Вера Иваниенко
Конспект занятия «Как мы помогали Петрушке»
Цели:
1. Развивающие:
-развитие фонематического слуха;
-развитие интеллектуальных способностей (мышления, внимания, памяти, восприятия) ;
-развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
-развитие творческих способностей;
-развитие слухо-моторной и речедвигательной координации;
-умение согласовывать характер музыки с движениями.
2. Обучающие:
-закрепление знаний детей об окружающем мире;
-расширение словарного запаса языка;
-деление слов на части (протяжённость слова);
-дифференциация звуков Ж-З.
3. Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия „Как мы помогали Петрушке“» размещена в разделах
-формирование черт гармоничной и независимой личности (дружбы, любви, уважения друг к другу);
-воспитание поведенческих правил.
Оборудование:
Музыкальное письмо, колокольчик, маракас, барабан, бубен, гармошка, трещотки, деревянные ложки, домик с картинками, на которых изображены музыкальные инструменты, большой мешок, игрушки-насекомые, цветы, искусственная полянка, дощечки для плота, кассета с записью весёлой музыки.
-Ребята, вчера я заглянула в почтовый ящик, а там лежит письмо. Мне стало интересно, от кого оно и что там написано. Письмо оказалось необычным. Я его открыла, а оно зазвучало. Хотите, я вам его прочитаю? (Да).
(Письмо - музыкальная открытка).
«Здравствуйте, друзья! Пишет вам Петрушка. В нашей стране Весёлых Человечков побывала злая колдунья и заколдовала музыкальный театр и лесную полянку, на которой мы любили собирать цветы. В театре мы слышим только звуки, а какой музыкальный инструмент звучит, мы не можем понять. А на полянке все цветы упали, и насекомые исчезли. Сегодня, открыв волшебную книгу, мы прочитали, что вы сможете нам помочь и решили пригласить вас в гости. Приезжайте, пожалуйста, с уважением Петрушка.»
-Вот такое письмо. Что же нам делать? (ответы детей).
-Как помочь? (Даются разные варианты ответов).
-Надо отправляться в путь. А на чём же мы можем поехать? (На автобусе, на троллейбусе, на машине, на поезде).
-Ребята, а как одним словом назвать то, что вы сейчас перечислили? (Транспорт).
-А какой это транспорт? (Наземный).
-Ребята, нам надо добраться быстро. На чём мы поедем? (На поезде).
-Тогда отправляемся в путь.
(Дети встают паровозиком и начинают повторять слова с движениями) :
Тут и там, тут и там (дети руками показывают в разные стороны).
На перроне шум и гам (локти согнуты и работают).
Вот гудок в путь зовёт (правая рука вверх-вниз).
Скоро поезд отойдёт (левая рука вверх-вниз).
Логопед: «Наш поезд отправляется. Ту - ту. Стучат колёса. Поезд едет. А теперь поезд останавливается.»
(Дети длительно произносят звук Ч - Ч- Ч, переходящий в Ш-Ш-Ш.)
(Останавливаемся около домика. Стучим в домик. Из домика выходит Петрушка)
Петрушка : «Я думал гости в дороге, а гости уже на пороге! Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы приехали!»
Логопед: «Ребята, давайте расскажем Петрушке, зачем мы приехали». (Дети рассказывают).
Логопед: «Петрушка, наши ребята тебе обязательно помогут и не оставят в беде.»
Петрушка : «А вот и наш музыкальный театр.»
(Стоит домик, на котором нарисованы музыкальные инструменты)
Петрушка : «В театре все музыкальные инструменты заколдованы. Они спрятаны в большом мешке. Прислушайтесь к ним, они плачут и просят о помощи. Я никак не могу по звуку определить, какой инструмент звучит. Может, вы назовёте их, и чары колдуньи рухнут, музыкальные инструменты вернутся в театр.»
(Петрушка держит руку в мешке и звенит каждым инструментом, а дети угадывают. Инструменты кладутся на стульчики возле домика) .
