татьяна в
Как научить детей читать и писать
▼ Скачать +Заказ
Как правильно учить детей читать и писать
В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например м, следует научить находить на слух звук в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – п, м, а не пэ или мэ.
Игры вам в этом помогут:
1. Игра “Звук спрятался” : найти звук в слове (в конце слова, в середине, в начале) :
- например: подними руку, когда услышишь в конце слова звук О: дрова, молоко, звезда, окно, письмо…
-назвать первый звук, последний.
Публикация «Как научить детей читать и писать» размещена в разделах
2. Игра “Шифровальщики” : выполнить графический диктант. Инструкция: “Запиши букву И, если услышишь ее; если звука нет, ставь прочерк. Назови (вспомни) эти слова” (Звук И в слове должен быть ударным; вторая часть упражнения развивает слуховую память)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3. “Сказочная линеечка”. Опираясь на восприятие зрения цифрового ряда, ребенок выполняет задания (на этой линейке цифры должны быть написаны крупнее, чем на заводских линейках) :
• определение последовательности букв в слове (назвать буквы в порядке их следования) (например, в слове “стол” первая буква – С, вторая буква – Т, третья – О, четвертая – Л);
• определения количества букв в слове (посчитать, сколько букв напишешь);
• определение места гласных букв (назови гласные буквы и их место);
• определение места согласных букв (назови согласные буквы и их место);
• определение места Ь (Ъ) (где напишешь Ь (Ъ, назови его место);
• называние буквы по определенному месту (назови букву, которая стоит на 2 месте, на 3 месте);
• называние букв, обозначающих мягкие согласные и нахождение их места в слове, называние букв, обозначающих твердые согласные и нахождение их места в слове;
• называние буквы по определенному месту и нахождение ее соседей (назови букву, которая находится на 3 месте, какая буква стоит перед ней (предшествует ей, после нее (следует после нее);
• определение любой отрабатываемой буквы в слове;
4. Игра “Кто больше придумает слов” : придумать слова на заданный звук. Например, задание: “Придумай слово, которое начинается на звук "А”
5. Игра “словесная цепочка” : конечный звук (буква) предыдущего слова должен быть началом последующего. Варианты: 1. любые слова; 2. слова, ограниченные темой (природа, деревья, имена, одушевленные существительные и т. п.)
Для дошкольников можно предложить игру “Рассели слова по окошкам (по вагончикам). Каждое окошко (или вагончик) с разным количеством мест: у первого (вагончика) только одно окно, у второго – два окна и т. п. Инструкция: назови слово и подумай, в каком домике оно будет “жить”. Например, слово “ бегемот: бе-ге-мот” живет в третьем домике, т. к. в слове три слога, а слово “слон” живет в первом домике. Аналогично слова-пассажиры могут быть распределены по вагончикам для путешествия.
6. Игра “Собери слово” : составление слов из “рассыпанных” букв, слогов.
7. Игра “Угадай, какое слово я задумала” : составление слов из заданной последовательности звуков. Звуки называть последовательно, раздельно. Сложность задания можно варьировать: 1. звуки назвать с минимальной паузой, 2. с продолжительной паузой, 3. между звуками вставлять слова-раздражители, типа “сначала”, “потом” или “затем” (сначала С, потом Т, затем О, затем Л).
8. “Чтение” или отгадывание слова по первым звукам предъявляемых картинок, например: картинки: рыба, арбуз, карандаш; получается слово- рак.
9. Игра “Сквозные звуки” : нахождение одинаковых звуков в словах, например: рак, порт, сыр, мир (звук [р]); халат, лбы, волосы, бил (звук [л]).
10. Решение разных по сложности ребусов, шарад, кроссвордов
11. Выделение и называние слов с определенным звуком из загадки, стихотворения, небольшого рассказ (задание “услышать слова и запомнить” необходимо дать до прослушивания текста).
12. Разные варианты речевого лото.
13. Игра “Нелепицы” : выбор должного слова с опорой на контекст. Например: сначала подаются два слова – “санки” и “танки”. Затем ребенок должны определить, какое из предложений правильное: “Стреляют танки” или “Стреляют санки”.
Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например, ш на с (сапка) или р на л (лыба, не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае может зафиксироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.
Прежде чем учить ребёнка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Кисть правой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для неё служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,5–2 см от конца стержня. Ручка должна быть легкой, нетолстой, с ребристой поверхностью. Научите ребё нка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т. д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строки
Все у вас ПОЛУЧИТСЯ!