Гусарова Анастасия
Ярмарка педагогических идей «Формирование навыков и компетенций 21 века»
▼ Скачать + Заказать документы
«Математическая грамотность, как предпосылка для развития интеллектуальных способностей дошкольника с использованием логико – математических игр».
Подготовила
Воспитатель 1 кв. категории
Гусарова А. В.
«…корни величайших достижений логической,
математической и научной мысли можно
найти в простых действиях, которые выполняют
маленькие дети над физическими объектами в своем мире».
Г. Гарднер
Темочки:
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Особая роль еёсостоит в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Запоздалое формирование логических структур мышления протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
Инновационным в области интеллектуального развития дошкольников сегодня стало выстраивание процесса развития ребенка через общение, познавательно-исследовательскую деятельность, игру. Именно эти сквозные механизмы способствуют развитию интеллекта ребенка – дошкольника, не сводя этот процесс к обучению.
Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить интеллектуальное развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.
В ФГОС ДО, на которые ориентировано дошкольное образование, не существует раздела «Математическое развитие». В образовательной области «Познавательное развитие», одним из разделов является «Формирование элементарных математических представлений».
В соответствии с ФГОС ДО одной из основной целью математического развития детей дошкольного возраста является: развитие интеллектуально – творческих представлений детей: находчивость, смекалка, догадка, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач.
Исходя из этого целью моей работы стало:
создание благоприятных условий для интеллектуального развития ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и элементам словесно-логического мышления.
Для достижения цели, я определила для себя задачи, которые представлены на слайде.
В своей работе я стремлюсь не к тому, чтобы научить ребенка считать, измерять, решать задачи, а стараюсь развивать способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, закономерности, умения «манипулировать» предметами, знаками, словами.
Я нашла такую форму обучения, которая органически влилась в жизнь детей моей группы, решает вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, имеет связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравится детям.
Воплощая идею Л. С. Выготского об опережающем развитии, я ориентируюсь не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы они могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, я использую основной метод развития – проблемно-поисковый, а также главную форму организации детской деятельности – игру.
Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.
Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются задачи – шутки, лабиринты, кроссворды, загадки, ребусы.
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.
Например: Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (ножницы)
Каждое выполненное задание или отгаданная загадка воспринимается ребенком как достижение, как доказательство того, что он взрослый. Я их использую в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми. С целью развития мышления детей использую задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск закономерностей, чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры. Например, какая фигура здесь лишняя и почему? Какое число надо поставить в клетку? Игра – «Четвертый лишний».
C целью предупреждения и снятия усталости, а также повышения продуктивности умственной деятельности во время ОД по математике учебный материал всегда сочетаю с движениями. Например, детям предлагают похлопать в ладоши столько раз, сколько будет показано предметов, прыгнуть на месте на один раз меньше количества показанных игрушек и т. д.
Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. Удачно используются игры, в которых необходимо бросать кубик и делать ход в соответствии с количеством выпавших очков. Двигаясь по схеме, каждый ребенок упражняется в запоминании порядка следования чисел.
Игры на освоение умений преобразования (трансфигурация и трансформация) : игры головоломки с использованием счетных палочек, (Сначала просила выложить узор по образцу, строили простые фигуры по памяти, затем задание усложняла, предлагала переложить у фигуры палочки, так чтобы получилась другая фигура. Сначала дети (например, построить треугольник со стороной в две палочки, затем давала задачи на построение более сложных фигур).
Игры на овладение действиями моделирования на плоскости и в объёме, воссоздание целого из частей :игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. : «Мозаика», «Танграм», «Пентамино», «Волшебные дощечки». Наборы эти представляют части разрезанной определенным способом фигуры: квадрата, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат: составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур, с целью создания силуэта. Сначала дети испытывали трудности в составлении плоскостных фигур. Но потом научившись выкладывать полностью образец, создавали целую картину игры по замыслу. Интерес на этом не остановился, и дети стали привлекать своих родителей дома к играм этого образца.
Знакомство детей с «Волшебными дощечками» проходило по классической схеме – закрепление цветов и выкладывание геометрических фигур, предметных силуэтов. Эта игра создана по принципу «Геоконта» Воскобовича, это как раз путь от теории к практике. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. У ребят улучшилась пространственная ориентация – оценка размеров, формы, положения предметов. Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево. Данная игра вызывает огромный интерес у ребят, они с удовольствием играют в неё, давая друг другу не сложные задания. Их я использую как в непосредственно образовательной деятельности, так и для самостоятельной деятельности детей.
Используя в работе игры на воссоздание и изменение по форме и цвету старалась развивать в детях умения выявлять простейшие зависимости предметов по форме, размеру, количеству; прослеживать изменения объектов по одному- двум признакам, развивать умения сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству.
Важное значение для умственного развития детей дошкольного возраста имеет объемное моделирование. В процессе таких игр у детей формируются пространственные представления, навыки конструирования и комбинирования, развиваются умения сочетать форму и цвет деталей, развивается образное мышление. При помощи дидактических игр и упражнений формировала у детей умения определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д.
Дидактические игры, такие как «ЗАДУМАЙ ЧИСЛО», «ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ», «СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ», «СОСТАВЬ ЦИФРУ», «КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ», «КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО?» И многие другие я использую в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Практика работы показала, что на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность ребят. Взрослые должны не подавлять и сковывать, а направлять и поддерживать проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.
В группе совместно с родителями мы создали математический уголок «Эрудит». Организовали его в доступном месте для детей, тем самым обеспечив свободный доступ к находящимся там материалам, который дополняется по уровням сложности.
Детям предоставлена возможность в свободное время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми. В него вошли развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами.
В уголке размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам и по способностям. Всю работу в уголке занимательной математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей.
Предлагая ребёнку игру, ориентируюсь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Это даёт свой результат, так как дети в организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений могут самостоятельно использовать учебно – игровые пособия.
Большое значение имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями. Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, делала выступления на родительских собраниях, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, приучали детей к умственному труду.
Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Чтобы родителям было легче определить в какие игры, и как играть с детьми, оформляю папки-передвижки, в которых отражена тематика игр в соответствии с ООП ДО и возрасту с содержанием игр.
Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа всех участников образовательного процесса по развитию у детей интеллекта и логического мышления через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, а также подготовке к обучению в школе.
Заключение:
В результате проведённой работы, можно отметить, что дети стали более общительными, интеллектуально развитыми. Они не боятся решать поставленные перед ними задачи, высказывать своё мнение сверстникам и взрослым, доказывать его правильность. Наблюдая за детьми во время игр, в повседневной жизни, можно заметить, что дети становятся самостоятельнее, стараются выполнить задание быстро и качественно. Не смеются над товарищами, если у тех, что-то не получается, а спешат помочь. У детей появляется желание узнавать новое, придумать своё решение задания, ответить на вопрос раньше других. Но не просто быстро ответить, а ответить правильно. Дети умеют находить нужную им информацию, задавать вопросы, чувствуют себя равными партнёрами взрослого в совместной деятельности.
Со всей очевидностью можно убедиться в том, что систематическое использование в работе с детьми логико-математических игр, способствует формированию у детей логического мышления, стимулирует их познавательную и умственную деятельность.