МААМ-картинки

Как научить ребёнка управлять своими чувствами

Тросько Ирина Анатольевна
Как научить ребёнка управлять своими чувствами
▼ Скачать + Заказать документы

«Семья является тем местом, где мы впервые начинаем изучать

эмоции»*

Когда мы говорим о человеке умный, то имеем в ввиду уровень IQ. Это определение слишком абстрактно и не может описать весь спектр человеческих возможностей. Да, этот человек успешный бизнесмен, который смог с нуля создать и развить свою компанию, но этот же человек не в состоянии наладить отношения со своей женой, что стало причиной развода. Так на сколько же действительно умён этот бизнесмен? Разумеется, необходимо понимать, что разные виды интеллекта нужны для решения разного рода задач. В середине 1990-х годов журналист Дэниел Гоулман выпустил в свет книгу «Эмоциональный интеллект: Почему он значит больше, чем IQ». Он доказал, что для достижения успеха важен не только intelligence quotient (IQ, но и хорошо развитая эмоциональная составляющая, получившая название «эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence Quotient – EQ). Учеными доказано, что EQ не является врожденным, поэтому его можно развивать на любом возрастном этапе. Но фундаментальные навыки лучше начинать закладывать с детства, так как именно у детей происходит интенсивное развитие их внутреннего психического мира.

Публикация «Как научить ребёнка управлять своими чувствами» размещена в разделах

К сожалению, в русской культуре не принято уделять отдельное внимание воспитанию эмоционального интеллекта. В следствие чего, людям проще скрывать свои эмоции : за злостью прятать заботу, за обидой – ревность. Хорошее воспитание требует гораздо большего, чем формирование в ребёнке определённого багажа знаний. Хорошее воспитания это в первую очередь правильное воздействие на детские эмоции. Адекватная оценка и понимание своих эмоций и чувств других людей лежат в основе социализации, усвоения социальных правил и норм, нравственных устоев. Для любого человека важно научиться улавливать свои желания, интересы и намерения. IQ не достаточно для того, чтобы эту способность развивать. Ребенок (впоследствии взрослый) с плохо развитым эмоциональным интеллектом затрудняется в понимании обусловленности и истоков своих чувств, эмоций других людей, что делает их социальные контакты чрезвычайно трудными. Качественное владение социальным миром способствует регуляции собственного поведения, уменьшению затруднительных ситуаций, снижению к минимуму тревог и волнений относительно неудач, а также повышению академической успеваемости.

Понимание эмоций строится изначально на понимании базовых чувств, универсальных во всех культурах. С каждым новым этапом взросления ребенок усваивает сложные эмоции, культурно специфические выражения, а также амбивалентные чувства (любить и ненавидеть одновременно). Способность к имитации эмоций у детей присутствует с рождения. Они с легкостью повторяют эмоцию, которую наблюдаются на лице у мамы, хотя еще не осознают, что именно она означает. В возрасте 2-3 лет дети лучше всего распознают эмоцию радости: им необходимо воспринимать положительные эмоции, так как они еще абсолютно беспомощные и способны выжить, только находясь в непрерывном контакте с другой эмоциональной личностью (мамой и папой). В глазах ребёнка человек, демонстрирующий радость, – его помощник и опора. Но негативные эмоции тоже очень важны, потому что они сигнализируют об опасности, угрозе и тревоге. Правда, идентифицировать негативные эмоция ребенок дошкольного возраста пока может с трудом: он будет путать между собой злость, гнев, обиду, печаль. Понимание, что за каждой эмоцией стоит некая причина, к ребёнку приходит в возрасте 6 лет и старше.

Главная задача родителя – освоить вместе с ребенком инструменты владения своими эмоциями. Один из способов решения данной задачи – это вопросы, требующие экспрессивно окрашенного ответа. «Ты спал в детском саду сегодня?», «Ты всё съел на обед?», «Ни с кем сегодня не поссорился?» - вопросы подобного типа никак не годятся. Нужно спрашивать так, чтобы ребенок, отвечая, мог выразить своё эмоциональное отношение к ситуации. Например, «Какой на вкус сегодня был суп на обед?», «Сказка, которую читал вам воспитатель была грустная или веселая?», «Понравилась ли сказка твоему другу?» и т. д. Если у вас в семье есть традиция совместного чтения или просмотра кинофильмов, никогда не завершайте это мероприятие выключением телевизора или закрытием книги. Необходимо обсудить с ребёнком сюжет, поступки главных героев, историю создания (если это уместно). Наблюдая только видеоряд или воспринимая информацию на слух, ребёнок не прилагает никаких усилий, чтобы проанализировать ситуацию, описываемую книгой или фильмом. Отлично работает на развитие эмоционального фона приё м внедрения самого себя в сюжет повествования: «А как бы ты поступил на месте героя?», «Чтобы ты предпринял, если?».

Многие родители, сами того не замечая, используют в своей речи приёмы сарказма и иронии, что негативно сказывается на формировании эмоционального фундамента. Увидев девочку, перебегающую дорогу на красный свет, взрослый (в присутствии своего ребенка) бросает невзначай: «Хороша девчонка!». Несостоявшийся эмоциональный интеллект малыша воспринимает поступок девочки как хороший, - так же мама сказала! Очень важно помнить о соотношении между вербальным наименованием и внутренним отношением к объекту, явлению и не допускать искажения истины в сознании ребёнка.

