Папки-передвижки

Ярмарка педагогических идей «Формирование навыков и компетенций 21 века»

Гусарова Анастасия
Ярмарка педагогических идей «Формирование навыков и компетенций 21 века»
▼ Скачать + Заказать документы

«Математическая грамотность, как предпосылка для развития интеллектуальных способностей дошкольника с использованием логико – математических игр».

Подготовила

Воспитатель 1 кв. категории

Гусарова А. В.

«…корни величайших достижений логической,

математической и научной мысли можно

найти в простых действиях, которые выполняют

маленькие дети над физическими объектами в своем мире».

Г. Гарднер

Темочки:

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Особая роль еёсостоит в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Запоздалое формирование логических структур мышления протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.

Инновационным в области интеллектуального развития дошкольников сегодня стало выстраивание процесса развития ребенка через общение, познавательно-исследовательскую деятельность, игру. Именно эти сквозные механизмы способствуют развитию интеллекта ребенка – дошкольника, не сводя этот процесс к обучению.

Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить интеллектуальное развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.

В ФГОС ДО, на которые ориентировано дошкольное образование, не существует раздела «Математическое развитие». В образовательной области «Познавательное развитие», одним из разделов является «Формирование элементарных математических представлений».

В соответствии с ФГОС ДО одной из основной целью математического развития детей дошкольного возраста является: развитие интеллектуально – творческих представлений детей: находчивость, смекалка, догадка, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач.

Исходя из этого целью моей работы стало:

создание благоприятных условий для интеллектуального развития ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и элементам словесно-логического мышления.

Для достижения цели, я определила для себя задачи, которые представлены на слайде.

В своей работе я стремлюсь не к тому, чтобы научить ребенка считать, измерять, решать задачи, а стараюсь развивать способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, закономерности, умения «манипулировать» предметами, знаками, словами.

Я нашла такую форму обучения, которая органически влилась в жизнь детей моей группы, решает вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, имеет связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравится детям.

Воплощая идею Л. С. Выготского об опережающем развитии, я ориентируюсь не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы они могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, я использую основной метод развития – проблемно-поисковый, а также главную форму организации детской деятельности – игру.

Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.

Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются задачи – шутки, лабиринты, кроссворды, загадки, ребусы.

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.

Например: Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (ножницы)

Каждое выполненное задание или отгаданная загадка воспринимается ребенком как достижение, как доказательство того, что он взрослый. Я их использую в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми. С целью развития мышления детей использую задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск закономерностей, чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры. Например, какая фигура здесь лишняя и почему? Какое число надо поставить в клетку? Игра – «Четвертый лишний».

C целью предупреждения и снятия усталости, а также повышения продуктивности умственной деятельности во время ОД по математике учебный материал всегда сочетаю с движениями. Например, детям предлагают похлопать в ладоши столько раз, сколько будет показано предметов, прыгнуть на месте на один раз меньше количества показанных игрушек и т. д.

Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. Удачно используются игры, в которых необходимо бросать кубик и делать ход в соответствии с количеством выпавших очков. Двигаясь по схеме, каждый ребенок упражняется в запоминании порядка следования чисел.

Игры на освоение умений преобразования (трансфигурация и трансформация) : игры головоломки с использованием счетных палочек, (Сначала просила выложить узор по образцу, строили простые фигуры по памяти, затем задание усложняла, предлагала переложить у фигуры палочки, так чтобы получилась другая фигура. Сначала дети (например, построить треугольник со стороной в две палочки, затем давала задачи на построение более сложных фигур).

Игры на овладение действиями моделирования на плоскости и в объёме, воссоздание целого из частей :игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. : «Мозаика», «Танграм», «Пентамино», «Волшебные дощечки». Наборы эти представляют части разрезанной определенным способом фигуры: квадрата, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат: составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур, с целью создания силуэта. Сначала дети испытывали трудности в составлении плоскостных фигур. Но потом научившись выкладывать полностью образец, создавали целую картину игры по замыслу. Интерес на этом не остановился, и дети стали привлекать своих родителей дома к играм этого образца.

Знакомство детей с «Волшебными дощечками» проходило по классической схеме – закрепление цветов и выкладывание геометрических фигур, предметных силуэтов. Эта игра создана по принципу «Геоконта» Воскобовича, это как раз путь от теории к практике. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. У ребят улучшилась пространственная ориентация – оценка размеров, формы, положения предметов. Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево. Данная игра вызывает огромный интерес у ребят, они с удовольствием играют в неё, давая друг другу не сложные задания. Их я использую как в непосредственно образовательной деятельности, так и для самостоятельной деятельности детей.

Используя в работе игры на воссоздание и изменение по форме и цвету старалась развивать в детях умения выявлять простейшие зависимости предметов по форме, размеру, количеству; прослеживать изменения объектов по одному- двум признакам, развивать умения сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству.

