Юля Цветкова
Конспект открытого занятия «К нам пришли гости»
▼ Скачать + Заказать документы
«К нам пришли гости»
Подготовила и провела:
Цветкова Ю. В.
Тема занятия «К нам пришли гости»
Цель занятия : научить детей принимать гостей в соответствии с правилами этикета.
Задачи:
- учить основам гостеприимства, познакомить с правилами этикета;
- развивать устную речь, обогащать словарный запас, расширять речевую практику в процессе общения;
Публикация «Конспект открытого занятия „К нам пришли гости“» размещена в разделах
- воспитывать доброжелательность во взаимоотношениях детей, культуру поведения.
Форма работы: коллективная.
Оборудование: ноутбук, телевизор, доска, приглашение, фломастер, телефоны, письмо.
Структура занятия :
1. Постановка цели занятия;
2. Работа над новым материалом;
3. Итог.
Ход занятия.
1. Постановка цели занятия.
Педагог:
-Дети, кто из вас любит ходить в гости? (Все)
-Сегодня мы с вами поговорим о правилах поведения в гостях, за столом, о том, как правильно принимать гостей в своем доме, как можно их пригласить, будем обыгрывать речевые ситуации.
2. Работа над новым материалом.
Педагог:
- Мне по почте пришло письмо. Вот посмотрите, какое оно красивое. Его прислала Фея Вежливости. Давайте прочитаем его. (Работа с письмом. Педагог зачитывает ситуации от Феи Вежливости детям, а дети высказывают свое мнение, отвечают на вопросы).
Ситуация №1
Если Вы пришли незвано -
Для хозяев это странно!
Раз к себе не приглашали,
Значит, Вас совсем не ждали!
Педагог:
-Дети, когда нужно приходить в гости?
Дети:
-В гости нужно приходить по приглашению.
Ситуация №2
Пригласил щенок утят
Зайчика, Котенка.
Гости все давно сидят
Ждут лишь поросенка.
Наконец, он появился,
Сел за стол, не извинился.
Педагог:
-Дети, что сделал поросенок неправильно?
Дети:
-Поросенок опоздал, он должен был извиниться за опоздание.
Педагог:
-Правильно дети.
Ситуация №3
Зайчиха пригласила Зайца в гости
Гостя ждёт она на праздник,
Но притопал Заяц в грязных
Стоптанных калошах.
Пирога наелся вдоволь -
Очень сладко было!
Убежал. Зайчиха долго
Пол потом скоблила.
Педагог:
- Дети, что сделал Зайчик неправильно?
Дети:
-Он не снял грязную обувь при входе в дом.
Педагог:
-Правильно.
Ситуация №4
В день рожденья у Лягушки
Собрались ее подружки.
Порезвились, поиграли,
А потом обедать стали.
Только об одном забыли:
Руки гости не помыли!
Угощенье за столами
Брали грязными руками.
Педагог:
-Дети, что может случиться, если сесть за обеденный стол с грязными руками?
Дети:
-Микробы с рук попадут в рот и будет болеть живот.
Педагог:
-Правильно!
Ситуация №5
В гости лев с семьёй пришел
Угощенье - полный стол!
Львё нок вдруг промолвил грустно:
А салат у Вас не вкусный.
Что-то в нём совсем не то,
Я и сам не знаю, что.
Педагог:
-Дети, что сделал Львёнок неправильно? Можно ли в гостях критиковать еду?
Дети:
-Нужно похвалить её, а не критиковать.
Педагог:
-Правильно, молодцы!
Ситуация №6
Поросенок как-то раз
Был в гостях у белки.
Залезал в буфет не раз
И разбил тарелки.
Он на что-то наступил,
Что-то поломал он.
Он на скатерть суп пролил
Очень грязно стало.
Педагог:
-Можно ли трогать без разрешения вещи хозяев?
Дети:
-Вещи трогать нельзя. Если что-то хочется посмотреть, то нужно спросить разрешение.
Педагог:
-Молодцы! Правильно ответили на все вопросы: знаете, как вести себя в гостях. А теперь скажите, каким должен быть гость?
( Дети передают друг другу волшебную палочку и называют слова: гость должен быть вежливым, аккуратным, воспитанным, опрятным, добрым, приветливым, щедрым - не жадным)
-Послушайте стихотворение, которое называется «Этикет» :
Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть?
Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них дает ответ
Этот самый ЭТИКЕТ.
- А какие правила поведения за столом вы знаете? Давайте повторим их.
Дети выходят и читаю стихотворения:
1. Известно с детства это всем:
Когда я ем, я глух и нем.
Жуешь - закрытым рот держи.
Проглоти - потом скажи.
2. Блюдо с хлебом далеко,
Дотянуться нелегко.
Рукавом в салат не лезь,
За столом соседи есть
Попроси их вежливо.
И припомни снова
Вежливое слово.
3. Не вытирай свой рот рукой-
Салфетка есть перед тобой.
Облизывать не стоит пальцы,
Которые за все хватальцы.
Учитесь ЭТИКЕТУ, детки:
Для рук положены салфетки.
4. Чтобы что-то резать, нож
В руку правую берешь,
Вилку - в руку левую,
Как королева.
5. Не вертись, спокойно кушай.
И не чавкай, словно хрюша.
Ложка в чашке – не пропеллер,
Не спеша помешивай.
Чтобы люди не смотрели
На тебя насмешливо.
6. Чтоб не грохнуться случайно
На пол в час веселья,
Ты на стуле не качайся-
Это не качели.
Педагог:
-Молодцы, ребята! Хорошо знаете правила!
-Посмотрите на картинку и скажите, что ребята делают неправильно? Слайд 2. (Ответы детей)
-Молодцы, дети! Все правильно назвали.
-А давайте теперь представим, что у вас день рождения, и вы хотите позвать в гости друзей. Что нужно сделать в первую очередь?
-Правильно, их нужно пригласить. А как это можно сделать?
(ребята отвечают, что можно подойти и сказать, можно позвонить, отправить sms-сообщение). Слайд 3.
-Верно, а еще можно приглашение написать и отправить как письмо. Итак, в гости можно пригласить лично, по телефону и по почте. Главное, пригласить нужно заранее, чтобы ребята могли спросить разрешения у родителей, подготовить подарки, закончить какие-то дела.
-В вашем приглашении обязательно должно быть указано место и время праздника.
- Давайте обыграем наши приглашения. Предлагаю Диме Богонатову пригласить Сашу лично, Наташе пригласить по телефону Карину, а Егор отправит приглашение по почте Гале.
(Егор пишет на доске, остальные показывают, как они будут приглашать гостей).
Примерные диалоги:
1. Устно:
- Привет, Саша.
- Привет, Дима.
- Как хорошо, что я тебя встретил. Хочу пригласить тебя в гости.
- Здорово. А когда?
- В субботу у меня день рождения. Приходи ко мне домой к 12 часам.
- Спасибо, я приду.
- До встречи.
- Пока.
2. По телефону:
- Добрый вечер, Карина.
- Добрый вечер, Наташа.
- Хочу пригласить тебя на свой день рождения в воскресенье.
- Ты празднуешь дома?
- Нет, в кафе «Сказка» на Пионерской улице. Приходи к 12 часам.
- Спасибо за приглашение, но мне нужно спросить у мамы. Я перезвоню, пока.
- До свидания.
Педагог:
- Молодцы, вы справились с работой. Теперь нужно готовиться к приходу гостей. А как?
- Посмотрите на картинку. Можно в такой комнате принимать гостей? Верно, нельзя. Что нужно сделать? Слайд 4.
Дети:
- Расставить всё по местам, вытереть пыль с мебели, пропылесосить.
Педагог:
- Ну вот, теперь можно и гостей ждать. А значит, пора накрывать на стол. Помогите мне, пожалуйста, это сделать. Вот у нас стол. Что дальше? Слайд 5. (Ответы детей)
- Нужно поставить стулья по числу гостей, накрыть стол красивой скатертью, расставить тарелки, стаканы для воды или сока, разложить столовые приборы (уточнить, что это такое). Центр стола можно украсить вазой с цветами или с фруктами.
- Итак, стол накрыт, гостей ждет вкусное угощение. Гости сядут за стол, всё попробуют, и на этом праздник закончится? Какой-то скучный праздник получается. Слайд 6. (Ответы детей)
- Чтобы получился настоящий день рождения, гостей нужно не только угощать, но и развлекать. Нужно заранее подготовить интересные игры и конкурсы, чтобы всем было весело и интересно.
- Какие игры вы можете предложить гостям? Ответы детей. Слайд 7.
- Молодцы! Много игр знаете.
Педагог:
- Согласитесь, нелегкое это дело – принимать гостей. А каким словом можно заменить это словосочетание? Подумайте! Слайд 8.
Гость + принять = гостеприимство.
- В словаре Ушакова записано: гостеприимство – это готовность и желание принимать гостей, угощать их.
- В русском языке много пословиц и поговорок о гостеприимстве. Прочитайте: Слайд 9.
Хорший гость дому рдость.
Мнго гостй, мнго новостей.
Хоть не богт, а гостям рад.
Где рды, хоть не уезжй, а где не рды - век не бывй.
Как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Давайте немного поиграем.
Игра «Доскажите словечко».
Педагог:
- Дети, вслушайтесь в слова:
Строит (кто) строитель.
Учит (кто) учитель.
Воспитывает (кто) воспитатель.
Дарит подарки (кто) – даритель.
(Педагог подсказывает новое слово «даритель»).
-Это слово непривычно. Когда-то в русском языке это слово употреблялось часто. Оно обозначало человека, который «даром», обратите внимание, «даром» делает другому что-нибудь хорошее.
Но бывает и так:
(Педагог зачитывает диалог)
- Петь, а Петь, я тебе на день рождения свисток подарю, а ты мне удочку!
- Сказал тоже - свисток! Свисток три рубля стоит, а удочка - двадцать!
- Ну ладно. Я ещё две марки добавлю.
- Да на что мне твои марки? Я про спорт собираю, а у тебя - города.
Педагог:
- Разве здесь о подарках разговор?
(Ответы детей)
- Такой способ «дарить» и таких «дарителей» народ давным-давно осудил в поговорке: «Подарки дарят - отдарки дарят». Подарок должен быть сделан от всей души, быть полезен, и уж не в коем случае нельзя договариваться и считаться, кто что будет дарить и сколько это стоит. Это некультурно, невежливо.
- А вы знаете, какой подарок самый лучший? (Книга)
- Правильно! Книга - это лучший подарок, так как существует множество интересных и полезных книг, из которых человек может многое узнать, многому научиться. А ведь знания бесценны. Но прежде чем выбирать книгу нужно знать, чем интересуется ваш друг. Книга должна соответствовать возрасту человека и его интересам.
- Книгу нельзя подписывать. Чтобы узнать, от кого книга, в неё можно вложить подписанную поздравительную открытку. Книгу можно упаковать в подарочную бумагу. Когда даришь книгу, да и любой другой подарок, нужно говорить слова поздравления и пожелания.
3. Итог.
- Итак, давайте подведем итог нашему занятию.
- Что нужно сделать, чтобы ваш дом считали гостеприимным? Слайд 10.
(Приглашать в дом друзей. Уметь красиво накрыть стол. Принимать гостей радушно, угощать и не забывать об играх и конкурсах, чтобы всем было интересно.)
- Правильно! Молодцы! Мы хорошо с вами позанимались. Вы многое узнали, многому научились. Наше занятие окончено. Всем спасибо! Слайд 11.