Какими бы глупыми, нелогичными не казались порой мысли и действия детей, нельзя им прямо указывать на это. Реакция родителей должна быть окутана заботой и лаской, и прежде чем решать непосредственно саму проблему, ребёнок должен почувствовать, что его «чувствуют». А уже после конструктивная беседа для выяснения истока такого поведения поможет ребенку в дальнейшем действовать рационально и придерживаться логики и в беседе, и в своих действиях. Если вам трудно искренне сопереживать ребёнку, так как ситуация кажется размытой и непонятной, попробуйте спроецировать ее на мир взрослых отношений.

Многие родители допускают страшную ошибку – считают отрицательные эмоции (порывы грусти, меланхолии, вспышки негодования и протеста) незначительными, и даже ерундой. Кто-то напротив начинает яростно критиковать ребёнка за слабость, свойственную ему по природе. И лишь единицы искренне сопереживают подрастающей личности, стремятся вместе найти выход из трудностей. Не нужно бояться негативных эмоций, необходимо принимать их как факт жизни любого человека, признавать и уважать. Помните, что ребенок испытывает трудности с наименованием эмоций, особенно когда они выражают разные степени одного чувства (восхищение, восторг, удивление). Во время беседы помогайте ему правильно называть свои эмоции! Данный этап позволяет быстрее реабилитироваться после неприятного инцидента.

Один из самых распространённых способов нанесения ущерба эмоциональному интеллекту ребенка – давить на него своим жизненным опытом и давать советы в том, как же правильно поступить. В большинстве случаев дети не учатся на советах родителей, а предпочитают наступать на собственные грабли. Следует предоставлять своему ребенку выбор, хотя бы в минимальных бытовых мелочах: что надеть сегодня, чем заняться вечером, что съесть на ужин. Ребенку необходимо тренировать навык выбора и принятия решений из нескольких возможных вариантов. Чем раньше ребёнок научится высказывать свои предпочтения, тем лучше. Предоставляя ребёнку выбор, вы воспитываете в нем чувство ответственности, а также стимулируете адекватную самооценку.

Эмоциональный интеллект помогает детям расти более здоровыми и успешными. Близость, которая создаётся эмоциональным воспитанием между родителем и ребёнком, позволяет гораздо проще влиять на последнего в вопросах, касающихся дисциплины. Так как между ними существует эмоциональная связь, ребёнок обязательно будет прислушиваться к просьбам и советам родителя. Кроме того, в современном мире, где тема насилия, алкоголя и наркотических веществ открыто обсуждается на всех информационных площадках, родители должны заботиться «о выживании своих детей». Научные исследования показали, что эмоциональное воспитание снижает риски попадания подростка в асоциальную среду. Пусть дети делятся с вами своими мечтами и фантазиями, даже если они выходят за рамки реального. Будьте в курсе того, что происходит в жизни вашего близкого человека, не игнорируйте, а сочувствуйте его проблемам и трудностям. Эти верные шаги помогут вырастить уверенную в себе и в своих силах личность.

1. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Джон Готтман, Джоан Деклер ; пер. с англ. Г. Федотовой. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013; Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013.

3. Как любовь формирует мозг ребенка? / Сью Герхард; - Этерна, 2013

4. «Что у него в голове? Простые эксперименты, которые помогут родителям понять своего ребенка / Эмбер Анковски, Энди Анковски» : Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2016

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как научить ребёнка здороваться» Общаемся с родителями. Как научить ребёнка здороваться. Вежливость во все времена высоко ценилась в обществе. Невоспитанный человек воспринимается.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка дружить?» Когда живётся дружно, что может быть лучше! Вопросы нравственного воспитания дошкольников с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо.

Как научить ребёнка говорить букву «Р» КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ БУКВУ «Р» Буква Р» считается самой сложной для произношения. Согласно статистическим исследованиям дети учатся.

Консультация «Как научить ребёнка трудиться»Консультация «Как научить ребёнка трудиться» Наши дети растут бодрыми,здоровыми, радостными. Но счастливое детство не означает только игры и всевозможные развлечения. Нужно чтобы.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка играть в шашки» Вряд ли кто-нибудь сомневается, что одним из хороших способов развития ребёнка является его увлечение интеллектуальными играми, самыми известными.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка постоять за себя» Это вопрос волнует и мама и пап, наверно всё таки больше пап. Жизнь жестока - говорят мужчины, в ней надо пробиваться с боем, ам у нас растёт.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка вырезать ножницами» Умение пользоваться ножницами - очень нужный навык и для ребенка, и для взрослого. Вырезание очень полезное занятие, ведь оно предоставляет.

Консультация «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Умение самостоятельно одеваться – знаменательное достижение в жизни каждого малыша. Оно становится особенно важным, если ребенку предстоит.

Развивающее занятие для детей 3 класса «Учись управлять своими эмоциями» Развивающее занятие для детей 3 класса «Учись управлять своими эмоциями» Цель: развитие эмоциональной сферы учащихся (в том числе с ОВЗ).

Умей управлять своими эмоциями Умей управлять своими эмоциями Случалось ли тебе из-за своей гиперэмоциональности наговорить лишнего или совершить необдуманный поступок,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как научить ребёнка управлять своими чувствами
Опубликовано: 6 июля 2019 в 20:35
+56Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как научить ребёнка управлять своими чувствами» (включая файлы) размещена пользователем Тросько Ирина Анатольевна (УИ 1976219) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД