Елена Бикмурзина
Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно держать карандаш»
▼ Скачать + Заказать документы
Часто бывает так, что ребенок ни в какую не хочет правильно держать карандаш, сжимает его в кулак или держит ее другими удобными для себя способами. Такая вредная привычка может заставить понервничать любую маму, ведь от этого малыш быстро устает рисовать (или штриховать, закрашивать, портится и его осанка. Именно поэтому очень важно научить ребенка правильно держать пишущие предметы. Используя нижеперечисленные маленькие хитрости, вы можете сделать этот процесс эффективным и безболезненным.
Проблема неправильного захвата карандаша особенно остро встает перед родителями первоклашек. В школе детям приходится часто и много писать, а то, как ребенок держит ручку, напрямую влияет на его почерк и скорость письма. В конце концов, рука ребёнка устаёт быстрее. Поэтому необходимо решать вопрос раньше, ещё в детском саду.
Откуда же возникает эта проблема?
Мелкая моторика рук у малышей развита еще недостаточно, поэтому он держит предметы и карандаш, в том числе, всеми пальцами, зажимая в кулак. Подрастая, некоторые дети изо всех сил сдавливают карандаш, выставляя пальцы вперед. Такое неправильное положение пальцев часто превращается в привычку, от которой бывает трудно избавиться.
Поэтому, необходимо обращать внимание на то, как ребенок рисует. Не позволяйте ему держать карандаш, как ему захочется. Чем раньше ребёнок научится правильно держать карандаш и ручку, тем проще ему будет в школе.
Признаки неправильного захвата карандаша:
• Большой палец во время письма находится ниже указательного;
• Пальцы находятся далеко от пишущей части;
• «Щепоточный» захват (три пальца расположены на одном уровне относительно пишущей части);
• Карандаш лежит на указательном пальце;
• Слишком сильный нажим на бумагу;
• Верхний конец карандаша при письме направлен в сторону, а не к плечу;
• Ребенок поворачивает лист бумаги, а не карандаш.
Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков говорит о том, что необходимо помочь ребенку научиться писать правильно.
На что влияет неправильный захват? Специалисты сходятся во мнении, что от того, как ребенок держит пишущие предметы, зависит его здоровье. Неправильный захват при рисовании может пагубно сказаться на зрении ребенка, а также привести к сколиозу. Часто неправильный захват сопровождается слишком сильным нажимом на карандаш. Поэтому дошкольник будет уставать, выполняя письменные задания. Это может отразиться на отношении ребенка к учебе в школе.
Как правильно держать карандаш и ручку? Для того чтобы научить ребенка правильно держать карандаш, нужно обратить его внимание на то, как при письме должны располагаться пальцы. Если ребенок правша, то карандаш должен лежать на левой части среднего пальца. Указательный палец при этом придерживает пишущий предмет сверху, а большой – слева. Если ребенок левша, то положение пальцев зеркально меняется. Карандаш лежит на правой стороне среднего пальца, большой палец придерживает ее справа, а указательный палец располагается сверху. Безымянный палец и мизинец при этом прячутся в кулак. Если ребенок держит пишущий предмет правильно, он не выпадет из рук при поднятии указательного пальца.
Основная задача родителей – научить ребенка держать карандаш так, чтобы при письме рука не уставала. Чтобы ребенок лучше запомнил правильное расположение пальцев при письме, можно обратить его внимание на следующие моменты:
1. Можно представить, что при письме карандаш ложится спать, а его подушка – это верхняя часть среднего пальца, а указательный и большой пальцы – это одеяло;
2. Пальцы должны быть расслаблены;
3. Пальцы должны быть расположены на расстоянии 1-2 см от пишущей части ручки или карандаша;
Несколько простых способов, как научить ребенка правильно держать карандаш:
1. Метод салфетки. Сложенную половинку салфетки нужно прижать к ладони безымянным пальцем и мизинцем. Остальные пальцы держат ручку.
2. Нарисуйте на среднем пальце ребёнка точку, которой должен касаться карандаш. Такую же метку можно оставить на карандаше обычного размера (на расстоянии около 1,5 см от пишущего края).
3. В канцелярских магазинах также можно найти специальные насадки на ручки и карандаши с выемками для пальцев. Существуют насадки для левшей и для правшей.
4. Хорошим способом формирования правильного захвата в раннем возрасте является рисование короткими карандашами. Их нельзя взять в кулак, поэтому ребенок будет автоматически держать их при помощи трех пальцев.
Значимую роль в обучении ребенка письму играют письменные принадлежности. Результат во многом зависит от того, чем ребенок пишет. Для маленького ребенка лучше выбрать восковые мелки или фломастеры. Они нравится детям, потому что оставляют на бумаге яркие следы, и удобны тем, что на них не нужно сильно нажимать. Специалисты утверждают, что в дошкольном возрасте полезнее всего рисовать и писать карандашами. Орудуя карандашом, ребенок научится управлять силой нажима на лист бумаги. Лучше выбирать карандаши трехгранной формы, чтобы ребенок правильно держал их в руке. Место, за которое малыш держит карандаш, желательно должно быть прорезинено, чтобы при письме пальцы не соскальзывали. Также обратите внимание на материалы, из которых сделаны письменные принадлежности, так как многие дети тянут их в рот. И, что немаловажно, грифель должен писать мягко, чтобы ребёнок приучался рисовать без большого нажима.
Как подготовить ребенка к выполнению заданий с карандашом? Для этого прекрасно подойдут разнообразные игры на развитие мелкой моторики, например: нанизывания бус, шнуровки, развязывание узелков, лепка и аппликация; игры с крупами; пальчиковая гимнастика; штриховки, обведение по контуру, раскрашивание и многое другое.
Почаще играйте с детьми, рисуйте вместе с ними. Дети учатся на примере взрослого и со взрослым.