Наталия Басюк
Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Замысел игры, постановка игровых целей и задач
1. Как возникает замысел игры? (Определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т. д.)
2. Обсуждает ли ребенок с партнерами замысел игры, учитывает ли их точку зрения?
3. Насколько устойчив замысел игры? Видит ли ребенок перспективу игры?
4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры? Насколько часто наблюдается импровизация в игре?
5. Умеет ли ребенок сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям?
Содержание игры
Темочки:
1. Что составляет основное содержание игры? (Действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми.)
2. Насколько разнообразно содержание игры? Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием? Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения?
Сюжет игры
1. Насколько разнообразны сюжеты игр? (Указать их названия и количество.)
2. Какова устойчивость сюжета игры, т. е. следует ли ребенок одному сюжету?
3. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет?
4. Насколько развернут сюжет? Представляет ли он собой цепочку событий или ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет?
5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры?
6. Каковы источники сюжетов игры? (Кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т. д.)
Исполнение роли и взаимодействие детей в игре
1. Обозначает ли исполняемую роль словом? Когда это делает? (До или во время игры.)
2. Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре? (Ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика.)
3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога? (Степень развернутости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, обращение к игрушке, реальному или воображаемому партнеру.)
4. Передает ли и как передает характерные особенности персонажа?
5. Как участвует в распределении ролей? Кто руководит распределением ролей? Какие роли чаще исполняет - главные или второстепенные? Как относится к необходимости исполнять второстепенные роли?
6. Что предпочитает - играть один или входить в игровое объединение? (Характеристика объединения: численность играющих, устойчивость и характер взаимоотношений.)
7. Есть ли у ребенка любимые роли? Сколько ролей он может исполнять в разных играх?
Игровые действия и игровые предметы
1. Использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие? По какому принципу выбирает и преобразует их для использования в игре?
2. Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям? Насколько легко это делает?
3. Кто - сам ребенок или взрослый - является инициатором выбора предмета-заместителя? Предлагает ли свой вариант замещения партнеру?
4. Использует ли в игре образные игрушки? Как часто? Есть ли любимые игрушки?
5. Характеристики игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий?
6. Как воспринимает воображаемую ситуацию? Понимает ли ее условность? Играет ли с воображаемыми предметами?
Игровые правила
1. Выполняет ли функцию регулятора игры? Осознает ли правило?
2. Как соотносит выполнение правила со взятой на себя ролью?
3. Следит ли за выполнением правил другими детьми? Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре?
4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил?
Достижение результата игры
1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре?
2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом?
3. Какими средствами достигается реализация замысла?
Особенности конфликтов
1. По поводу чего чаще всего возникают конфликты? (Распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т. д.)
2. Каковы способы разрешения конфликтов?
Игровая среда
1. Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры?
2. Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка? Как?
Роль воспитателя в руководстве игрой
1. Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры? По поводу чего? Как часто?
2. Предлагает ли принять взрослого в игру?