Светлана Бородина
Как организовать работу с детьми в ДОУ в летний период
Как организовать работу в летний период
1. Мозговой штурм
2. Теоретическая часть
Летом занятий в детском саду становится меньше – остается по одному занятию в день. Чередуются три занятия физкультурой и два музыкальных занятия. Кроме этого мы продолжаем решать образовательные задачи в разные режимные моменты. Таким образом, реализация ООП продолжается в течение всего времени пребывания детей в детском саду. Однако летом формы детской деятельности меняются с учетом сезона.
Публикация «Как организовать работу с детьми в ДОУ в летний период» размещена в разделах
Организованная образовательная деятельность должна быть в зоне ближайшего развития детей. Задания должны быть сложными, но выполнимыми, чтобы дети справлялись с ними не без труда, но оказывались в ситуации успеха
Какие формы детской деятельности организовывать летом. Хотя игровая деятельность является ведущей у дошкольников, даже летом нельзя ограничиваться только играми. Решать образовательные задачи можно также в ходе проектной и исследовательской деятельности, с помощью квестов, наблюдений, экскурсий. Выбирайте вид деятельности в зависимости от времени дня.
Пример 1. Игры и занятия после завтрака
Перед прогулкой у детей пройдет занятие музыкой или физкультурой, после которого можно дать время на свободную игру или самостоятельные занятия в центрах активности. Затем предложите детям позаниматься проектом или вовлеките дошкольников в образовательное событие. То есть после завтрака отдайте предпочтение тем детским активностям, где важна роль взрослого. Конечно, для свободных игр и самостоятельных занятий детей в центрах активности время тоже нужно оставить.
Пример 2. Игры и занятия после прогулки
Время после прогулки до обеда подходит для свободных игр и самостоятельных занятий в центрах активности. Используйте это время также для совместных дел – проектов, репетиций к итоговым мероприятиям, дополнительных индивидуальных и подгрупповых занятий, для занятий со специалистами. Проследите за тем, чтобы дети ближе к обеду играли в спокойные игры, так как впереди у них дневной сон.
Пример 3. Игры и занятия после дневного сна
Во второй половине дня больше возможностей для самореализации детей. Они могут играть как в спокойные, так и в активные самостоятельные игры. Задача педагога – дать каждому ребенку возможность найти себе занятие по своим интересам. В это время важно внимательно следить, чтобы дети находили, чем им заняться. Кроме игр, это также могут быть дополнительные занятия, проектная и событийная деятельность.
Особое внимание хочу уделить проектной деятельности и образовательным событиям. Эти формы работы не имеют временных ограничений, как занятия обычного типа. При организации проектной деятельности и образовательного события нужно отталкиваться от интересов детей.
Проекты бывают трех типов: творческие, исследовательские и нормативные. В детском саду проекты проходят в свободной форме. Главное условие – чтобы идея проекта исходила от детей. Задача педагога – создать для этого условия, предложить воспитанникам игровую форму работы над проектом, чтобы при этом решать задачи образовательных областей.
Пример
На тематической неделе «Наши шестиногие друзья насекомые» можно предложить детям поиграть в энтомологов – ученых, которые исследуют насекомых. Пусть сами решат, как играть. Ваша задача – направить детей и не мешать им реализовывать их план. Расскажите детям, что у ученых должны быть исследования и научные труды, то есть что-то нужно считать и записывать. Это подтолкнет детей к тому, чтобы на каждой прогулке считать, сколько гусениц, бабочек, муравьев, божьих коровок они встретят. Чтобы не забыть эту информацию, предложите воспитанникам фиксировать ее в тетради наблюдений в течение недели: нарисовать насекомое и напротив его изображения записывать их количество в понедельник, вторник и т. д.
Образовательное событие – это новый формат совместной детско-взрослой деятельности, когда педагог предлагает интересную проблемную ситуацию и подталкивает воспитанников к тому, чтобы они ее решили. Образовательное событие – это игра, которая занимает время от нескольких дней до нескольких недель. Причем дети и взрослые участвуют в ней наравне, но руководят всем процессом сами воспитанники.
Пример
Образовательным событием может стать праздник, к которому дети будут готовиться. О празднике нужно сказать заранее, познакомить воспитанников с его историей и традициями. Идеи праздников можно найти в календаре знаменательных дат. Пусть дети решат, что нужно сделать к празднику, сами придут к выводу, что нужно распределить обязанности, придумают, как это сделать, займутся подготовкой и проведут праздник по своему плану. Так у них будет возможность проявить инициативу, самостоятельность, фантазию. Потом обсудите, что получилось, что не получилось, от чего пришлось отказаться заранее, а от чего – в день события.
Как решать задачи образовательных областей на прогулке. В летнее время распорядок дня следует изменить, чтобы дети больше времени проводили на свежем воздухе, больше двигались, получали необходимую им физическую нагрузку, могли выбирать занятия по интересам – в общем, чтобы летом дети могли оздоровиться. Поэтому в хорошую погоду в теплое время года прием детей, утреннюю зарядку, занятия музыкой и физкультурой, вечерний круг проводите на свежем воздухе.
Выходить на прогулку с детьми стоит как можно раньше – в хорошую погоду вы сможете провести там больше времени. Например, можно выходить после второго завтрака и гигиенических процедур, то есть примерно в 9:30.
По санитарным нормам дети должны гулять минимум три часа в день. Распределить обязательные три часа на улице лучше так: два часа до обеда, один час после дневного сна. Прогулку можно сократить, если скорость ветра превышает 7 м/с (п. 185, таблица 6.7 СанПиН 1.2.3685-21). В дождь организуйте прогулку под навесом на веранде. В сильную жару выходите на прогулку раньше, чтобы от жары уйти в помещение. Деятельность, которую планировали на участке, например, труд, можно с некоторыми изменениями провести в группе.
Чтобы прогулка была интересной и полезной, проводите с детьми подвижные и спортивные игры и упражнения, наблюдение и экспериментирование, посильные трудовые действия. Уравновешивайте самостоятельной деятельностью. Приобщайте детей к культуре «дворовых игр» – учите их различным играм, в которые можно играть на улице. Ищите способы сплотить детей: отдавайте предпочтение играм, где нет соперничества между воспитанниками группы, но есть соперничество в условиях: смогут ли дети быстро убрать игрушки, не уронить мячик и т. д. Следите, чтобы на площадке был инвентарь для сюжетных и спортивных игр, исследований, трудовой деятельности.
Включите разные виды детской деятельности в план работы на лето
Летняя оздоровительная работа входит в учебный год, который длится в детском саду с 1 сентября по 31 августа. План летней оздоровительной работы оформляется в виде приложения к годовому плану работы детского сада или к ООП.
В плане летней оздоровительной работы важно предусмотреть не только формы оздоровления детей, формы взаимодействия с родителями, праздничные мероприятия, но и примерное тематическое планирование на все недели летних месяцев для всех возрастных групп. Кроме того, для воспитанников старшего дошкольного возраста нужно предусмотреть «свободные темы», которые будут определять сами дети.
3. Практическая часть
В конце консультации предложите педагогам два задания, чтобы закрепить информацию, которую они получили. Для второго задания разделите коллег на пять мини-групп – по числу образовательных областей.
Задание № 1. Вернитесь к вопросам из мозгового штурма. Проверьте, правильно ли вы ответили. Обсудите правильные и неправильные ответы.
Задание № 2. В течение 10 минут напишите, в каких формах организации образовательной деятельности можно реализовать задачи образовательной области, которая отмечена галочкой в таблице, в летний период. Поделитесь предложениями с коллегами. Впишите идеи по другим образовательным областям, которые одобрит большинство. Сфотографируйте таблицу – получится небольшая шпаргалка.
Формы реализации образовательных задач летом