Снежана Светлицкая
Как определить суицидальный риск у подростка
▼ Скачать + Заказать документы
Главным признаком суицидального риска является то, что у ребенка (подростка) без каких-либо причин изменяется поведение (как говорят мамы, «словно подменили», «стал совсем другой»).
Основные изменения поведения следующие:
Самоизоляция, снижение повседневной активности. Если раньше ребенок мог с родителями что-то обсуждать, пошутить, то сейчас он становится все более замкнутым, отвечает односложно, часто уединяется. Падает успеваемость в школе, появляются прогулы без видимых причин.
Публикация «Как определить суицидальный риск у подростка» размещена в разделах
- Суицид. Профилактика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Изменение привычек с тенденцией к пренебрежительному отношению к своей внешности и несоблюдению правил личной гигиены. Перестает умываться, чистить зубы, теряет интерес к своей одежде, к тому, как он выглядит.
Появление несвойственных ранее реакций в виде уходов из дома и бесцельного бродяжничества.
Доминирующими темами для чтения, бесед и творчества становятся темы смерти и самоубийств. Это можно заметить по книгам, которые он читает, появившемуся предпочтению в прослушивании печальной и траурной музыки. Начинает посещать сайты, группы в социальных сетях, где говорится о смерти и самоубийстве. Это можно обнаружить, если заглянуть на странички в Интернете или социальных сетях, которые он просматривает.
Употребление психоактивных веществ. Подросток, который в жизни не употреблял спиртного или наркотиков, начинает приходить домой в состоянии опьянения.
Существуют лингвистические индикаторы суицидального риска. К ним относятся:
-прямые высказывания, оговорки или незавершенные мысли, отражающие суицидальные тенденции;
-ослабление, выпадение из лексикона слов, характеризующих радостные переживания;
-специфические изменения речи: явная замедленность ее темпа, заполнение речевых пауз глубокими вздохами, монотонность интонаций.
Появление таких особенностей должно насторожить родителей. Первое, что следует делать в таком случае – найти возможность откровенно поговорить с ребенком: что его беспокоит, в чем причина, как ему помочь. Такой разговор будет иметь эффект, если существует хотя бы малая степень доверительности в отношениях с родителями. Она формируется в раннем детском возрасте.
Если эта доверительность исчезла, и отношения носят формальный характер, то ребёнок вряд ли раскроет свои переживания. В таком случае нужно обращаться к специалисту, квалифицированному психотерапевту, психиатру, занимающемуся именно детьми и подростками.
Не следует бояться обращения к детско-подростковому психиатру в обычный психоневрологический диспансер, куда не нужно никаких направлений. Для начала туда можно прийти маме или папе без ребенка, поговорить, посоветоваться, и совместно решить, как поступать дальше.
Существуют анонимные Телефоны доверия, куда может позвонить любой родитель, да и сам подросток. Важно, чтобы дети и подростки знали этот номер, и в каких случаях по нему звонить.
Важное! Ни в коем случае нельзя считать, что если ребенок говорит о собственном самоубийстве, то это шантаж, с помощью которого он хочет чего-то добиться. К сожалению, такая точка зрения очень часто встречается у родителей. С подростками нужно вести себя гибко, а не «ломать через колено».
При любом подозрении о риске суицида, к любым словам ребенка или подростка, касающимся этого, нужно относиться максимально внимательно.
Лучше ошибиться, пытаясь сохранить жизнь, чем наоборот.