Получи документы

Изучение интеллектуальных, личностных, межличностных, эмоционально-волевых особенностей школьников, их интересов, склонностей

Лилия Данилова
Изучение интеллектуальных, личностных, межличностных, эмоционально-волевых особенностей школьников, их интересов, склонностей
▼ Скачать + Заказать документы

1. Диагностика интеллектуального развития ребенка

Современный подход к диагностике развития детей раннего и дошкольного возраста опирается на положения отечественной психологии о том, что в основе развития ребенка лежит овладение им разными видами познавательных ориентировочных действий, ведущее место среди которых занимают перцептивные и мыслительные. На каждом возрастном этапе ребенок овладевает познавательными действиями определенного типа. Итак, умственное развитие выступает как закономерный процесс, имеющий свою логику.

Публикация «Изучение интеллектуальных, личностных, межличностных, эмоционально-волевых особенностей школьников, их интересов, склонностей» размещена в разделах

Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста считаются :

•принятие задания;

способы выполнения задания;

•обучаемость в процессе обследования;

•отношение к результату своей деятельности.

п/п Название основных диагностических методик, используемых психологом Авторы методики Методы и формы изучения

1 Экспресс-диагностика в детском саду. 3-7 лет Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко Методы: наблюдение, интервью, тестирование

Проводится в форме индивидуального игрового занятия

2 Психологическая диагностика детей дошкольного возраста «Цветик-семицветик». 3-5 лет Н. Ю. Куражева Методы: наблюдение, интервью, анкетирование, тестирование.

Проводится в форме индивидуального игрового занятия

3 Психологическая диагностика готовности к обучению в школе детей 5-7 лет Ю. А. Афонькина, Т. Э. Белотелова, О. Е. Борисова Методы: интервью, тестирование

Проводится в форме индивидуальной беседы, выполнения тестовых заданий.

Обоснование выбора методики

Экспресс-диагностика в детском саду. Для проведения диагностики используются, проверенные временем, классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. Материалы структурированы по возрастам. В комплект входят методическое пособие, в котором подробно описаны процедура диагностики и критерии оценки результатов, а также необходимые для проведения диагностики материалы. Составленный таким образом комплект позволяет наблюдать за развитием каждого ребенка и обеспечить непрерывное психологическое сопровождение с момента ею поступления в детский сад до выпуска в школу.

По результатам обследования разрабатывается коррекционно-развивающая программа (индивидуально на каждого ребенка и на группу в целом, которая позволяет воспитателям и специалистам ДОУ осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

Психологическая диагностика детей дошкольного возраста «Цветик-семицветик».

Комплекс диагностических методик «Цветик-семицветик» позволяет выявить детей, которым требуется дополнительная консультация (невролога, логопеда, дефектолога).

Задания составлены на основе программы «Цветик –семицветик» -победителя Всероссийского конкурса программ комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста. Обследование направлено не только на определение уровня развития психических функций, но и развития коммуникативной, эмоциональной и волевой сферы.

Диагностика проводится в форме игры, ведущей деятельности этого возраста, что помогает ребенку комфортно себя чувствовать во время проведения психологического обследования. Очень важно то, что в зависимости от успешности выполнения заданий в дальнейшем можно предложить ребенку либо более трудные, либо более легкие задания. С нашими воспитанниками из групп компенсирующего вида часто диагностирование начинается с заведомо легких заданий, чтобы их успешное выполнения сразу же создало у ребенка положительный настрой и вызвало интерес к дальнейшему обследованию, сняло беспокойство.

Психологическая диагностика готовности к обучению в школе детей.

Комплекс включает в себя пакет диагностических методик, позволяющих исследовать информационный, личностно-мотивационный, психофизиологический показатели уровня предшкольной подготовки старших дошкольников с учетом требований ФГОС ДО. Диагностический модуль помогает определить исходный уровень каждого дошкольника в развитии разных компонентов готовности к обучению и их предпосылок.

Диагностический инструментарий, стимульный материал и бланки фиксации результатов диагностики придают этой процедуре системный характер и оперативность в обработке данных. Основываясь на результаты диагностики можно сделать прогноз адаптации ребенка к школьному обучению, получить материал для формулировки коррекционно-развивающих задач и построения вариативного индивидуального маршрута обучения, становления новой внутренней позиции дошкольника с учетом современных требований к содержанию школьного образования.

2. Диагностика развития ребенка

По принципу коммуникативной направленности речи, соблюдение которого предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности, создание у детей мотивированной потребности в речи путем стимуляции их речевой активности и моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний.

Основные методы работы.

В своей работе я использую следующие методы работы:

1. Сказкотерапия. Сказка является не только благодатным материалом для развития речи, но и может служить «пусковым моментом» для последующей коррекционной деятельности, формируя у ребенка положительное отношение к занятиям. Путешествие по сказкам вызывает у детей неподдельный интерес, эмоциональный подъём, заметно повышаются его сосредоточенность, восприятие и мыслительную активность. Умелое разыгрывание сказок позволяет создавать у ребёнка радостное, приподнятое настроение, устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, совершенствовать познавательные процессы, развивать речь (причём, все её компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам)

Я использую различные формы работы со сказкой: чтение, обсуждение, проигрывание, рисование, сочинение, пересказ сказки, театральная постановка, этюды.

1. Этюды способствуют развитию мышления, воображения, творческих способностей ребенка.

2. В работе с дошкольниками я использую различные игровые технологии

I. Творческие игры: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры – драматизации.

II. Игры с правилами: Подвижные игры: Дидактические игры:

Игра является самой близкой, доступной и увлекательной деятельностью для ребёнка–дошкольника. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра совершенствуется под влиянием речи.

4. Немало важен Игровой сенсомоторный тренинг – который способствует развитию и стимулированию активности таких психических процессов, как восприятие и воображение.

5. Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки, так же я использую классическую музыку Баха, Моцарта, Бетховена). Известно, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, способствует растормаживанию речевой функции.

Музыкотерапия актуальна именно при работе с детьми с ТНР, т. к. для них важным является тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

6. Калейдотерапия как отдельный прием, так и с элементами изотерапии. Как ни парадоксально, но калейдоскоп используется в лечебных целях (калейдотерапия, в том числе и как инструмент цветотерапии. Калейдоскоп рекомендован в качестве развивающей игрушки для работы с детьми - ведь такого изобилия цветных узоров, вызывающих восторг, удивление и постоянный интерес даже у самых неэмоциональных детей, сложно ещё где-либо найти. К тому же он является стимулом для развития креативного мышления у ребенка. Рисование цветовых пятен увиденных в калейдоскопе с последующим оречевлением своего рисунка - эффективный приём работы над связной речью детей.

7. Наши занятия зачастую сопровождаются дискуссией. Групповая дискуссия активизирует творческие возможности ребенка, его интерес к предмету обсуждения, является прекрасным средством сплочения и развития группы, обеспечивает принятие группой наиболее оптимальных решений, способствует развитию речи.

В работе с детьми я применяю здоровьесберегающие технологии, такие как:

8. Телесно-ориентированные упражнения. Они позволяют снять психомоторное напряжение, расслабиться, управлять своим телом, эмоциями через телесное осознание, помогая, таким образом, организму восстанавливать эмоциональное и психическое равновесие, формируют произвольные процессы.

9. А также Кинезиологические упражнения, которые активизируют мыслительную деятельность, улучшают внимание, память, речь, ориентировку в пространстве.

Гибкое включение различных технологий обеспечивает комплексное воздействие на детей, ведь занятия построены таким образом, что дети являются активными участниками, все вовлечены в процесс познания, всё происходит в атмосфере доброжелательности и поддержки.

В конце занятия я провожу рефлексию – оценивание каждым ребенком содержания занятия. Когнитивная и эмоциональная рефлексия проводится как в вербальной (ответы на вопросы «Что мы сегодня видели на занятии?», «Что делали? Узнали?», «Что запомнилось?», «Что понравилось/не понравилось?») так и в невербальной формах (например, рисование).

Предметно-пространственная развивающая среда.

Для успешной коррекционной работы с детьми необходимо создание предметно-пространственной развивающей среды.

1. Для развития слухового внимания у нас в группах есть:

Различные звучащие пособия

2. Для развития мышления, зрительного внимания, памяти, восприятия пространственной ориентировки, развития ориентировки во времени: различные дидактические, настольные игры, разрезные картинки, сюжетные картинки и др.

5. Для развития эмоциональной сферы

• Пиктограммы;

Демонстрационный материал: картинки с изображением детей, которые испытывают различные эмоции

7. Для развития мелкой моторики мы используем:

• Счеты, бусы, шнуровки, пуговицы, мозаики и т. п.

Взаимодействие со специалистами МБДОУ.

Психологическое сопровождение ребенка – дошкольника с ТНР мы осуществляем через тесное сотрудничество с логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем, социальным педагогом и мед. сестрой.

- Воспитатель: определят уровень развития разных видов деятельности рёбенка, особенностей коммуникативной активности и культуры

- Учитель-логопед проводит диагностику речевого развития, коррекцию и развитие речи

- Социальный педагог изучает условия жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата в семье, что немало важно для осуществления коррекционной работы с ребенком.

- Музыкальный руководитель включает в занятия ритмо – музыкальные упражнения в сопровождении речи, где музыка применяется как действенное организующее средство воздействия.

- Инструктор по физической культуре на своих занятиях использует разнообразные подвижные игры с речевым сопровождением.

Взаимодействие специалистов начинается с всестороннего диагностического обследования ребенка, составления планов взаимодействия отслеживаем динамику его развития, проводим анализ актуального состояния на заседаниях Медико-педагогических консилиумов, разрабатываем рекомендации для родителей и педагогов.

Работа с родителями.

Успешное преодоление речевого недоразвития зависит не только от тесной и слаженной работы всех специалистов, но и в большей степени от взаимосвязи с родителями.

С родителями я провожу:

• просветительскую работу (на родительских собраниях, через информационные стенды)

• индивидуальные консультации по запросам родителей

Итоговая диагностика.

В конце года была проведена итоговая диагностика. По результатам диагностики наблюдается позитивная динамика развития познавательных процессов. Это наглядно видно из представленных диаграмм. Также наблюдается положительная динамика развития интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

Перспективы на будущее.

1. Продолжать развивать познавательные процессы у детей, развивать эмоциональную сферу детей, навыки общения.

2. Продолжать пополнение предметно-развивающей среды.

3. Проводить психологическое просвещение воспитателей, специалистов, родителей.

Программа предназначена для детей 4 – 7 лет групп компенсирующей направленности.

Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости. Срок реализации данной программы 3 года.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.

Психологическое сопровождение является необходимым условием, обеспечивающим решение таких задач, определенных ФГОС ДО, как позитивная социализация ребенка, его всестороннее личностное морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей.

Достижение цели охраны и укрепления психического здоровья детей предполагает развитие:

• побуждений, мотивов и интересов;

• сознательное отношение к деятельности на уровне постановки целей и их достижения;

способов проявления самостоятельности, относительной независимости, автономии от взрослых, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

• результативности форм и видов детской активности, их созидательного характера;

• элементов творчества.

Цель деятельности педагога-психолога: охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.

Задачи деятельности педагога-психолога:

• определение индивидуальных образовательных потребностей детей;

• предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;

• создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей.

1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

Концептуальными основаниями программы выступают принципы, определенные ФГОС ДО:

• поддержки разнообразия детства;

• сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

• амплификации (обогащения) детского развития;

• создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

• содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

• приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;

• учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

1.3. Психологические особенности детей дошкольного возраста

Психологические особенности детей 4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка.

Физическое развитие: В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым посравнению с младшими. Ребенок развивается, становится более вынослив. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, меньше перепадов в настроении. Общение со сверстниками: На 5 году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр. В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Начинают складываться предпочтения по половому признаку: девочки играют с девочками, мальчики с мальчиками. Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры.

Общение со взрослыми. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Этот возраст часто называют ВОЗРАСТОМ ПОЧЕМУЧЕК. Серьезную ошибку допускает взрослый (родитель, воспитатель, если отмахивается от вопросов ребенка, игнорирует их, или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты). Ребенок может замкнуться. Задача взрослого поддержать ребенка на данном этапе. В этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. В средней группе дети охотно сотрудничают с воспитателем в играх, трудовых поручениях, но наряду с этим, активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми.

Эмоциональная сфера : Чувства малыша становятся более глубокими. Если раньше он испытывал от общения со сверстниками чувство радости, то теперь в общении с окружающими возникает симпатия или привязанность. В средней группе у детей формируются такие нравственные эмоции как чуткость, доброта, чувство дружбы. В 4 – 5 летнем возрасте ребенок на замечания взрослого реагирует остро: вспышками гнева, слезами. Это связано с формированием потребности в уважении со стороны взрослых. Взрослый должен делать замечания ребенку, но оценивая конкретную работу, поступок. Не стоит говорить ребенку «Ты плохой», оцениваем поступок «Твой поступок был неправильным, некрасивым».

Психические процессы: Продолжает развиваться внимание. Теперь ребенок может заниматься интересной для него деятельностью 15 – 20 минут. Развивается мышление – ребенок высказывает свое мнение, делает умозаключения. Продолжает развиваться восприятие. Поэтому следует использовать задания на классификацию предметов по форме, величине, цвету. Развивается память. Дети с легкостью запоминают стихи, сказки. Психология личности ребенка : Происходит дальнейшее утверждение своего собственного «Я». Ребенок хочет доказать, что у него есть свое собственное мнение, отличающееся от мнения взрослого. Упрямство и капризы – это способы выражения своего мнения. Позитивно они утвердить свою личность пока не могут, а идут от противного «Вы так, а я наоборот!» Скоро это период пройдет. Родителям Необходимо набраться терпения, не забывать самого главного – родители - главный пример для ребенка. Т. е. малыш к 4 годам значительно повзрослел. Главное, на этом этапе помочь ему правильно сформировать отношение к окружающему миру, развивать его способности и общаться с ребенком на равных.

Психологические особенности детей 5-6 лет

Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это - произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т. д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ «Я». Появление «Я» идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим». Начиная с 5 лет, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. Дети 5-6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. К моменту поступления в старшую группу большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, понимают объясняемые им цель и мотив деятельности. Это обеспечивает интерес и положительное отношение ребенка к предстоящему занятию. В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями, а не игровой. У детей появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.

Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале учебного года 5 - 6 объектов, к концу года 6 - 7.

Память. В возрасте 5 - 6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5 - 6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5 - 6 слов. Развиваются различные виды памяти : зрительная, слуховая, тактильная и т. д. 7

Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т. д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов.

Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.

Публикации по теме:

Анкетирование «Изучение интересов и склонностей обучающихся» Цель: При помощи анкеты определить основные склонности воспитанников. Анкета Фамилия___Имя___класс.

День интеллектуальных игр в ДОУДень интеллектуальных игр в ДОУ Лето- прекрасное время для разнообразных развлечений детей. В этот раз мы решили провести День интеллектуальной игры. В гости к ребятам.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей»Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Разрешите предложить вам консультацию по теме.

Неделя интеллектуальных игр «Знатоки математики»Неделя интеллектуальных игр «Знатоки математики» Цель: Создание условий для повышения качества математического образования детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Развитие познавательной.

Объединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьниковОбъединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьников Проект:Объединение «Мастерская театра для школьников», как средство социализации школьников. Объединение «Мастерская театра для школьников».

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Взаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнкаВзаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнка Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение интеллектуальных, личностных, межличностных, эмоционально-волевых особенностей школьников, их интересов, склонностей
Опубликовано: 6 ноября 2020 в 12:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изучение интеллектуальных, личностных, межличностных, эмоционально-волевых особенностей школьников, их интересов, склонностей» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Данилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД