Элина Рассадина
Проект по формированию толерантности «Я, ты, он, она! Вместе — дружная семья!»
▼ Скачать + Заказать документы
Наше общество представляет собой большую коммунальную квартиру, в которой живут люди разной национальности, вероисповедания. Они живут рядом, плечом к плечу им нельзя ссориться, они должны жить в мире и согласии, быть терпимыми, уважать и сочувствовать всем кто живет рядом, не зависимо от того, что эти люди говорят на другом языке, по другому молятся, соблюдают иные традиции. Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагоги МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 24» разработали проект «Я, ты, он, она! Вместе – дружная семья!», который направлен на формирование гуманных чувств и представлений о добре, чуткости, справедливости, отзывчивости; воспитание чувство гордости за людей, живущих в дружбе со всеми народами.
Публикация «Проект по формированию толерантности „Я, ты, он, она! Вместе — дружная семья!“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Цели проекта :
• Воспитание симпатии и уважения к людям разных национальностей;
• Дополнять знания об окружающем мире;
• Расширять знания о культурах разных народов, их национальной кухне, одежде, растениях и животных в их республиках, народных подвижных играх;
• Формирование чувства единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России.
Задачи:
1. Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к совершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
2. Развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбу со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям.
3. Формирование навыков культуры поведения.
4. Формирование высокой культуры отношений не только к своему народу, но и к другим народам.
5. Развитие интереса и обогащение представлений о народных традициях, культуре народов.
6. Развитие нравственных чувств у дошкольников.
7. Развивать связную речь дошкольников, обогащать и активизировать их словарь.
Описание проекта :
Основной путь воспитания у детей культуры межнационального общения – это приобщение к этнонациональной культуре через познание народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений талантливых национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, мастеров народного промысла. В социальном окружении важно дать детям правильные ориентиры: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.
Важным моментом толерантного воспитания является формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны, многообразию человеческих языков: «как хорошо, что нас много и мы все разные».
Эффективность толерантного воспитания зависит от комплексного использования различных методов и средств.
Работа по реализации проекта ведется по блокам :
1 блок «Методический» :
• Сбор информации по теме.
• Определение основных направлений работы.
• Составление программы взаимодействия семьи и ДОУ.
• Подготовить материально-техническую базу и создание мотивационных, организационных, нормативно-правовых, программно-методических, информационных условий для ознакомления дошкольников с национальностями людей, проживающих на территории нашего края.
2 блок «Национальности» :
Костюмы:
• Презентация «Национальные костюмы».
• Беседы, рассматривание национальных кукол.
• ИЗОдеятельность «Элементы национальных костюмов».
• Изготовление национальных костюмов для кукол.
• Изготовление с родителями национальных костюмов.
• Конкурс-демонстрация «Национальный костюм».
Устное творчество:
• Стихи.
• Загадки.
• Кроссворды.
• Рассказы, сказки.
• Пословицы и поговорки.
• Знакомство со словами «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста» и т. д. на различных языках.
Музыкальное творчество:
• Прослушивание песен и произведений.
• Презентация «Композиторы».
• Разучивание национальных песен.
• Презентация «Танцы народов разных национальностей».
• Разучивание народных плясок, танцев, хороводов.
Декоративно-прикладное творчество:
• Презентация «Прикладное искусство разных народов».
• ИЗОдеятельность «Элементы национального быта».
Национальная кухня:
• Презентация «Блюда разных национальностей».
• Презентация «Знакомство с национальными овощами и фруктами».
• Приготовление с родителями национальных блюд.
• ИЗОдеятельность «Национальный пир».
• Неделя национальных блюд.
Игры:
• Настольные игры.
• Дидактические игры.
• Подвижные народные игры.
• Игры-забавы.
3 блок «Досуговый» :
• Развлечения.
• Конкурсы.
• Праздники.
• Фестивали.
4 модуль «Аналитический» :
• Систематизирование методического материала
• Сопоставление промежуточных результатов с задачами проекта
5 модуль «Отчетный» :
• Выставки рисунков
• Фотовыставки, фотогалереи.
• Размещение информации на сайте ДОУ
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный:
1. Изучение теоретических вопросов проблемы. Анализ методической литературы по теме.
2. Сбор информации педагогами и родителями (фото, исторический материал) о национальностях.
3. Создание «банка» на электронных носителях о костюмах, флагах, песнях, произведений искусства, быта, танцах, блюдах и т. д. разных национальностей.
4. Изготовление практического материала.
5. Составление программы взаимодействия семьи и ДОУ.
6. Разработка сценариев досугов и развлечений.
