Папки-передвижки

Конспект занятия «Как Кот Учёный про полезные ископаемые в Петербурге детям рассказывал»

Веселова Светлана
Конспект занятия «Как Кот Учёный про полезные ископаемые в Петербурге детям рассказывал»

Методическая разработка занятия

в подготовительной группе

«Как Кот Учёный про полезные

ископаемые в Санкт-Петербурге

детям рассказывал»

Цель: создание благоприятных условий для повышения познавательного интереса дошкольников к теме «Полезные ископаемые», к истории и культуре родного города и страны.

Задачи:

Обучающие:

Публикация «Конспект занятия „Как Кот Учёный про полезные ископаемые в Петербурге детям рассказывал“» размещена в разделах

- формировать первичное представление воспитанников о полезных ископаемых, их свойствах и назначении;

- познакомить с понятиями: «полезные ископаемые»;

- продолжить знакомство с интересными краеведческими фактами;

- привлечь воспитанников к изучению культурного и исторического наследия родного города, страны.

Развивающие:

- развивать внимание, память, мышление, воображение, двигательную активность;

- развивать речь, обогащать словарь детей;

- развивать познавательный интерес и творческие способности воспитанников;

- формировать социально-коммуникативные навыки.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, полезным ископаемым как к богатству Земли, уважение к труженикам;

- воспитывать патриотические чувства, интерес к краеведению;

- воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.

Оборудование и атрибуты:

Ноутбук, видеопроектор, презентация, музыкальные записи, коллекция полезных ископаемых, карандаш, ювелирные изделия, монеты, рисунки достопримечательностей Санкт-Петербурга и ювелирных изделий, зеркальная поталь золотистого цвета, спальные мешки, рюкзаки, предметы для похода, игра «Рыбалка» (магнитная, мешочек из ткани. Костюмы: Кота Учёного.

Действующие лица:

Кот Учёный, Ребёнок 1, Ребёнок 2, Ребёнок 3.

Ход мероприятия:

Кот Учёный. Учёный Кот встречает вас!

Познакомимся сейчас!

Мур-мур-мур!

Узнали вы меня – учёного Кота?

Здравствуйте, дорогие ребята! Я пришёл к вам в гости и хочу сегодня вас удивить. Посмотрите на мою коллекцию полезных ископаемых (Слайд 2).

Полезные ископаемые – это богатства Земли, её клады. Миллионы лет создавала их наша планета. Все они приносят пользу людям, поэтому и называются полезными. Что значит ископаемые? Их надо искать! Чаще всего залегают они под землёй. Ископаемые эти нужны человеку, но достаются непросто. И всё-таки их научились добывать! Всюду окружают нас предметы, которые «сделаны» из полезных ископаемых. Вот карандаш, внутри него графит – полезное ископаемое. Все вы любите рисовать мелом. И это нужное ископаемое. А ещё в моей коллекции самые обычные глина, песок и даже соль! Обо всех полезных ископаемых можно говорить очень долго. Давайте сегодня поговорим о меди, золоте, стали и граните. Я приглашаю вас на прогулку. Попробуем разыскать полезные ископаемые в знакомых вам местах нашего города.

Мы шагаем с вами по улицам самого прекрасного города – родного Санкт-Петербурга! А его трудно представить без набережных (Слайд 3). Именно они придают берегам правильную форму, укрепляют их и защищают от размывов и разрушений. А как набережные оформлены? Они сделаны из полезного ископаемого – гранита, потому что это твёрдый, прочный камень. Посмотрите на образец из моей коллекции (Слайд 4). А ещё он морозоустойчивый и не боится пожаров. Гранит – это камень, который формируется в недрах (то есть внутри) нашей земли. Цвет гранита может быть самым разнообразным. В природе чаще всего встречается и используется людьми сероватый гранит, но этот камень бывает и красным, и розовым, и даже оранжевым. Это полезное ископаемое – один из самых важных и надёжных материалов, поэтому в строительстве без него не обойтись. Так же он является серьёзной опорой для мостов, а их в нашем городе много (Слайд 5).

– Как вы думаете: без полезного ископаемого – гранита – был бы наш город так прекрасен? (Ответы детей).

Кот Учёный. Продолжаем нашу прогулку… Вот мы и дошли до самого старого сада нашего города – Летнего.

Ребёнок 1. Да, живём мы с вами, дети,

В лучшем городе на свете!

В нашем городе сады небывалой красоты!

Вот, к примеру, Летний сад

Украшен кружевом оград.

Иди скорей – увидишь ты

Решётку дивной красоты!

(Слайд 6).

Кот Учёный. Давайте внимательно посмотрим на ограду Летнего сада. Изумительной красоты решетка удивляет, восхищает! Она стала одним из символов нашего города. Мастера XIII века выковали решётку ажурной, а изготовлена она из чугуна. А что это за материал? Предлагаю посмотреть на всем знакомые предметы быта из чугуна (Слайд 7).

– Узнали сковороды, на которых вам бабушки блины пекут? А чугунки будто из сказок да из мультфильмов. Из каких? (Ответы детей).

Представьте себе, в моей коллекции полезных ископаемых вы чугуна не найдёте, его в природе нет! Чугун не добывают, а выплавляют на заводах из полезного ископаемого – железной руды. Посмотрите на образец (Слайд 8).Плавят руду в огромных печах – доменных (Слайд 9). Только сильные, выносливые люди способны на такую работу, поэтому металлурги достойны большого уважения. Без полезного ископаемого – железной руды – не было бы очень нужных нам сегодня предметов: гвоздей, шурупов, рельсов, замков, ключей, ножей, ножниц, скрепок, булавок.

Ребёнок 2. Чтобы добыть железо

Сколько же надо труда!

Тысячи разных изделий,

Получит родная страна.

Кот Учёный.На знаменитой ограде Летнего сада вы видите позолоченные розетки. Золото – царь металлов. Это ископаемое отличается характерным блеском. Посмотрите на фото и на украшения (Слайд 10).

– Где же используют золото? (Ответы детей).

Правильно, из него изготавливают монеты, покрывают золотой краской посуду, церковную утварь, украшают купола храмов и шпили зданий. А украшения из него называются ювелирными, их делают мастера – ювелиры. Они должны иметь отличный вкус, талант и терпение. Можно сказать, у них и руки золотые. Не обойтись без этого ископаемого, когда делают технику и приборы, ведь золочение металлов защищает их от ржавчины. Золото – металл драгоценный, потому что не действуют на него ни сырость, ни время. А ещё оно очень редко встречается в природе – в виде песка или самородка. Именно про него создано много сказок, легенд.

– А в каких сказках упоминается золото или монеты из него? (Ответы детей).

Гуляя по нашему городу, все любуются золотыми куполами соборов (Слайд 11). Ах, как горят они на солнце! Золото это – сусальное. Оно изготавливается в виде тончайшей пластинки, а потом прикрепляется к поверхности.

– На какой достопримечательности нашего города видим золотое покрытие? (Ответы детей).

Правильно, на кораблике и на шпиле Адмиралтейства! (Слайд 12).

– Был бы наш город столь блистательным, если бы не было такого полезного ископаемого – золота? (Ответы детей).

Задание: Кот Учёный раздаёт рисунки с изображением соборов, посуды, ювелирных изделий. Детям надо их украсить сусальным золотом (зеркальной поталью). Каждому на память остаётся поделка.

Кот Учёный. Пора идти дальше. Наш разговор о полезных ископаемых продолжается! Посмотрите: на сером граните набережной Фонтанки села напиться водицы маленькая бронзовая птичка – знаменитый Чижик - Пыжик (Слайд 13). Его вес – всего 5 кг, и это самая маленькая скульптура нашего города. Задорному Чижику повезло: каждый день встречает он туристов или гуляющих горожан, заряжая всех хорошим настроением. Бросьте ему монетку, загадайте желание, а мы будем говорить о меди и бронзе.

– Какой ещё очень знаменитый памятник нашего Санкт-Петербурга выполнен из бронзы? (Ответы детей).

Правильно, Медный всадник (Слайд 14). Обратите внимание, что пьедестал памятника Петру I высечен из гранита! Вы удивитесь, но такого полезного ископаемого, как бронза, нет! Так откуда же взяли люди бронзу? Чтобы разобраться, давайте сначала рассмотрим в моей коллекции образец меди. (Слайд 15). Когда-то, очень давно, древний человек увидел красивый, блестящий самородок меди и поднял его. Люди начали изготавливать из меди оружие, потом – чашки и кувшины. Это металл мягкий, нержавеющий. Человеку легко было с ним работать. И сейчас медь используют в промышленности, ведь она проводит электричество и легко вытягивается в проволоку. Кроме того, медные изделия долговечные. Наступил момент, когда люди научились делать сплав меди и олова. Так появилась бронза. Посмотрите на олово в моей коллекции (Слайд 16).

Кроме Медного всадника, из бронзы выполнены мои заМУРчательные приятели – Кот Елисей и его подруга Василиса, которые живут на Малой Садовой. Эти хвостатые тоже стали символами города. Они установлены в память о котах, которые помогали ленинградцам бороться с крысами в страшные блокадные годы (Слайд 17).

Кот Учёный. Мы говорили сегодня о золоте, граните, железной руде, меди, олове. Помните, что надо экономно расходовать полезные ископаемые.

– Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Правильно, эти запасы когда-то могут кончиться, поэтому тратить надо разумно. А ещё необходимо беречь и охранять природу при добыче полезных ископаемых.

Ребёнок 3. Полезных ископаемых Земля хранит немало!

Так долго, миллионы лет, она их создавала.

И строя дом, кирпичный дом, кидая уголь в печь,

Мы скажем им спасибо и будем их беречь!

Кот Учёный. А знаете ли вы, ребята, представители какой профессии открывают людям полезные ископаемые? (Ответы детей). Занимаются поиском полезных ископаемых и их изучением геологи (Слайд 18). Может быть, кто-то из вас в будущем станет геологом и будет в составе экспедиции находить залежи металлов, драгоценных камней, гранита, мрамора и других полезных для нас ископаемых.

Пешком геологи проходят сотни километров, живут в палатках, спят в спальном мешке, еду готовят на костре, умываются в реке. Да ещё несут на себе огромный рюкзак! Места их работы – тайга, горы, пещеры. Поэтому геологи – люди смелые, выносливые, здоровые и трудолюбивые. Хотите проверить себя?

Задания от Кота Учёного

Задания выполняются под весёлую музыку.

1.«Собери рюкзак». Задание выполняется в парах. Из множества предметов нужно выбрать те, которые понадобятся в походе. Предметы: ваза, книга, фен, утюг, электрочайник, туристический коврик, фонарь, батарейки, кеды, свитер, металлическая миска, стеклянный стакан, блокнот, комнатные растения, кастрюля, котелок, мыло, бинт, ложка, гитара и т. д. Кот Учёный проверяет собранные рюкзаки и оценивает выполненное задание.

2. «Ночлег». Задание: вынуть из чехла спальный мешок, расправить его, улечься, застегнуть, выбраться из него, затем свернуть, аккуратно поместить в чехол. Кто быстрее справится? Кот Учёный оценивает аккуратность участников и скорость выполнения задания.

3. «Рыбалка». Задание: за 1 минуту наловить как можно больше рыбы магнитными удочками. Кот Учёный оценивает «улов» участников.

Итоги

Кот Учёный. Для вас, дорогие мои ребята, приготовил я мнемотаблицу (Слайд 19). Расскажите, глядя на неё, о чем мы с вами говорили сегодня на занятии? (Ответы детей).

– Почему клады, которые хранит Земля, называют полезными ископаемыми? (Ответы детей).

– Есть у меня «Мешочек удивительных вещей». Положить в него можно тот предмет, который заинтересовал вас на сегодняшнем занятии. Но сначала нужно объяснить свой выбор и только потом положить что-то в мешочек. Итак, что же будет у нас в мешочке? (Ответы детей).

– Что нового вы открыли для себя? (Ответы детей).

Кот Учёный благодарит детей и прощается с ними.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по валеологии «Полезные витамины для нашего организма» КОНСПЕКТ ПОЗНОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ПОЛЕЗНЫЕ ВИТАМИНЫ ДЛЯ НАШЕГО ОРГАНИЗМА" Образовательная.

Беседа с детьми «Достопримечательности и полезные ископаемые в городе Березники»Беседа с детьми «Достопримечательности и полезные ископаемые в городе Березники» Цель: закреплять знания детей о названии родного города Березники, формировать патриотические чувства, уметь узнавать по фотографии и.

Конспект логопедического занятия «Продукты питания: вредные и полезные»Конспект логопедического занятия «Продукты питания: вредные и полезные» Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматических средств языка по теме: «Продукты питания: вредные и полезные».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Как Кот Учёный про полезные ископаемые в Петербурге детям рассказывал»
Опубликовано: 1 мая 2024 в 16:29
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД