Наталья Янгулова
Как научить ребенка заводить друзей и хранить дружбу
▼ Скачать + Заказать документы
Дружба в детстве — казалось бы, что может быть проще? Спросил «как тебя зовут», узнал, что живете в одном доме, поделился печеньем — и все, вы товарищи навек. Почему далеко не у всех детей отношения складываются вот так запросто и что делать родителям, если их беспокоят социальные контакты ребенка (или их отсутствие)
Друзья в дошкольных учреждениях обычно появляются в силу географической близости, по инициативе родителей или случайно. Друг — это ребенок, живущий по соседству, сын или дочь вашей подруги, если они близки по возрасту, родственник или просто ребенок, оказавшийся на игровой площадке в одно с вами время.
Публикация «Как научить ребенка заводить друзей и хранить дружбу» размещена в разделах
Завязать дружеские отношения довольно легко: «Хочешь поиграть?» Некоторые из них длятся потом долго, но большинство забываются, и дети практически не сожалеют о них.
Эти первые дружеские отношения — тренировочная площадка для сотрудничества и общения, потому что любой, кто наблюдал, как трехлетка колотит своего «друга» по голове совочком, выталкивает его из очереди на горку или засовывает любимую игрушку в штаны, знает, что дошкольникам предстоит пройти долгий путь, прежде чем они научатся строить внимательные отношения взаимной поддержки, которые мы обычно называем дружбой.
Чем могут помочь родители
У одних мам возникает чувство утраты, потому что их ребенок большую часть дня находится вне дома и все чаще обращается за поддержкой и утешением к сверстникам. Секреты, которые когда-то знали только вы двое, теперь сообщаются другим, а вам ограничивают доступ к внутренней жизни вашего ребенка, особенно к концу начальной школы.
Для других матерей это долгожданное изменение, позволяющее им больше времени уделять другим своим детям, карьере, мужу или себе самой. У большинства из нас смешанные чувства.
Мы переживаем из-за того, что нам предстоит отдаление, и одновременно активно участвуем в растущем стремлении ребенка исследовать окружающий мир и быть активным. В жизни появляются новые расписания, клубы и команды, вечеринки и гости с ночевкой.
Поскольку мы передоверяем часть жизни ребенка новым людям и друзьям, мы хотим убедиться, что у них есть навыки, необходимые для построения здоровых, ответственных и приносящих удовлетворение дружеских отношений.
Помните свои первые дружеские отношения? Вы еще общаетесь с кем-нибудь из тех друзей? Вы больше помните моменты близости в этих отношениях или ссоры? То, как вы относитесь к дружбе, как пересматриваете фотографии, какие истории рассказываете, влияет на взгляд вашего ребенка на дружбу.
Поделитесь хорошими историями со своими детьми. Пусть они тоже знают, что дружба предполагает сотрудничество, но иногда влечет за собой разочарование.
Помните: те правила, ожидания и поведение, какие вы одобряли, когда ребенок был маленьким, усваиваются и будут служить шаблоном для его отношения к дружбе сейчас и в будущем. Вот где наши ценности становятся частью восприятия ребенка.
Вот несколько дополнительных моментов, которые следует иметь в виду.
Ученые обнаружили, что у родителей, применяющих рефлексивный метод, дети лучше адаптированы в социальном плане. Это означает, что они побуждают ребенка задумываться, как его действия влияют на других людей и на него самого. Когда такие родители проводят воспитательную беседу, они просят ребенка подумать, как его поступки воспринимаются окружающими. «Когда ты не поблагодарил бабушку за подарок, как ты думаешь, что она почувствовала?» Успокаивая ребенка, они стараются, чтобы он выражал свои чувства. Детей, которые воспитываются в таком духе, чаще выбирают в друзья и реже отвергают.
Если отец активно участвует в воспитании ребенка, это самый мощный фактор, развивающий у малыша внимательность к окружающим; это участие в идеале должно начаться, когда дети идут в начальную школу. Переход от детского сада к начальной школе для детей очень важен.
Папы, которые часто играют ведущую роль в демонстрации увлекательности внешнего мира, «смазывают колеса», облегчают процесс. Этот эффект одинаково заметен и у девочек, и у мальчиков. У тех детей, кому этот переход дается легче, остается больше сил на общение с другими детьми и сопереживание. Любой будет рад иметь таких друзей.
Не стоит недооценивать сложность социального взаимодействия с точки зрения детей. То, что взрослому кажется ерундой, может пугать неуверенного в себе или застенчивого ребенка. Просто войти в новый класс — значит решить, где сидеть, как узнать других детей и выяснить социальную иерархию. Не преуменьшайте и не упрощайте трудности. «Ой, это смешно. Ты же просто перейдешь в соседний класс». Ребенку это может казаться очень сложной ситуацией.
Помогите ему найти в себе то, что у него хорошо получается. Музыкальному ребенку, чувствующему себя обделенным вниманием в школе, были бы полезны внеклассные занятия, связанные с музыкой, где он встретит других детей, увлеченных тем же, и обретет уверенность благодаря признанию своих способностей.
Помните, что ваша семейная жизнь служит тренировочной площадкой для формирования у ребенка понимания того, как люди должны относиться друг к другу. Семьи, в которых царят теплые, отзывчивые отношения и взаимная поддержка, растят детей, которые знают, как проявлять тепло, отзывчивость, оказывать поддержку.
Семьи со взрывной, непредсказуемой атмосферой выпускают в жизнь детей, чьи знания и опыт не способствуют дружеским отношениям. Обратите внимание на то, как разговаривают друг с другом и взаимодействуют члены вашей семьи. Обратитесь за помощью, если она вам нужна, особенно если вы находитесь в депрессии. Такое состояние матерей оказывает негативное влияние на многие аспекты жизни ребенка, включая умение общаться.