и задержку в проявлении психических реакций. Дети с умственной отсталостью не страдают от расстройств головного мозга, но у них совершенно нехарактерное для их возраста поведение, незрелые, более детские, там возрастает усталость, недостаточная рабочая способность, такие дети быстро устают, не выполняя свою работу.
Эти симптомы можно объяснить тем, что роды матери были патологическими, с расстройствами, которые привели к развитию у ребенка болезней. Поэтому в раннем детстве ребенок часто может страдать от инфекционных заболеваний, включая нервную систему. Эти заболевания и поведенческие проблемы основаны на органических аномалиях в нервной системе ребенка.
Когда вы внимательно смотрите на ребенка в возрасте 6 месяцев, вы всегда можете заметить, что с ним что-то не так.
Стоит задуматься если:
- если ребенок всегда плачет одинаково, то не видно никаких теней слёз;
- если ребенок не отвечает на своем родном языке, когда вы разговариваете с ним, обращаясь к нему;
- если ваш плачущый ребенок не успокоится и расслабиться, когда вы берете его в свои руки;
- если он не трогает свои руки и делает «40-ворону»;
- если он не достанет до вас, когда вы собираетесь взять его в ваши руки, чтобы показать свое желание быть с вами;
- если в руках он слишком расслаблен, «как тряпка», или наоборот привязан и напряжен, совсем не расслабляется;
- если ребенок не моется сам, наносить крем, массаж, сменить подгузник;
- если ребенок не проявляет интереса к еде, овощам или фруктам на столе;
- если малыш не проявляет интереса к ярким игрушкам на полу, которые находятся в его зоне внимания и не пытается подползти к ним;
- если ребенок не следует за вами по квартире, не ищет вас в комнате;
- не проявляет активного интереса к тому, что его окружает, не протягивает руки, чтобы коснуться всего, тянуть и попробовать;
- если ребенок не смотрит на вашу реакцию, глядя на ваше лицо в случае аварии;
- если ребенок, стоящий на четвереньках, качался, ударяет спиной или головой о стол, стену, спину, матрас, кружит голову длинным и сильным движением;
- если на его лице есть широкий спектр эмоций: испуг, наслаждение, удивление, любопытство, отвращение;
- если он кричит громко ночью, когда не узнает вас, или сразу после сна.
Если ваш ребенок находится в более позднем возрасте (от года до двух) :
- не говорит «мама», а к полутора годам первых десяти слов (мама, папа, бабушка, дядя, тетя, гав-гав, дай) в его речи нет, и он даже не пытается их произносить;
- ребенка совершенно не смущает то, что его не понимают;
- он не отвечает на вопросы кивком или покачиванием головы;
- если приходится поворачивать его голову руками, чтобы привлечь к чему-то внимание;
- он не понимает простейших просьб («дай мяч», «сядь», «пойдем со мной»);
- малыш не интересуется картинками детей и животных в первых детских книжках;
- даже не пытается жевать пищу;
- если при зевании, глядя на вас, ребенок не зевает в ответ;
- если у него нет здоровой настороженности к незнакомым людям и он не прячется за спину мамы;
- он вас не слушает и не смотрит на вас;
- не проявляет беспокойства, когда у него мокрые штаны;
- не показывает нос, уши, руки, ноги, ни свои, ни ваши, ни плюшевого мишки;
- не узнает членов семьи на недавних фотографиях;
- утратил какие-либо навыки в возрасте от полутора до двух с половиной лет;
- предпочитает играть сам по себе;
- если у него слишком сильное стремление к порядку и чистоте, то это повод заподозрить наличие отклонений в развитии.
Кроме того, одним из самых очевидных симптомов является самоповреждение в любой негативной ситуации, когда ребенок может укусить или ударить себя. Плохо также, если ребенок вообще не реагирует ни на какие раздражители.
До 4 лет необходимо отслеживать следующие проявления:
- у ребенка отсутствует чувство опасности и страха, например, когда он готов не задумываясь выйти на проезжую часть с большим потоком машин;
- вбегая в незнакомую комнату, он не обращает внимания на присутствующего там человека (учителя, врача и т. д., а бросается к случайному предмету;
- ребенок не боится вас потерять и не отзывается на свое имя на прогулках;
- он никогда не подойдет, когда вы его зовете, просто потому, что ему интересно, зачем вы его позвали;
- он никогда не подбежит к вам, чтобы поделиться чем-то, что его впечатлило;
- у него плохое равновесие и плохая координация, поэтому ему трудно спускаться по лестнице;
- избегает ходить с вами за руку, сразу ее отдергивая;
- ребенок «застревает» на однообразных действиях и кружении;
- не проявляет интереса к новой еде;
- ребенок проявляет беспокойство при любых изменениях в комнате или внешнем виде (переставили мебель, сменили обувь) и стремится вернуть все «как было»;
- не понимает смысла совместной игры в мяч;
- ребенок отказывается от одежды определенного цвета или определенной фактуры, предпочитая ходить голышом или, наоборот, всегда только в колготках;
- когда ребенку предлагают вариант игры, который ему понятен и интересен для его возраста, он не слушает объяснения и игнорирует другой сценарий игры, даже если вы ему его показываете;
- ребенок не играет в социальные игры: например, не понимает, что козлятам нужно убегать от волка. Или, если дать ему игру «одень деревянного человечка», он не поймет ее смысла, а будет использовать ее как строительный материал, складывая в ряд;
- ребенок любит играть, лежа на полу, и предпочитает только одну игрушку (например, катать машинку вперед-назад);
- просыпаясь утром, он вас не зовет;
- его словарный запас очень мал, он не умеет просить «дай» или отвечать «да»;
- малыш разговаривает сам с собой на «эльфийском» языке, не повторяет за вами слова;
- не чувствует боли и никогда не жалуется, например, на боль в горле, но когда вы его трогаете, он может отреагировать так, будто ему очень больно;
- ребенок слишком независим и предпочитает все делать сам, явно избегая взаимодействия, или, наоборот, не пытается ничего делать сам, впадая в младенчество;
- ребенок не просится в туалет;
- не может ни показать на пальцах, ни назвать свое имя и сколько ему лет;
- если он повторяет слова как попугай, не понимая смысла;
- если у ребенка слишком долго сохраняется сосательный рефлекс или он пускает слюни;
- ребенок не чувствует личных границ других людей и детей: он может натыкаться на людей и толкать всех, как будто другие люди для него просто кегли;
- не различает «своих» и «чужих» людей: он может легко забраться на колени к незнакомцу;
- если ребенок избегает игровых площадок, потому что не хочет общаться с другими детьми.
Если таких симптомов много, это повод обратиться к психиатру. Конечно, не всегда выявленные проблемы указывают на какое-то стойкое расстройство. Они могут быть, например, следствием преждевременных родов и исчезнут с возрастом. Но они все равно будут тормозить развитие ребенка.
Вот почему так важно следить за поведением малыша с первых месяцев жизни и, если у ребенка есть проблемы, очень важно не терять драгоценные недели, месяцы и годы, а, не откладывая, обратиться к грамотному специалисту. Ведь, к счастью, многое еще можно успешно компенсировать, если коррекция была начата своевременно и грамотно.