Ирина Щепетинникова
Как определить двигательную активность ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательная активность ребенка представляет собой потребность организма в движении. Она является важнейшим условием нормального развития ребенка и важнейшей формой жизнедеятельности растущего организма. Потребность в движении нельзя рассматривать как функцию возраста. Она варьирует в зависимости от особенностей физического воспитания, уровня двигательной подготовленности, условий жизни. От двигательной активности зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала, настроение. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на организме ребенка.
Публикация «Как определить двигательную активность ребенка» размещена в разделах
Естественная потребность в движении у дошкольников составляет в среднем от 10 до 15 тыс. шагов в сутки. Двигательная активность ребенка меняется в зависимости от сезона: зимой она снижается, летом повышается примерно на 30% по сравнению со средними величинами.
Двигательная активность каждого ребенка индивидуальна. Условно двигательную активность делят на три группы.
Первая группа - средняя, нормальная двигательная активность, обеспечивающая своевременное и целесообразное развитие ребенка в целом. Как правило, дети характеризуются нормальной массой тела, редко болеют, хорошо усваивают материал, потом успешно обучаются в школе.
Вторая группа – низкая двигательная активность. Отличительные характеристики: повышенная масса тела, различные отклонения в здоровье, отставание от сверстников по физическому развитию, овладению движениями, нарушения процессов саморегуляции, развитие нежелательных черт, таких как нерешительность, замкнутость. Индивидуальный подход к этой группе заключается в пересмотре и уменьшении рациона питания и увеличении двигательной активности.
Третья группа – большая двигательная активность (так называемые «моторные дети»). Большой объем движений создает высокую нагрузку на организм, что может привести к отклонениям в работе сердечно-сосудистой системы. Высокая подверженность заболеваниям. После физической нагрузки, которую дети обычно получают на прогулках, они возвращаются вспотевшими, с влажным нижним бельем, в результате чего усиливается теплоотдача тела, наступает переохлаждение организма и как следствие – заболевание. Индивидуальный подход к данной группе включает регулирование физической нагрузки, дозирование двигательной активности, совместные игры и деятельность детей с разной двигательной активностью, совместная деятельность с педагогом. Полезны спокойные игры (шашки, шахматы, пазлы, мини-бильярд).
Следует отметить, что дети с разной двигательной активностью по-разному осваивают учебно-развивающий материал. Большего внимания требуют дети с низкой и высокой двигательной активностью. Дети с нормальной двигательной активностью, как правило, достигают в обучении положительных результатов.
Умственная работоспособность также выше у детей со средней, нормальной двигательной активностью. Восстанавливать умственную работоспособность во второй группе мешает малая подвижность, а в третьей группе - быстрое физическое переутомление. Наилучшим средством восстановления умственной работоспособности являются движения, выполняемые на воздухе.