Татьяна Когоякова
Эссе «Я — мастер своего дела»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я – мастер своего дела»
«Стать мастером педагогического дела – это не самоцель,
эта страсть должна быть присуща профессии педагога
как неотъемлемая черта».
Ш. А. Амонашвили
Мастер своего дела! Что же это значит?
В современных условиях развития образования особое внимание уделяется высокопрофессиональному педагогу, владеющему творческим потенциалом, способному к саморазвитию и самосовершенствованию, созданию и передаче ценности. Профессиональное мастерство - это искусство обучения и воспитания, доступное каждому воспитателю, но требующее постоянного совершенствования. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности.
Публикация «Эссе „Я — мастер своего дела“» размещена в разделах
Сегодня социальный запрос сделан на творческую индивидуальность, готовность педагога действовать в неординарных ситуациях, что предполагает наличие неповторимых индивидуальных свойств. Современный педагог должен интегрировать в себе духовно-нравственную, эстетическую и интеллектуальную культуру, готовность к постоянному самосовершенствованию.
Таким образом, настоящий мастер – это тот, кто достиг определённых результатов, но не останавливается на достигнутом, ищет новые пути совершенствования. Имея девятнадцатилетний педагогический стаж работы, я могу считать себя мастером своего дела, но я как мастер никогда не состоялась бы без сообщества родителей и близких людей моих воспитанников, социальных партнёров. Я считаю, что наиболее плодотворно сложился опыт моей педагогической работы по приобщению детей к общечеловеческим ценностям на основе духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста. И в своем понимании этой проблемы я опираюсь на позицию известного педагога Шалвы Александровича Амонашвили: «Если человек прошагал свое детство без общения с самыми добрыми, ласковыми, мудрыми, горячо любящими его людьми – с дедушками и бабушками, это значит, что он потерял тысячу прелестных сказок, тысячу увлекательных прогулок, тысячу радостей от исполнения желаний, тысячу мудрых наставлений, в тысячу раз больше оказался незащищенным, в тысячу раз больше споткнулся о камни и в тысячу раз больше не сочувствовали ему в его горе».
Всё чаще я в своей педагогической деятельности стараюсь применять нетрадиционные формы работы.
Работу по проблеме ослабления семейных уз я решаю через взаимодействие с родителями по составлению генеалогического древа. Примечательность этого направления в том, что у детей появляется интерес к родословной, а у родителей - возможность заняться увлекательным делом со своим ребёнком. Дети получают знания о семейных традициях, реликвиях, понятиях «Род», «Наш дом», «Моя родня», «Родные». Ребята по желанию рассказывают о своих близких. Мы с детьми вели разговор, что семья похожа на дерево с листочками. Корни дерева уходят в самую глубь земли, и мы их не видим. Точно также мы порой не знаем и о своих древних предках. Ребята заинтересовались вопросами: а кто же тогда толстые нижние ветки дерева? (это дедушки и бабушки, а может быть, и прабабушки, и прадедушки). Дети по фотографиям имеют возможность рассказать о своих семьях. Каждая семья по-своему оформляет генеалогическое древо, на котором родители размещают фотографии близких людей по родству, и получается свое особенное дерево. Ребята учатся устанавливать родственные связи, складывается уважительное отношение к родным и близким людям. Здесь наблюдается преемственная связь между поколениями детей и родителей, а также дети приобретают чувство привязанности к своим родным. Родители получают возможность быть соучастниками педагогического процесса, углубленно поработать над родословной семьи и получить положительные эмоции от общения с ребенком.
Яркой особенностью моего сотрудничества с родителями является интересный момент - семейные письма на тему «Моя семья, её традиции и обычаи».
У каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие деревца, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями – глубоко в землю… Добрые традиции, подобные этим родникам, укрепляют - животворят семью. А предложенная тема помогает обогатить сокровищницу традиций каждой семьи, так как от нее зависит духовная атмосфера дома, включающая в себя распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Моя цель - помочь определить каждой семье свою изюминку, которая способствует воспитанию и возрождению семейных уз. В этом мне помогают мамы и папы, бабушки и дедушки воспитанников.
Перед началом такой работы я выработала тактику своего общения с каждым родителем, так как одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного образовательного учреждения. Затем оказывала консультативную помощь для составления семейных посланий и рекомендовала план:
- индивидуальность семьи (представление своей семьи, дома, семейного герба с приложением фотографий, рисунков);
- традиция семьи (прописать общее семейное дело, обмен опытом);
- оформление (желательно написать от руки, красочно оформить конверт с адресом, формат может быть разным).
