Елена Царёва
К вопросу о детской одаренности. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Публикация «К вопросу о детской одаренности, Часть 1» размещена в разделах
Одна из приоритетных задач современного общества – создание условий для выявления и развития одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей. Поэтому растет число трудов в этой области, однако, при отсутствии валидных методов идентификации одаренности эти работы могут привести к негативным последствиям.
Следовательно, требуется серьезная просветительская работа среди педагогов, родителей, чиновников от образования для формирования у данных детей научно – адекватных представлений о природе, а также методах выявления и путях развития одаренности. Актуально создание рабочей концепции одаренности, которая явилась бы теоретическим и методическим основанием для практической работы.
Одаренность - это понятие не из детского сознания. Талантливый ребенок осознает скорее не свою одаренность, а свое отличие от других, а по действующим в этом мире социально-психологическим закономерностям переживания этого различия самим ребенком и его окружением, это может перерасти в отчужденность и породить серьезные личностные конфликты.
Многие думают, что ребенок, который опережает сверстников по уровню интеллекта и блистает умственными способностями, не будет встречать трудности в учебных занятиях и ему, видимо, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе, свои драмы в ходе возрастного развития.
Таким образом, специальное психологическое исследование особенностей одаренных детей выступает важным и необходимым моментом работы с ними.
Предмет исследования: психология одаренных детей.
Объект исследования: психологические особенности одаренного ребенка.
Цель исследования: охарактеризовать психологические особенности одаренных детей.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие одаренности у детей;
- проанализировать психологические особенности одаренности у детей.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Список литературы содержит 8 источников.
Объем работы: 26 страниц печатного текста.
1. Понятие одаренности у детей
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в каком- либо виде деятельности.
Согласно рабочей концепции одаренности (Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д., Бабаева Ю. Д. и др., одаренность - это не высокий уровень развития конкретных (прежде всего, умственных) способностей ребенка, а системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. Именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал. То есть приоритетной является задача воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка. К одаренному ребенку необходимо относиться бережно, понимая не только преимущества, но и трудности, которые несет одаренность (8, с. 5).
Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социо- культурной среды, опосредованной деятельностью ребенка (игровой, трудовой, учебной). Особое значение имеют: собственная активность ребенка, психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
В психике детей глубоки интегративные процессы на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость одаренности. Задержка, поступательность или регресс интеграции определяют динамику развития одаренности.
Относительно феномена одаренности ребенка существует две противоположные точки зрения. По социальной концепции признается, что большинство детей от рождения одинаково наделены разумом, и разница в уровне развития их способностей обусловлена разницей жизненных условий (Дж. Локк, К. А. Гельвеций). Вторая - теория генетической наследственности, по которой одаренность является врожденным, довольно редким явлением, что наследуется от родителей и даже через поколения (Ф. Гальтон, Г. Штернберг). (4, с. 15-16).
Противоречие этих взглядов исчезает, если считать, что потенциальная одаренность ребенка по отношению к различным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует лишь незначительная часть детей. Любой ребенок может достигать особых успехов в широком спектре деятельности, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. Таким образом, одаренность в определенной деятельности может возникать стихийно и дальше развиваться при благоприятных условиях или затухать при неблагоприятных.
Частое ли явление – детская одаренность? Существуют две крайние точки зрения на эту проблему:
1. «Все дети являются одаренными». До уровня одаренности можно развить практически любого здорового ребенка, при создании для него благоприятных условий
2. «Одаренные дети встречаются крайне редко». Одаренность – уникальное явление, и основное внимание надо уделять поиску одаренных детей. (6, с. 7).
Существует и другая позиция: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, а реальные незаурядные результаты показывают единицы.
Ребенок может проявить особую успешность во многих видах деятельности, так как его психологические возможности весьма пластичны. Это создает условия для формирования различных видов одаренности. Одаренность часто проявляется в успешности такой деятельности, которая имеет стихийный характер. Судить об одаренности ребенка надо не только по школьным или внешкольным успехам, но и по инициированным им самим формам деятельности.
Иногда причиной, задерживающей становление одаренности (несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются какие–либо трудности, развития – заикание, повышенная тревожность и т. д. Про оказании психолого- педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты. Причиной отсутствия проявлений какого-либо вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, недоступность предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка.
Следовательно, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя поведение ребенка, педагоги, психологи и родители должны допускать, что недостаточно знают о его истинных возможностях, и знать, что существуют такие дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.
Одаренность у детей – это потенциал психического развития в последующих этапах жизни человека. Но нужно учитывать и специфику одаренности детей :
1. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Иногда существует видимость одаренности («маска», а под ней – обычный ребенок. Это - так называемое «ускоренное развитие» определенных функций, специализация интересов и т. п.
2. Под влиянием смены возраста, образования, усвоения норм культурного поведения и т. д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Поэтому очень сложно оценить устойчивость одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном возрастном этапе. Труден и прогноз превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
3. Своеобразие формирования детской одаренности – неравномерность, рассогласованность психического развития. Например, высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т. д. По одним признакам ребенок может классифицироваться как одаренный, а по другим – как отстающий в психическом развитии.
4. Проявления детской одаренности иногда трудно отличить от обученности (степени социализации, как результата более благоприятных условий жизни данного ребенка. Например, при равных способностях ребенок из обеспеченной семьи (если семья прилагает усилия для его развития) покажет более высокие достижения в некоторых видах деятельности по сравнению с ребенком, которому не были созданы такие условия.
Оценка какого-либо ребенка, как одаренного, во многом условна. Самые яркие способности ребенка не являются достаточным показателем его достижений в будущем. Признаки одаренности у детей, даже при самых оптимальных условиях, могут постепенно или быстро исчезнуть. Это важно учитывать про организации практической работы с одаренными детьми. Не нужно навешивать ребенку клеймо «одаренный», т. к. случаются драматичные ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он- одаренный, на следующих возрастных этапах вдруг теряет признаки своей исключительности. Также может возникнуть вопрос, что делать с ребенком, начавшим обучение в специализированном образовательном учебном заведении, но потом перестал считаться «одаренным».
Поэтому в практической работе с детьми нужно использовать не понятие «одаренный ребенок», а «ребенок с признаками одаренности» (5, с. 94- 95).
Что касается видов одаренности, то систематизация определяется критериями в качественном и количественном аспектах.
КАЧЕСТВЕННЫЕ характеристики одаренности выражают специфику психологических возможностей человека и особенности их проявления в каких-либо видах деятельности.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.
Критерии выделения видов одаренности :
1. Вид деятельности и сферы психики, обеспечивающие ее;
2. Степень сформированности;
3. Формы проявлений;
4. Широта проявлений в различных видах деятельности;
5. Особенности возрастного развития.