Логопед: «Вот и вернулись музыкальные инструменты в театр, они больше не плачут, и сыграют вам весёлую музыку, а вы потанцуйте.»
Логопед: «Петрушка, мы будем рады ещё чем-нибудь помочь. Ребята, давайте вспомним письмо. Что ещё заколдовала злая волшебница?» (Лесную полянку).
Логопед: «Как нам туда добраться?»
Петрушка : «Надо переплывать через реку.»
Логопед: «Дети, а на чём мы можем переправиться через реку? (На лодке, на катере, на пароходе, на теплоходе, на корабле, на плоту).
Логопед: «Ребята, а как называется вид транспорта, который движется по воде?» (Водный).
Логопед: «Петрушка, у тебя есть какой-нибудь из этих видов транспорта?»
Петрушка : «Нет. У меня только вот такие дощечки»
Логопед: «Как же нам быть? (Ответы детей. Надо построить плот).
Петрушка : «Конечно, как же я сразу не догадался»
(Дети строят плот).
Логопед: «Итак, плот готов. Пора в путь»
Плот плывёт по реке (дети «плывут»)
Видно нас вдалеке (показывают «подзорную трубу» двумя руками у одного глаза, потом у другого).
На полянку мы приплыли (показывают на полянку).
Плот наш к берегу прибили (отталкивают руками плот)
Петрушка : «Вот и полянка»
Логопед: «Ребята, все цветы упали. Петрушка, как же нам их расколдовать?»
Петрушка : «Надо знать названия цветов и сколько в частей в каждом названии, а я этого не знаю.»
Логопед: «Это легко исправить. Как мы можем определить количество частей в слове?
(Надо прохлопать слово и посчитать хлопки, сколько хлопков, столько и частей в слове).
Логопед: «Давайте попробуем. Сначала назовём цветы. Какой это цветок? Сколько в его названии частей?»
(После правильного ответа, цветок вставляем в пластилин зелёного цвета. Такая работа проводится со всеми цветами).
Логопед: «Полянка вновь расцвела. Ребята, а давайте расскажем Петрушке,какие мы ещё знаем цветы.» (Ответы детей).
Логопед: «Ребята, а кого ещё не хватает на полянке?» (Насекомых).
Логопед: «Петрушка, а где же насекомые?»
Петрушка : «Они появится, если дети отгадают загадки.»
Логопед: «Мы поможем. Я загадаю загадки, а ребята их отгадают.
ЗАГАДКИ
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Возле пня дом строит.
Вот так дом – в тысячу окон! (Муравейник)
С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу-кружу,
Мед вожу. (Пчела)
Это что за вертолет
Отправляется в полет
Над озерами, лугами,
Над цветущими полями? (Стрекоза)
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)
Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке? (Божья коровка)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук)
Целый день летает, всем надоедает.
Ночь настанет, тогда перестанет. (Муха).
С ветки на ветку, с ветки на тропинку
Прыгает пружинка - зелёная спинка. (Кузнечик).
Логопед: «Ребята, каких мы ещё насекомых знаем?» (Ответы детей).
Логопед: «Ребята, надо сделать так, чтобы полянка зазвучала. Давайте вспомним, как жужжат жуки? (Ж-Ж-Ж).
-А как звенят комары? (З-З-З).
_А как звенят маленькие комарики? (ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ).
-Вот и расколдовали мы полянку.
Петрушка : «Спасибо, ребята. Вы настоящие друзья. Я понял, почему у меня ничего не получилось. Я был один, а вы такие дружные и весёлые. А дружба-это самое главное»
Логопед: «А нам пора возвращаться в садик. Давайте пригласим Петрушку в гости» (Дети приглашают).
(Отправляемся на плоту, потом на поезде и возвращаемся в садик).
Логопед: «Вот мы и вернулись. Где мы побывали? Что мы делали?»
(Ответы детей).