Анна Александровна
Консультация для родителей «Как побороть страх перед школой»
▼ Скачать + Заказать документы
Есть два рычага, которыми можно двигать людей: страх и личный интерес.
Наполеон Бонапарт
Многие родители испытывают страх перед школой, перед тем, как отдать ребёнка в первый класс. Часто этот страх передаётся и детям. Как вы думаете, почему?
Публикация «Консультация для родителей „Как побороть страх перед школой“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
По определению (из «Общей психологии», страх — это «эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида, направленная на источник действительной или воображаемой опасности».
Почему же родители и дети очень часто видят в школе не друга и помощника, а источник опасности? Какие бывают страхи у родителей и детей?
Страхи родителей : Страх за ребёнка. Не обидят ли там моего ребёнка? Будет ли он правильно вести себя? Не поругают ли его?
Страхи детей : Дети испытывают страх остаться в школе надолго без родителей. Этот страх в дальнейшем влияет на успешность и развитие будущего ученика. Поэтому психологи советуют перед школой обязательно детей водить в детский сад и образовательные центры. Тогда адаптация в школе будет проходить намного легче.
Страхи родителей : Возможно, что родители сами когда-то испытывали школьный страх и теперь невольно передают его ребенку. Они пугают их трудностями и наказаниями. В итоге ребёнок становится неуверенным в своих силах и в своих способностях.
Страхи детей : Страх перед учителем и перед одноклассниками. Большую роль играют свойства характера – нерешительность, стеснительность, замкнутость. Боязнь принять решение, страх перед ошибкой, страх быть осмеянным. Ощущение беззащитности у доски (один на один с учителем и классом).
Страхи родителей : Часто испытывают страхи за детей родители, имеющие проблемы эмоционально-психологического характера (власть взрослых над детьми, родители, которые болезненно относятся к вопросу о формах подчинения. Одной из основных причин страхов являются отношения учитель — ученик, ученик — одноклассники. Конфликты перерастают в «школофобию» и нежелание идти в школу.
Страхи самих родителей перед оценками, перед родительскими собраниями (про моего ребёнка при всех скажут что-то плохое, стыдно за ребёнка). Поэтому можно услышать такие реплики: «Дождёшься, что тебя выгонят из школы», «Ты получишь двойки», «Тебе поставят кол», «Тебе в школе покажут…»
Страхи детей : Страх перед большим объёмом домашних заданий. Боязнь не справиться. Слёзы, истерики…
Страхи родителей : Страх перед учителем. Поэтому родители проверяют очень тщательно домашние задания, дети переделывают их, переписывают, часто выполняют по 8-9 часов… Родителям хочется, чтобы ребёнок был отличником. А он не может.
Страхи детей : Страх перед гневом родителей (часто ругают за тройку или даже за четверку). Поэтому часто предполагаемый гнев родителей парализует волю маленького ученика на контрольных или у доски. Он забывает всё, что знал. Появляются слёзы и нервозность.
Страхи родителей : Бывает такое, что страх родителей приводит к тому, что они сами выполняют домашнее задание за ребёнка.
Страхи детей : Страх перед оценкой и родителями приводит к заниженной самооценке и чувству неуверенности.
Страхи родителей : Страх перед качеством преподавания. Хороша ли эта школа для моего ребёнка? Будет ли профессионалом учитель? Будет ли он любить детей?
Страхи детей : Нежелание посещать школу часто возникает от услышанного от родителей. «Эта школа плохая, здесь ничему не научат». Страх, что ребёнок не научится и будет отставать от других, приводит к заниженной самооценке и стремлению пойти в другую школу. «В эту школу не хочу ходить, она плохая…»
Что же делать? Как избавиться от страха и скованности?
Как правило, никогда не испытывают страха перед школой дети, посещавшие детские образовательные центры и детские сады. Обычно такие ребята уверенны в себе, всегда активны, любознательны. Они самостоятельно справляются с трудностями обучения, находят выход их определённых ситуаций, умеют дружить и могут с лёгкостью наладить взаимоотношения с одноклассниками.
Поэтому важно:
1. С раннего возраста посещать с малышами дошкольные учреждения. Обучаясь и развиваясь в коллективе, ребёнок учится находиться некоторое время без родителей. Тогда школа не будет так пугать его, а адаптационный период пройдет безболезненно для ребёнка.
2. Рассказывать ребёнку о школе только хорошее, делиться воспоминаниями. Сходить в школу на экскурсию.
3. Существуют несколько упражнений, которые помогают снять скованность и страх, который возникает при попадании в незнакомую обстановку, неожиданную ситуацию, замкнутое пространство. Эти упражнения являются профилактикой застенчивости, стеснительности и неуверенности.
А) Рисование страха и превращение его в прах.
Побеседуйте с ребёнком, выясните страхи, узнайте, чего он боится. Дайте пальчиковые краски, и пусть он нарисует то, что его пугает. Не оставляйте ребёнка одного в процессе рисования, фантазируйте вместе, помогайте ему! Обыграйте процесс исчезновения страха. Пусть малыш возьмёт ножницы и начнёт разрезать на мелкие кусочки свои страхи, которые он нарисовал. Развеселите ребёнка, показывая, что большой страх на листе бумаги превратился в маленькие бумажки, в мусор, в прах! Предложите ребё нку такое упражнение: сложить из мелких бумажек прежний большой рисунок! Окажется, что это невозможно сделать…
Третий этап избавления от страха. Сложите мелкие кусочки в конверт, запечатайте его и выбросите его в мусоропровод или отнесите на мусорку. Можно даже посмотреть процесс, как уборочная машина увозит мусор для того, чтобы его сжечь.