7. Подготовить материально-техническую базу и создание мотивационных, организационных, программно-методических, разработка конспектов НОД по интернациональному воспитанию, создание информационных условий для реализации проекта.
II. Основной:
1. Систематизация методического материала.
2. Проведение НОД по интернациональному воспитанию дошкольников.
3. Демонстрация презентационного материала.
4. Проведение мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию.
5. Повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей.
6. Проведение On-Line-консультаций для родителей.
7. Размещение информации на сайте ДОУ.
III. Заключительный:
Модификация (если необходима) и включение НОД по интернациональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в сетку образовательного процесса ДОУ.
Организация конкурсов, фестивалей, праздников, развлечений, выставок совместно с родителями и общественностью.
Ожидаемые результаты проекта :
Обострение межнациональных конфликтов – животрепещущая проблема современной России. Значит, задача педагогов на нынешнем этапе развития общества воспитание детей способных испытывать симпатию и уважение к людям разных национальностей. Постоянное, целенаправленное воспитание детей дошкольного возраста в духе интернационализма – важная задача, не теряющая своей значимости в настоящее время. Интернациональное воспитание призвано развивать у детей чувство принадлежности к единой многонациональной Родине, чувство общенациональной гордости. Интернациональное воспитание органически связано с другими частями воспитания с умственным, нравственным, трудовым, физическим и эстетическим.
Проект позволит решить задачи воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста в направлении воспитания чувства интернационализма дошкольников, включает «этику межнационального общения» : симпатию, дружелюбие и уважение к сверстниками и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости; проявление заинтересованного отношения к жизни, культуре представлений иных этнических коллективов; отражение эмоционально-положительного отношения к Правилам вежливости каждого народа – это очень сложное сочетаний национальных традиций и обычаев. И где бы ребенок ни был, он должен уважать традиции национального окружения и вести себя в соответствии с их нормами.
Возможное попутное решение дополнительных задач, например, по развитию речи (составление описательного рассказа, решение грамматических задач, развитие логическое мышление, решение многих задачи по изодеятельности, ручному труду).
Мы считаем, что данный проект может иметь широкое распространение в муниципальной и краевой системе дошкольного образования. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включатся родители воспитанников. Знакомство с национальностями, их традициями, искусством и т. д. доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Библиографический список
1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. – М., 1985.
2. Антонова Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание, №10, 1975.
3. Арсалиев, Ш. М. Традиционная культура воспитания в действии/Ш. М. Арсалиев// Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Москва-Чебоксары, 2003.
4. Архарова, Л. И. Воспитание на народных традициях/Л. И. Архарова//Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). – М., 2001.
5. Бабынина Т. Ф. Традиции национальных культур. – Казань., 2004.
6. Беляева Л. И. Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 1977.
7. Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольников. – М. : Педагогика, 1974.
8. Богомолова М. И. Роль общения в интернациональном воспитании дошкольников//Дошкольное воспитание. 1984, № 5, с. 8-10.
9. Богомолова М. И. Праздник как средство интернационального воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание. 1980, № 1, с. 8-12.
10. Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольников в игре//Вопросы преподавания курса дошкольной педагогики в педагогическом вузе. 1974, № 1, с. 141-157.
11. Богомолова М. И. Национальная кукла как средство воспитания у младших дошкольников симпатии к детям разных национальностей //Пути совершенствования воспитательно-образовательного процесса в младших группах детского сада. 1983, № 1, с. 57-75.
12. Волков, Г. Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания/Г. Н. Волков//Мир образования – образование в мире. – 2002. – № 1. – С. 11.
13. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология»/Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М. ,1988.
14. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М., 2000.
15. Каллагова Ф. Патриотическое и интернациональное воспитание детей. – М., 1978.
16. Крупская Н. К. Интернациональное воспитание детей в начальной школе. – М., 1980, т. 6 - с. 72.
17. Кучина В. Проблема интернационального воспитания. – М., 1978.
18. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры/Под ред Л. В. Руссковой. – М., 1986.
19. Межнациональные отношения. Интернациональное и патриотическое воспитание: этнопсихологический аспект. Учебно-методическое пособие для ВУЗов; Магометов А. А. – М., 1984.
20. Орлова А. Детям о разных народах. – М., 1967.
21. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников. //Дшкольное воспитание. – М., 2003, № 11. – с. 51-54.
22. Педашенко Н. Об интернациональном воспитании М. : 1963
23. Сухомлинский В. А. Как воспитывать настоящего человека. – Киев, 1975.
24. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1974.
25. Харисов, Ф. Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса/Ф. Ф. Харисов: автореф. дис…д-ра пед. наук: 13.00.01. – Элиста, 1999.