Елена Царёва
К вопросу о детской одаренности. Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы
Пример яркой одаренности – дети – вундеркинды (от «чудесный ребенок»). Они, как правило, дошкольники или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком- либо определенном виде деятельности (математике, поэзии и т. д.). Особое место среди этих детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее (с 2- 3 лет) освоение чтения, письма и счета, овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса и т. д. У них необыкновенно высоко развиты отдельные познавательные способности (поразительная память, необычная сила абстрактного мышления и т. д.).
Публикация «К вопросу о детской одаренности, Часть 3» размещена в разделах
Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере изобразительного искусства, особенно в музыке. В науке обычно позднее, чем в искусстве (выдающиеся открытия, создание новых областей и методов исследования и т. д.). Это связано с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых научные открытия невозможны. Раньше других проявляется математическое дарование (1, с. 151).
Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех этих критериев классификации видов одаренности. Следовательно, одаренность - это многомерное по своему характеру явление. Для специалиста – практика это возможность и необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.
Психолог Юрий Гильбух, на основе анализа познавательных особенностей ребенка, выделяет следующие типы одаренности :
- естественные теоретики (направленность познавательного интереса на осмысление абстрактных идей, склонность к естественным знаниям);
- усваивающая одаренность (отсутствие собственного подхода, отсутствие «самости» (по Юркевичу).
Некоторые американские психологи главнейшими считают такие типы одаренности ребенка :
- интеллектуальная одаренность. Оказывается в любознательности, наблюдательности, точном мышлении, исключительной памяти, интересу ко всему новому, глубине погружения в дело.
- одаренность в сфере академических достижений. В чтении: дает ему преимущество среди других видов деятельности; быстро и надолго запоминает прочитанное; обладает большим словарным запасом; использует сложные синтаксические конструкции; интересуется написанием букв и слов. В математике: проявляет интерес к счету, измерению, взвешиванию, упорядочению предметов; запоминает математические знаки, цифры, символы; легко выполняет арифметические действия; применяет математические умения и сроки к ситуациям, которые не касаются непосредственно математики. В естественных науках: проявляет интерес к окружающему; интересуется происхождением и назначением предметов и явлений, их классификации; внимательность к явлениям природы, их причинам и последствиям, попытки экспериментировать( 2, с. 84).
Конечно, каждый учитель мечтает иметь учеников, способных к высоким показателям успеваемости в изучении именно его предмета. Но, между тем, очень часто ученики не только не проявляют одаренность, а наоборот, демонстрируют негативное отношение к учебе вообще.
То обстоятельство, что все больше детей не желает учиться, вызывает тревогу, растерянность, а во многих случаях страх и чувство беспомощности почти у каждого учителя. Наблюдается неутешительная ситуация, когда дети ничем не заинтересованы и апатичны к познанию. Складывается впечатление, что они не поддаются обучению. Но так ли это в действительности?
В последние десятилетия в зарубежной психологии появилось много работ, посвященных трагедии не проявленных или заблокированных системой школьного обучения талантов. По данным одного из известных ученых - П. Терренса, более трети детей, которые были отчислены как неуспевающие, это - одаренные дети.
Подготовив учителей к работе с одаренными детьми, сообщив, что некоторые из детей продемонстрируют исключительные способности, исследователи стали ждать, что же произойдет дальше. Периодически в течение года они проводили наблюдения за динамикой успеваемости учащихся, а в конце года проверили всех детей с помощью теста IQ. Ожидания стали реальностью. Выяснилось, что реальный прирост показателя IQ зависел от информации, которую получили учителя: у тех детей, которые, по мнению учителя, были умственно более способными, прирост IQ был больше, чем у тех детей, которые, по мнению учителя, были менее способными. Таким образом, предвзятость учителя в отношении ребенка влияла на ту учебную работу с одаренными детьми, которую он с этими учениками проводил. Впоследствии эти выводы были подтверждены в ряде других экспериментальных исследований.
Надежды, которые учителя возлагали на своих учеников, даже если они не были высказаны вслух, помогли школьникам поверить в себя и учиться соответствующим образом. Многочисленные исследования показали, что люди не осознанно стремятся соответствовать тому уровню развития, который от них ожидается, причем как выше, так и ниже(3, с. 17- 18).
Итак, поиск способов выявления потенциальной одаренности, форм, методов работы с одаренными детьми, имеет все основания для того, чтобы дать ожидаемые результаты, то есть помочь определить условия, при которых рядовые ученики смогли бы в полной мере выявить естественные психологические возможности и достичь наивысшего уровня своего развития.
Но для этого нужны соответствующие формы, методы работы и психолого-педагогический инструментарий, с помощью которого мы бы имели возможность диагностировать потенциальные задатки и способности детей и обосновать вероятность их развития до уровня одаренности.