Если вы ощутите, что страх всё ещё присутствует, повторяйте упражнение ещё и ещё, пока сам ребёнок вам не скажет, что страха больше нет.
Б) Рисование страха и волшебное превращение!
Пусть ребёнок нарисует свой страх. Вместе подумайте, как его изменить. Как сделать весёлым, добрым, заботливым, ласковым? Дайте яркие краски, может быть пластилин. Нарисуйте радугу, разноцветный дождь, яркое солнышко!
В) Полёт страха.
Дети очень любят воздушные шары. Пусть ваш малыш нарисует свой страх, скрутит рисунок трубочкой и положит в воздушный шарик. Надуйте его и отпустите на улице в небе. Страх улетел! Его больше не существует!
3. Помощь родителей перед школой нужна ребёнка как никогда. Обязательно расскажите, что такое режим дня. Научите пользоваться будильником. Купите вместе с ребёнком детский будильник, обыграйте ситуацию. Возьмите за правило за звонком будильника включать музыку для зарядки. Попробуйте до школы составить вместе летний режим и придерживаться его расписания. Примером для ребёнка будете вы, родители!
4. Купите ребёнку школьную парту ещё до школы. Пусть ребенок почувствует себя взрослым и уже за партой рисует, мастерит, читает!
5. Когда-то директор школы, где я работала, поделилась с учителями и родителями правилами известного педагога Соловейчика С. Эти правила помогли многим родителям подготовить своих детей к правильному общению со сверстниками. Ими пользовалась и я, научив своих детей.
Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
Не дерись без причины.
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого и не выпрашивай ничего у одноклассников. Два раза ни у кого ничего не проси.
Не расстраивайся и не плачь из-за отметок. Никогда не спорь по поводу отметок с учителем и не обижайся на него. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Говори чаще: «Давай дружить», «Давай играть», «Давай вместе пойдем домой».
Всегда помни: ты не лучше всех, но и не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Напечатайте и вывесите эти правила где-нибудь на видном месте в квартире или в комнате ребёнка. Обязательно обращайте внимания на них, хотя бы один раз в неделю. Договоритесь с ребёнком о времени, когда вы будете обсуждать, какие правила выполнил ребёнок, а какие – ему не удалось выполнить. Выявите причину невыполнения. Правила можно дополнить своими, важными именно для вас пунктами.
Эти правила помогут вашему ребёнку адаптироваться в школьном коллективе и уменьшить страхи перед одноклассниками.
Станьте другом вашему ребенку, ведь только родители могут помочь преодолеть страх перед школой «загнать тигра в клетку», сделать школьную жизнь ребёнка насыщенной положительными эмоциями и радостью.
Необходимо как можно раньше распознать, какой страх угнетает вашего ребёнка, чтобы своевременно помочь ему справиться с ним.
Но, если вам не удалось выяснить или справиться со страхами, то необходимо обратиться к психологу, который поможет, даст рекомендации, поговорить с учителем, как с другом и помощником.
Как распознать страх перед школой?
-дрожь в руках,
-тихая речь,
-заниженная самооценка,
-нервозность,
-истерики,
-частые головные боли,
-нежелание идти в школу.
ПРИЧИНЫ СТРАХОВ
Разлука с родителями.
Этому страху чаще всего подвержены дети, которых чрезмерно опекают родители и бабушки-дедушки.
Что нужно делать?
Обязательно посещайте до школы детский сад и центры дополнительного образования. Рассказывайте, что такое школа, что вы тоже туда ходили, что это интересно, там можно узнать много нового и иметь много друзей.
Что не нужно делать?
Никогда не выходите из классной комнаты или здания незамеченным. Уходите всегда открыто, объясняя, что вы вернётесь.
Ребенок готов к школе. Не созрел.
Если ребёнок психологически не готов к школе, даже при умении читать и считать, он будет бояться идти в школу. Если ребёнок умеет себя вести в коллективе, умеет справляться с эмоциями и желаниями, делать то, что ему говорят взрослые – он готов. В противном случае, нужно готовиться, чтобы избежать страхов.
Что нужно делать?
Зрелость необходимо формировать уже с 3 лет. Ведите беседы, читайте книги, играйте в интеллектуальные игры, расширяйте кругозор ребёнка, тренируйте внимание, память, развивайте логическое мышление. И обязательно гуляйте на спортивных площадках, во дворе — там, где много детей; посещайте театры, парки. Обязательно посещайте центры дополнительного образования, участвуйте в конкурсах, запишитесь в драмкружок, на хореографию, музыку, творческую студию. Перед школой посещайте курсы для будущих первоклассников.
Что не нужно делать.
Не надейтесь, что ребёнок всему научится в школе сам, самостоятельно справится с адаптационным периодом. «Учитель поставлен учить и воспитывать, адаптация — проблема школы…». Это ошибочное суждение. Только с вашей помощью учитель сможет помочь ребёнку.