Важное значение для умственного развития детей дошкольного возраста имеет объемное моделирование. В процессе таких игр у детей формируются пространственные представления, навыки конструирования и комбинирования, развиваются умения сочетать форму и цвет деталей, развивается образное мышление. При помощи дидактических игр и упражнений формировала у детей умения определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д.

Дидактические игры, такие как «ЗАДУМАЙ ЧИСЛО», «ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ», «СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ», «СОСТАВЬ ЦИФРУ», «КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ», «КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО?» И многие другие я использую в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Практика работы показала, что на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность ребят. Взрослые должны не подавлять и сковывать, а направлять и поддерживать проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.

В группе совместно с родителями мы создали математический уголок «Эрудит». Организовали его в доступном месте для детей, тем самым обеспечив свободный доступ к находящимся там материалам, который дополняется по уровням сложности.

Детям предоставлена возможность в свободное время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми. В него вошли развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами.

В уголке размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам и по способностям. Всю работу в уголке занимательной математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей.

Предлагая ребёнку игру, ориентируюсь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Это даёт свой результат, так как дети в организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений могут самостоятельно использовать учебно – игровые пособия.

Большое значение имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями. Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, делала выступления на родительских собраниях, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, приучали детей к умственному труду.

Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Чтобы родителям было легче определить в какие игры, и как играть с детьми, оформляю папки-передвижки, в которых отражена тематика игр в соответствии с ООП ДО и возрасту с содержанием игр.

Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа всех участников образовательного процесса по развитию у детей интеллекта и логического мышления через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, а также подготовке к обучению в школе.

Заключение:

В результате проведённой работы, можно отметить, что дети стали более общительными, интеллектуально развитыми. Они не боятся решать поставленные перед ними задачи, высказывать своё мнение сверстникам и взрослым, доказывать его правильность. Наблюдая за детьми во время игр, в повседневной жизни, можно заметить, что дети становятся самостоятельнее, стараются выполнить задание быстро и качественно. Не смеются над товарищами, если у тех, что-то не получается, а спешат помочь. У детей появляется желание узнавать новое, придумать своё решение задания, ответить на вопрос раньше других. Но не просто быстро ответить, а ответить правильно. Дети умеют находить нужную им информацию, задавать вопросы, чувствуют себя равными партнёрами взрослого в совместной деятельности.

Со всей очевидностью можно убедиться в том, что систематическое использование в работе с детьми логико-математических игр, способствует формированию у детей логического мышления, стимулирует их познавательную и умственную деятельность.

Публикации по теме:

Декада профессионального мастерства «Фестиваль педагогических идей»Декада профессионального мастерства «Фестиваль педагогических идей» Традиционно в феврале месяце в нашем городе Нефтеюганске проходит декада профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений. Несколько.

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Фотоотчет «Мое участие в фестивале педагогических идей»Фотоотчет «Мое участие в фестивале педагогических идей» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своими впечатлениям о моем участии в муниципальном фестивале педагогических идей,.

Фотоотчет о республиканском фестивале педагогических идейФотоотчет о республиканском фестивале педагогических идей Овладение родным языком – самое важное приобретение ребенка в детстве. Известно, что язык – это средство общения и взаимодействия с другими.

Ярмарка-выставка педагогических инновацийЯрмарка-выставка педагогических инноваций Уважаемые коллеги, 17 марта 2017 года в нашем городе Губаха состояласькраевая Ярмарка-выставка педагогических инноваций ДО,на которой присутствовали.

Конкурс «Ярмарка методических идей — 2016». Фотоотчёт.Конкурс «Ярмарка методических идей — 2016». Фотоотчёт. 1 апреля у нас в районе был проведён конкурс "Ярмарка методических идей-2016". Участие в ярмарке могли принять педагогические работники.

Копилка педагогических идей «Птицы весной» в рамках экологической акции «Скворушка»Копилка педагогических идей «Птицы весной» в рамках экологической акции «Скворушка» Копилка педагогических идей на тему "Птицы весной" в рамках экологической акции "Скворушка"Цель: формирование экологической культуры, воспитание.

Межмуниципальная Ярмарка-выставка педагогических инноваций дошкольного образования Губахинского городского округаМежмуниципальная Ярмарка-выставка педагогических инноваций дошкольного образования Губахинского городского округа Уважаемые коллеги, сегодня хотелось бы рассказать Вам о необычном событии, которое произошло 18 марта 2016 года в нашем небольшом городе.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ярмарка педагогических идей «Формирование навыков и компетенций 21 века»
Опубликовано: 12 января 2020 в 15:09
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ярмарка педагогических идей «Формирование навыков и компетенций 21 века»» (включая файлы) размещена пользователем Гусарова Анастасия (УИ 2024424) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД