Ольга Капелина
Изучение романа «Как закалялась сталь» в 11 классе
В этом году изучение романа Николая Островского вернули в программу 11 класса. Первый урок необходимо посвятить биографии писателя. Нужно отметить, что роман не является автобиографией Н. Островского, что его Павел Корчагин очень близок автору. Н. Островский включил в свой роман много фактов из собственной жизни, характер Корчагина во многом сходен с характером автора, но всё-таки это роман, а не описание жизни писателя. Рассказывая о том, как закалялся характер Николая Островского, необходимо упомянуть о трудностях при публикации романа. Рукопись вернули писателю, сказав, что того, о чем пишет Островский, просто не могло быть. Это фантастика. И только спустя время, когда стало понятно, что вот он - герой, который почти парализован, слеп, и тем не менее пишет роман, живой перед вами, роман поступил в печать. Анализируя первые страницы романа, нужно обязательно поговорить о тех, кто помог Корчагину стать борцом за рабочее дело. И уделить особое место Жухраю, большевику, которого спасает от гибели Павка. Потом обязательно остановиться на ключевых эпизодах: ранение, травма позвоночника, лесосплав, строительство железной дороги. На заключительных уроках можно показать отдельные эпизоды из художественного фильма.