Шевелева Людмила
Консультация для родителей «Как помочь эмоциональным детям?»
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное развитие ребенка начинается с первых мгновений беременности матери, и даже еще раньше. Ведь семейные неурядицы, хроническая усталость, и другие уже подготовили «негативную почву» для эмоциональных проблем ребенка. Сам процесс рождения, первые минуты и месяцы жизни определяют многое в эмоциональной сфере ребенка. И очень важно, чтобы в семье был единый стиль воспитания. Тогда ребенку не придется «разрываться» в выборе своих действий, не нужно будет приспосабливаться и ловчить.
При авторитарном-командном стиле воспитания, у детей может наблюдается склонность к вранью, упрямству и даже мелкому воровству. На эмоциональную сферу ребенка влияют и наследственным фактором (на кого похож ваш малыш). Некоторые дети эмоциональны внешне (шумные, плаксивые, иные внутренне (боязливые, тревожные, но и тем и другим сложно справляться со своими эмоциями. Крики и наказания со стороны взрослых лишь усиливают проблемы у детей. Что же делать?
Прежде всего нужно попытаться понять своего ребенка, понять, что с ним происходит, что он думает, чувствует. Когда родители в конфликтах проговаривают свое понимание детям, ситуация значительно меняется в лучшую стороону. Например: «Я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь (печаль радость, страх.) или хочешь (играть, гулять, кричать., но ты пойми и меня, я чувствую.» После этого останется только предложить ребенку альтернативу или ограничить эмоциональные проявления во времени. Для этого на помощь приходит игрушка (лучше всего звуковая). Например: «Ты еще немного поиграешь, а когда медвежонок тебя позовет, то игра закончится».
Таким образом, компенсируется агрессия, направленная на взрослых, и родителям легче быть более последовательными в требованиях. Когда родители не последовательны в своих требованиях, т. е. если сегодня вы сказали «да», а завтра «нет», не объяснив причины, или после детских приставаний вы «сдались!» тогда можете считать, что ребёнок начинает вами манипулировать и искать «новые кнопки».
Что делать, если такое уже случилось и ребенок путает «можно» и «нельзя»?
Можно воспользоваться игрой «Солнышко», в которую родители могут поиграть с детьми дома (жетонная терапия). Для этого красиво оформляется лист бумаги или блокнот. Родители обращаются к ребенку со словами: «Ты у нас уже совсем большой, многое можешь делать самостоятельно (необходимо перечислить 2-3 положительных качества ребенка, но, например, убирать игрушки у тебя ещё не совсем получается. (Объясняется, как надо убирать.) Можно формировать другое желаемое взрослыми качество, назвав его малышу.
«Мы будем рисовать солнышки, когда ты поиграешь и сам уберешь за собой игрушки. Если у тебя будет более двух солнышек (затем количество увеличивается, то в конце дня получишь сюрприз». (Детям не объясняется, что именно, но в качестве сюрприза используются нематериальные ценности. Например: игра с папой, просмотр мультфильма, чтение любимой сказки, разрешение лечь спать на 15 минут позже и т. д.) Сюрприз обязателен! Когда одно качество сформировано (сроки индивидуальны, тогда можно приступать к формированию следующего. Родителям перед проведением такой игры необходимо выяснить, чего же все хотят они от ребенка, каким видят его в будущем. Можно это сделать в письменном виде. Возможно, каждая семья сама выберет единый образ-мечту для ребенка.
Эмоциональные дети (боязливые или шумные) нуждаются в двигательной физической активности. Можно использовать «агрессивные игры» («Упрямая – подушка», «Злая — добрая кошка», «Минута шалости» и др.). Кроме этого, необходимо обучать их расслаблению, релаксации, так как постоянные зажимы у детей (тревожно-боязливые или агрессивные) могут приводить к психосоматическим заболеваниям.
В играх, как и в требованиях, необходимо быть последовательными и систематичными. Если родителям не хватает предложенных психологических приемов, или что-то не получается, можно попробовать найти свой путь, свои интересные решения. Собственная интуиция родителя может подсказать удивительные психологические техники. К примеру, мама ребенка, который страдает перевозбуждением перед сном, придумала игру в «Бессонницу». Поглаживая теплыми ладонями по телу малыша, мама «собирала бессонницу», а затем выбрасывала ее, прогоняя прочь, т. е. в игровой форме производилась релаксация малыша.
Но прежде чем применять свои педагогические находки, рекомендуем мамам папам посоветоваться с профессиональным психологом, так как иногда родительское творчество вместо положительных результатов может приности отрицательные. Например, в семье, где с гиперактивным ребенком использовалась игра «Солнышки», родители добавили тучки (как элемент наказания, и ребенку стало нравиться получать тучки.
И действительно, с точки зрения детской психологии, обращать на себя внимание ребенку легче негативным поведением. А быть «хорошим» довольно трудно и не так уж весело. Поэтому психологи рекомендуют только позитивные подкрепления, поощрения (в речи — «Если сделаем так, то будет еще лучше» в действиях обнять, погладить; в сюрпризах).
Родительская любовь и профессионализм психолога помогут ребенку справиться с любыми трудностями!