Светлана Гребенюк
Консультация «Как помочь малышу заговорить?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как помочь малышу заговорить?
«Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встре-
чи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но
ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их
глаза наполнены радостью.»
В. А. Сухомлинский.
Ранний возраст, является «стартовой площадкой» для гармо-
ничного развития личности реб нка. Часто родителям бывает труд-
но оценить возможности реб нка, занижая их, либо наоборот, объ-
ясняя трудности простым нежеланием говорить. Увеличение коли-
чества неговорящих детей связано с разными причинами, в том
Публикация «Консультация „Как помочь малышу заговорить?“» размещена в разделах
числе и с тем, что многие дети не посещают дошкольную образова-
тельную организацию, а также с уверенностью родителей в том,
что их реб нок научится говорить правильно, не обращаясь за по-
мощью к другим специалистам. А это в дальнейшем может ска-
заться на развитии реб нка в целом. У таких детей отсутствует мо-
тивация к общению, проявляется неумение ориентироваться в си-
туации, наблюдается повышенная эмоциональная истощаемость,
что мешает полноценному взаимодействию с окружающим миром.
Причины задержки речевого развития по степени тяжести различ-
ные, имеющие биологическую или социальную природу, которые
воздействуют на реб нка, начиная с беременности матери младен-
чества, раннего дошкольного возраста. Сюда относятся различные
травмы, интоксикации, генетические, сосудистые заболевания,
препятствующие формированию полноценному развитию реб нка,
в том числе и формированию речи.
Общение ребенка и взрослого в раннем возрасте происходит в
основном в конкретной ситуации и чаще всего сопровождает их
совместную деятельность. Поэтому такое общение является для
65
реб нка важным фактором развития речи. Ситуации могут быть
разные: события повседневной жизни, совместная игра, чтение
книг, прогулка на свежем воздухе. Играя с мамой или наблюдая за
е действиями, реб нок проявляет заинтересованность в том, что и
как она делает. В процессе игры у реб нка накапливаются знания
об окружающем мире, развиваются навыки общения, мышления,
воображения, самостоятельности, а также, развиваются умения со-
относить действия со словами, что способствует формированию
речи. Во время игры взрослому необходимо встать на позицию ре-
бенка, быть эмоциональным, непосредственным и доброжелатель-
ным в общении с ним. Кроме того, важно поощрять любое прояв-
ление ребенком речевой активности: хвалить, побуждать к новым
попыткам говорить
Как родители могут помочь своему реб нку? Присоединяйте к
жестам малыша, которые призваны привлечь внимание родителя к
исполнению его потребностей, т. е., говорите за него то, что он не
может произнести. Подражая эмоциям малыша и показывая свои
чувства (например, не просто обнимайте ребенка, а добавляйте при
этом слова, объясняющие ваши эмоции: «молодец», «я тебя очень
люблю», «я соскучилась»). Старайтесь озвучивать каждый жест
ребенка, каждую эмоцию, каждую мимическую морщинку, кото-
рую можно проговорить (вначале односложно). Малыш должен
видеть то, о чем вы говорите, чтобы у него сработал эмоциональ-
ный или осязательный «перевод», например, если вы гуляете в пар-
ке и мимо вас пробежала собака, в ту же секунду, указывая на нее
пальцем, оборачивайтесь с малышом и кричите ей вслед одно
единственное определение «со-ба-ка!».
Следите, чтобы ребенок имел возможность видеть ваши губы,
когда вы общаетесь с ним. Или проводите его рукой по своим гу-
бам в целях привлечения его внимания к ним. Этот прием обяза-
тельно должен сработать в отношении малыша, привыкшего обра-
щать внимание больше на действия собственной руки, нежели на
речь. Чтобы облегчить понимание речи, например слово «дай»,
66
важно не только произнести это слово, но и показать действием.
Необходимо действительно сделать упор на отрабатываемый рече-
вой штамп (в данном случае глагол, и затем показать жестом, что
необходимо принести. И только когда малыш принесет вам необ-
ходимый предмет, назовите его отдельно от инструкции — «мяч».
Убедившись в том, что ребенок начал использовать небольшой ак-
тивный запас начинайте присоединять к определениям глаголы.
Например, если раньше вы просили малыша сказать «молоко» или
«дай» и похлопать по столу, когда он хотел пить, то теперь просите
его сказать «дай молока». Если раньше, увидя на улице кошку, вы
восторженно обращали внимание ребенка — «кошка!», то теперь
восклицайте— «кошка бежит!», так же как «машина едет», «девоч-
ка идет», «дерево растет», «листья падают». Будьте переводчиком
для своего малыша. Помните, что переводчик всегда переводит
только то, что интересно его клиенту, обеспечивая последнего
краткой, но емкой информацией. Во время чтения активно рабо-
тайте руками ребенка, двигая его пальчиком по картинке. При
этом, чтобы привлечь внимание ребенка к значению произносимых
слов, быстро перемещайте указательный пальчик малыша по кар-
тинке с тем, чтобы, всякий раз когда вы произносите новое слово,
его палец показывал на то место в рисунке, которое как-то связано
в произнесенным вами словом. То есть, если вы хотите произнести
«идет медведь по лесу», вы должны четко проговорить «идет» —
при этом палец малыша перемещается на ноги зверя; «медведь» —
показываете на голову животного; «по лесу» — указательный па-
лец кружит вокруг зверя, обращая внимание ребенка на обстанов-
ку.
Таким образом, своевременно оказанная помощь в тесном вза-
имодействии с родителями детей раннего возраста принес т более
эффективные результаты в развитии речи.