Елена Садикова
Консультация «Как помочь ребенку быстрее заговорить»
▼ Скачать
Большое значение для развития разговорной речи маленьких детей имеет мелкая моторика. Хватательный рефлекс присущ ребенку с рождения. Если надавить пальцем малышу на ладошку, он сразу же сильно обхватывает палец. С четвертого месяца младенец учится удерживать предметы, которые его заинтересовали, а с 9 месяцев уже умеет осознанно захватывать их. Маленькому ребенку полезно делать массаж пальчиков и ладоней в раннем возрасте, выполнять пальчиковую гимнастику. Детей раннего возраста взрослые могут научить собирать и разбирать пирамидки, пазлы, вкладыши, продевать шнурок в шнуровки, играть с заводными игрушками. Большое значение для развития мелкой моторики имеют также рисование и лепка. Рисование можно начинать с пальчиковых красок, а позже научить рисовать с помощью кисточки.
Публикация «Консультация „Как помочь ребенку быстрее заговорить“» размещена в разделах
Полезно для детей и катание шарика или грецкого ореха между ладонями. Чтобы заинтересовать ребенка лучше сопровождать это катание стихотворением типа «Яичко» (или другими) :
Маленькая птичка принесла яичко.
Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
Можно катать между пальчиками и ребристый карандаш:
Карандаш мы покатаем – и его мы не роняем.
С ребенком можно выполнять упражнения на развитие дыхания: «Листики летят» (вырезать из тонкой бумаги листики и попросить ребенка на них подуть, «Плывет кораблик» (в тазик налить воды и опустить туда кораблик, ребенок дует на кораблик) и другие. Для развития речи большое значение имеет и артикуляционная гимнастика, развивающая артикуляционный аппарат. Это такие упражнения как «Трубочка», «Хоботок слона», «Вкусное варенье», «Покажи зубки» и другие.
«Трубочка».
Мои губы – трубочка превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу: ду-ду-ду, ду-ду-ду.
«Хоботок слона».
Подражаю я слону: губы хоботом тяну.
Даже если я устану, их тянуть не перестану.
Буду долго так держать, свои губы укреплять.
Полезно для артикуляции детей и питье из трубочки.
С маленьким ребенком можно пропевать гласные звуки, их сочетания, связывая их с предметами, эмоциями или действиями. Как гудит самолет? «У». Как плачет ребенок? «А» (уа). Как можно выразить удивление? «О» (ой). Недовольство можно выразить звуками «ай-я-яй», разочарование «эх». Произносим эти звуки на выдохе.
Детям нравятся игры на звукоподражания животным (собака – «ав-ав», кошка – «мяу», курочка – «ко-ко-ко», корова – «му-му», гусь – «га-га-га» и другие). Лучше это обыгрывать с детьми, показывать игрушку, назвать животное, спросить, что оно умеет делать (бегать, прыгать, летать) и показать это с помощью игрушки.
Есть много предметов, которые издают звуки и которые тоже можно повторять с ребенком (молоточек – «тук-тук», барабан – «бум-бум», колокольчик – «динь-динь», часы – «тик-так», ножницы – «чик-чик» и другие).
Можно использовать звукоподражание к определенным ежедневно повторяющимся действиям (кушаем – «ам-ам», танцуем – «ля-ля», купаемся – «куп-куп», ложимся спать – «баю-бай», топаем ногами – «топ-топ», хлопаем в ладони – «хлоп-хлоп»).
Дети любят подвижные игры с речевым сопровождением, например, игра «Самолеты» :
Самолеты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели. (руки в стороны, бежим по комнате)
На полянку тихо сели, (приседаем)
Да и снова полетели. (руки в стороны, снова бежим по комнате)