валентина тюрина
Я — мастер своего дела. Видео
▼ Скачать + Заказать документы
«Я - мастер своего дела»
«Развивающая игра - как средство развития ребенка»
В свете современных педагогических требований мы много говорим о
развивающем обучении, личностно-ориентированном взаимодействии,
Публикация «Я — мастер своего дела, Видео» размещена в разделах
гумманизации образования. В настоящее время в обществе возникла потребность в развитии, становлении, формировании многомерной личности с полифоническим креативным мышлением, т. е. имеющей многообразие оценок и мнений, умеющей принимать нестандартные решения. Как в системе дошкольного образования решить проблему становления творческой личности? Именно развивающее обучение и преследует эту цель. Применимо ли развивающее обучение к детям с НПР?
Работая на группе детей с НПР старшего дошкольного возраста вычленила, на мой взгляд, одну из важнейших проблем - низкую познавательную активность. Детям мало что интересно, а незаинтересованный труд является малопроизводительным. Следовательно, чтобы научить, надо заинтересовать, но как это сделать? Дидактические игры все-таки более интересны взрослым. Обычная картина: дети сидят на стульчиках, а воспитатель проводит с ними «полезное» занятие. Наверное, дошколята в этот момент думают «а когда же мы будем играть?»
Для меня очевидно: игра дает результаты, если малыш играет с удовольствием. Как совместить приятное с полезным? Какая игра будет одинаково хороша для обеих сторон? Бесспорно, это развивающие игры, моделирующие творческий процесс и создающие свой микроклимат. Возникшее противоречие между удовольствием и пользой позволяют решить только современные технологии по развитию интеллектуально - творческих способностей через игру, которые я широко использую в своей работе (бл. Дьенеша, кубики Никитина, палочки Кюизенера и т. д.)
Итак, возможно ли совмещение двух понятий: «развивающее обучение» и дети с НПР? Да! Но только в том случае, когда заинтересован сам ребенок, а заинтересовать его можно только через игру, которая в данном случае выполняет две функции: развивающую и коррекционную.
Целесообразно использование игр в учебной, совместной деятельности, а так же в индивидуальной работе. А использование игр в ходе самостоятельной деятельности, считаю кульминационным итогом работы, ведь ребенок взял игру сам, она ему нужна, интересна, а это значит, что самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, усидчивость, конструктивные умения формируются по личной инициативе, а значит с большим эффектом.
Сейчас я вас познакомлю с некоторыми играми, которые я использую в работе.
Например, игра «Сложи узор». Есть несколько вариантов игры, первый – когда ребенок накладывает кубики на готовые изображения, если ребенок справляется, предлагаю ему собрать узор по уменьшенной схеме. Следующий этап игры - составление узора по схеме, не разделенной на клетки. Если ребенок затрудняется, положите на определенной время на схему, клеточки нарисованные на прозрачной пленке.
Игра «Хамелеон» созданная на основе кубиков Никитина, развивает у детей умение видеть «объемно», так как создана на основе трехмерного изображения.
Игра «Математический планшет развивает пространственное восприятие, мелкую моторику, координацию движений.
Детям подготовительной к школе группы предлагаю составить узор, по словесной инструкции соотнося цифру и букву. Начинать данное упражнение следует после освоения сенсорной таблицы.
Используя различный дидактический материал, адаптирую его подуровень развития и интересы своих детей. Например, на основе палочек Кюизенера, мною разработаны и изготовлены такие игры как «Лесенка цифр» и «Заборчик».
С помощью «Лесенки цифр» ребенок зрительно видит соотношение цифр и состав числа, находит последующие, предыдущие числа, пропущенное число.
Игра «Заборчик» развивает пространственное представление, закладывает начальные навыки геометрии и черчения, увлекает детей, несмотря на ее сложность.
Дети моей групп поголовно увлечены игрой в шашки, что не характерно детям с НПР.
Моя работа ведется в тесной взаимосвязи с родителями. Родители оказывают помощь в оснащении развивающей среды, создают условия для игровой деятельности дома, проявляют свою заинтересованность и увлеченность играми.
На родительском собрании мы решили: «игры должны быть доступны, т. е при желании ребенок может взять игру домой». Особой популярность пользуются «Парочки», «Головоломки», «Сложи узор», «Кубики для всех». Ребенок имеет возможность показать свое умение, поиграть с родителями, а родители знают чем занят их ребенок в детском саду, чему научился и видя интерес ребенка заинтересовываются сами.
По данной теме проводились консультации, семинар – практикум где родителям, предлагалось самим стать участником игры. Мамы и папы осмыслили, что игра- это серьезное занятие, требующее сосредоточенности, умение думать.
Внедряя технологию развивающего обучения в группе, поделилась опытом и сумела заинтересовать коллег всего детского сада, для которых провела мастер- класс «студия развивающих игр», что способствовало использованию данных технологий во всех группах детского сада.
Использование развивающего обучения способствовало развитию у детей психических процессов, повышению познавательной активности, содействовало сплочению детей, умению работать коллективно.