Готовое письмо приносит в группу почтальон Печкин (переодетый воспитатель или помощник воспитателя). Этот момент дети всегда ждут с нетерпением. И вот письмо получено, взрослый читает его, а дети, затаив дыхание, внимательно слушают. В этот момент в глазах детей можно увидеть любовь и понимание, где-то удивление, радость и счастье.
Эта работа позволяет дать возможность познания социальной действительности других семей, воспитывает чувство гордости за свою семью, учит радоваться успеху других семей, сопереживать.
Также мастерски и умело я подхожу к подготовке и проведению праздников, досуговой деятельности. Мне удается привлечь к участию сотрудников, родителей и общественность. Приобщая детей к праздникам, я предоставляю возможность детям познать национальные ценности с раннего возраста. Основной целью своей работы я считаю воспитание толерантности, уважительного отношения к людям старшего поколения, воспитание духовно-нравственных ценностей, заключенных в особенностях народной культуры, семейных традициях. Детям, их родителям, родственникам и близким людям по душе приходятся праздники, на которых воспитывается уважение к обычаям и традициям коренных жителей нашей республики. Эти мероприятия стали традиционными: «Чир-Ине» - день Матери Земли, «Чыл - Пазы» - Новый год, «Ынархас» - праздник дружбы, «Праздник урожая», «Масленица», ярмарки, посиделки, «Именины» - дни рождения детей, фольклорные праздники и развлечения из цикла «В гостях у бабушки Арины». И дети, и взрослые не только познают, но и приобщаются к традиционным ценностям разных народов. Например, перед проведением национальных праздников провожу предварительную работу: знакомлю с национальной одеждой, обрядами, играми, просматриваем иллюстрации, прослушиваем аудиозаписи. С родителями беседую о значении праздника, даю рекомендации по изготовлению костюмов. Частыми гостями наших мероприятий стали люди старшего поколения разных национальностей, которые с удовольствием наблюдают, принимают участие и радуются возрождению культурных ценностей. Когда я стала работать в этом направлении, люди коренной национальности часто смущались от предложений прийти на праздник в национальной одежде. Обычно их опасения были связаны с тем, как примут их ребята. Но на торжествах это беспокойство рассеивается, так как для гостей я стараюсь создавать условия ненавязчивого, но особого внимания, почтения и благодарности. И родители, и дети, и сотрудники принимают гостей в национальной одежде с теплом и радостью, придерживаясь традиций гостеприимства. И когда видишь у бабушек на глазах слезы благодарности, то еще раз убеждаешься, что это нужная и важная работа, которая приносит мне удовлетворение, помогает мне самоутвердиться как мастеру педагогического труда.
Но не только самоутверждение радует. Радуют результаты моей профессиональной деятельности:
- у детей обогатились знания о родном крае, родном поселке, республике,
стране. Сформировалось толерантное отношение к людям старшего
поколения и разной национальности, уважение к Родине. Ребята стали
отзывчивее, доброжелательнее и милосерднее;
- у родителей укрепились партнерские, доверительные отношения со мной и
дошкольным образовательным учреждением. У нас создалось единое
сообщество, направленное на возрождение и укрепление утраченных
народных традиций, семейных уз. Взрослые приобщают детей к
общечеловеческим ценностям: красоте, доброте, истине;
- общество приобрело в дошкольном образовательном учреждении среду
общения на эмоциональном уровне (люди старшего поколения коренной
национальности являются гостями детских праздников, участниками
обрядовых действий, имеют возможность прийти в национальных костюмах,
услышать от ребят и сотрудников приветствие на хакасском языке);
- наш детский сад - это центр педагогической и психологической помощи
семье. Дошкольное образовательное учреждение стало организатором
воспитания счастливого ребенка, которое подкрепляется успешностью самого
ребенка, родителями и педагогами;
- а я, как педагог, удовлетворена результатом своего мастерства. Вижу
счастливые лица детей, их успешность в детском коллективе и чувствую
благодарность родителей. Я уверена, что иду правильной дорогой, выполняю
важную работу, направленную на воспитание гражданственности у детей и
взрослых.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями, общественностью. У нас одна цель – воспитать будущих созидателей жизни, граждан своей страны.
Результаты моей работы подтверждают - я мастер своего дела!