Алена Богданова
Изучение деструкций личности педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования. В настоящее время, в условиях активной модернизации экономики России и реформирования всей системы образования, жесткой конкуренции работников между собой, психологические проблемы профессионального становления и развития личности, другими словами ее профессионализации, приобретают все большую актуальность.
Профессиональное становление несет человеку не только положительные психические приобретения, но и изменения личности деструктивного характера. Возможности профессиональной деструкции достаточно высоки в педагогической сфере, где педагог не только выполняет сложную и часто монотонную работу, но и находится в постоянном эмоциональном напряжении, которое возникает в ответ на интенсивное общение с обучаемыми и коллегами.
Публикация «Изучение деструкций личности педагога» размещена в разделах
Объект исследования – деструктивные проявления личности.
Предмет исследования – деструкции личности педагога в профессиональной деятельности.
Цель исследования: анализ деструкций личности педагогов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся профессиональной деструкции личности педагога.
2. Осуществить отбор диагностических методик для оценки профессиональной деструкции педагогов.
3. Провести констатирующий эксперимент, с применением выбранных диагностических методик.
Была сформулирована гипотеза исследования: если использовать психолого-педагогическую технологию профилактики и коррекции, основанную на применении арт-терапевтических средств, то становится возможным нивелировать проявления профессиональной деструкции личности педагогов.
Методы исследования: Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования. Эмпирические: «Методика исследования эмоционального состояния» В. В. Бойко; для выявления риска возникновения профессиональных деформаций – «Шкала профессионального стресса» Р. В. Овчарова; для оценки уровня сформированности эмоциональной саморегуляции – «Оценка уровня тревожности» Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина. Статистические: метод математической обработки данных.
Теоретико-методологическую базу исследования составили теоретические и экспериментальные исследования профессиональных деструкций личности Л. М. Беткер, Э. Ф. Зеера; психоаналитические концепции эмоционального выгорания (З. Фрейд, Э. Фромм).
Понятие профессиональных деструкций личности в отечественной психологии появилось относительно недавно и как отмечает Т. А. Савина [6], до сих пор отсутствует единая точка зрения в отношении данного термина, что обусловлено многообразием современных взглядов на проблему развития профессионально-личностных деструкций.
Э. Ф. Зеер [3], под профессиональными деструкциями понимает «изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса».
По мнению Т. Г. Неруш [4] профессиональные деструкции характеризуются двумя сторонами. С одной они касаются личности педагога, выражаясь и проявляясь на мотивационном, когнитивном уровне и на уровне качеств личности в искажении, гиперразвитии и разрушении профессионально важных и профессионально значимых качеств личности. С другой стороны профессиональные деструкции выражаются в деятельности педагога как уже сформировавшего профессионала в виде различных нарушений целеполагания, отражения ситуации, планирования, контроля и регуляции).
Одним из важнейших проявлений профессиональной деструкции и самым распространенным видом профессиональных деформаций является «синдром эмоционального выгорания» [1]. В. В. Бойко [2] эмоциональное выгорание понимает как «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».
Методы, диагностические методики, процедура исследования. В исследовании приняли участие 24 педагога МАДОУ детского сада №135 г. Тюмени в возрасте от 22 до 60 лет со стажем профессиональной деятельности от 1 до 41 года.
Большинство испытуемых имели высшее педагогическое образование 62,5%, среднее специальное педагогическое – 37,5%. В зависимости от стажа профессиональной деятельности педагоги подразделялись на четыре группы: от 0 до 5 лет стажа – 25% респондентов, от 5 до 10 лет – 20,8%, стаж 11-20 лет регистрировался также у 20,8%, свыше 20 лет – у 33,4% педагогов.
В исследовании использовались методы теста, опроса, математической статистики, которые применялись посредством следующих методик: 1) Опросник «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко) [2]; 2) Опросник «Шкала профессионального стресса» (Р. В. Овчарова) [5]; 3) Тест «Оценка уровня тревожности» (Ч. Д. Спилберг, в адаптации Ю. Л. Ханина) [7].
Результаты исследования и их анализ. Анализ полученных результатов диагностики педагогов по методике В. В. Бойко, представленные в таблице 1, позволил выявить, что у подавляющего большинства педагогов фазы выгорания были не сформированы.
Таблица 1 – Результаты сформированности профессиональной деструкции педагогов по методике В. В. Бойко (в %)
Компоненты (фазы) «выгорания» Степень сформированности фазы
Не сформировалась В стадии формирования Сформированная
фаза
Стаж от 0 до 20 лет и более (24 чел.)
«Напряжение» 18 (75,0%) 1 (4,2%) 5 (20,8%)
«Резистенция» 11 (45,8%) 9 (37,6%) 4 (16,6%)
«Истощение» 17 (70,8%) 7 (29,2%) -
Стаж до 5 лет (6 чел.)
«Напряжение» 4 (66,7%) - 2 (33,3%)
«Резистенция» 4 (66,7%) - 2 (33,3%)
«Истощение» 5 (83,4%) 1 (16,6%) -
Стаж 5-10 лет (5 чел.)
«Напряжение» 4 (80,0%) 1 (20,0%) -
«Резистенция» 2 (40,0%) 2 (40,0%) 1 (20,0%)
«Истощение» 4 (80,0%) 1 (20,0%) -
Стаж 10-20 лет (5 чел.)
«Напряжение» 3 (60,0%) - 2 (40,0%)
«Резистенция» 1 (20,0%) 3 (60,0%) 1 (20,0%)
«Истощение» 2 (40,0%) 3 (60,0%) -
Стаж более 20 лет (8 чел.)
«Напряжение» 7 (87,5%) - 1 (12,5%)
«Резистенция» 4 (50,0%) 4 (50,0%) -
«Истощение» 6 (75,0%) 2 (25,0%) -
Напряжение в стадии формирования регистрировалось лишь у 4,2% опрошенных, резистенция и истощение – 37,6% и 29,2% респондентов соответственно. Сформированные фазы напряжения и резистенции наблюдались у 20,8% и 16,6% педагогов. Рассмотрение степени сформированности фаз профессиональной деструкции педагогов в зависимости от стажа работы не выявило какой-либо закономерности и имело разнонаправленную тенденцию.
При анализе выраженности симптомов каждой из фаз выгорания отмечено, что переживание психотравмирующих обстоятельств было доминирующим у 20,8%, сложившимся у 16,7%, находилось в стадии складывания у 4,2% респондентов. В то же время, переживание психотравмирующих обстоятельств не сложившимся было у большинства педагогов – 58,3%. Следующий симптом фазы напряжения – неудовлетворенность собой – доминирующим был только у 4,2% респондентов, в стадии складывания – у 16,7%, не сложившимся – у 79,1%. «Загнанность в клетку» как доминирующий признак напряжения регистрировалась у 4,2% опрошенных, сложившимся этот симптом был также у 4,2%, не сложившимся – у 91,6%. Тревога и депрессия в качестве доминирующего признака наблюдалась у 20,8% педагогов, 4,2% респондентов обладали сложившимися тревогой и депрессией, 12,5% – находились в стадии складывания и не сложившимися были у 62,5% опрошенных (табл. 2).
Таблица 2 – Выраженность симптомов выгорания у педагогов
Степень выраженности симптомов
Признак не сложившийся симптом складывающийся симптом сложившийся доминирующая
Фаза напряжения
переживание психотравмирующих обстоятельств 14 (58,3%) 1 (4,2%) 4 (16,7%) 5 (20,8%)
неудовлетворенность собой 19 (79,1%) 4 (16,7%) - 1 (4,2%)
«загнанность в клетку» 22 (91,6%) - 1 (4,2%) 1 (4,2%)
тревога и депрессия 15 (62,5%) 3 (12,5%) 1 (4,2%) 5 (20,8%)
Фаза резистентности
неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 8 (33,4%) 7 (29,1%) 4 (16,7%) 5 (20,8%)
эмоционально-нравственная дезориентация 17 (70,7%) 4 (16,7%) 1 (4,2%) 2 (8,4%)
расширение сферы экономии эмоций 13 (54,0%) 8 (33,4%) 1 (4,2%) 2 (8,4%)
редукция профессиональных обязанностей 11 (45,8%) 10 (41,6%) 1 (4,2%) 2 (8,4%)
Фаза истощения
эмоциональный дефицит 18 (74,9%) 4 (16,7%) - 2 (8,4%)
эмоциональная отстраненность 20 (83,3%) 4 (16,7%) - -
личностная отстраненность (деперсонализация) 18 (74,9%) 4 (16,7%) 1 (4,2%) 1 (4,2%)
психосоматические и психовегетативные нарушения 16 (66,6%) 7 (29,2%) - 1 (4,2%)
В фазе резистенции неадекватное избирательное эмоциональное реагирование было доминирующим у 20,8% педагогов, сложившимся – у 16,7%, в качестве складывающегося симптома выступал у 29,1%, не сложившимся – у 33,4% респондентов. Эмоционально-нравственная дезориентация как доминирующий признак наблюдалась у 8,4% опрошенных, сложившимся этот симптом был у 4,2%, находился в стадии складывания – у 16,7%. У подавляющего большинства педагогов эмоционально-нравственная дезориентация регистрировалась как не сложившийся симптом – у 70,7%. Расширение сферы экономии эмоций было доминирующим у 8,4% опрошенных, сложившимся – у 4,2%, в качестве складывающегося симптома фазы резистенции выступал у 33,4%, не сложившимся – у 54% педагогов. Редукция профессиональных обязанностей было доминирующим признаком у 8,4% респондентов, сложившимся у 4,2%, находилась в стадии складывания у 41,6%, как не сложившийся симптом было у 45,8%.
В фазе истощения эмоциональный дефицит в качестве доминирующего признака регистрировался у 8,4% педагогов, находился в стадии складывания у 16,7%, не сложившимся был у 74,9% опрошенных. Эмоциональная отстраненность как складывающийся симптом наблюдалась у 16,7% респондентов, не сложившийся – у 83,3%. Личностная отстраненность (деперсонализация) доминирующим, а также сложившимся признаком выступала у 4,2% респондентов, в стадии складывания находилась у 16,7%, не сложившимся – у 74,9%. Психосоматические и психовегетативные нарушения наблюдались в качестве доминирующего симптома у 4,2% педагогов, складывающегося – у 29,2, не сложившимся был у 66,6% респондентов (табл. 2).
Таким образом, анализ результатов анкетирования педагогов показал, что у большинства педагогов фазы выгорания были не сформированы и не имели зависимости от стажа работы. Анализ выраженности симптомов каждой из фаз выгорания свидетельствовал о том, что у педагогов всегда, за редким исключением, присутствуют все стадии складывания симптомов независимо от фазы выгорания. У большого количества педагогов те или иные симптомы выгорания находились в стадии формирования. Сформированная профессиональная деструкция часто выступала как доминирующий симптом.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод об актуальности проблемы профессиональной деструкции среди педагогов ДОУ, т. к. у большого количества педагогов те или иные симптомы сейчас находятся в стадии формирования. Кроме того, у значительной части педагогов профессиональная деструкция уже сформировалась или выступает как доминирующий симптом.
Результаты оценки выраженности профессионального стресса педагогов ДОУ по методике Р. В. Овчаровой, представленные на рисунке 1, указывают, что умеренная выраженность стресса наблюдалась у 70,8% опрошенных, высокая – у 25%, очень высокая – у 4,2%. Таким образом, у части испытуемых уровень стресса в норме, что свидетельствует об определенной устойчивости к психологическому стрессу.
Рис. 1. Распределение педагогов в зависимости от уровня выраженности профессионального стресса
Зависимость уровня выраженности стресса от срока педагогической деятельности, изученная методами математической статистики, отмечалась только при максимальной длительности работы педагога.
Результаты оценки уровня тревожности педагогов ДОУ по методике Ч. Д. Спилберга, в адаптации Ю. Л. Ханина, представленные на рисунке 2, свидетельствуют о большем количестве респондентов, обладающих умеренной тревожностью – 66,4%. Низкий уровень тревожности наблюдался у 8,3% опрошенных, высокий – у 25%.
Уровень тревожности испытуемых имеет прямую зависимость от стажа работы, среднее значение которого значительно возрастает с увеличением стажа. Эти различия были статистически значимы между низким уровнем тревожности и высоким.
Рис. 2. Распределение педагогов в зависимости от уровня тревожности
Выводы. Проведенное исследование позволило выявить, что у большинства испытуемых педагогов фазы выгорания были не сформированы и не имели зависимости от стажа работы. Симптомы выгорания преимущественно находились в стадии формирования. Максимальное распространение имела умеренная степень выраженности стресса и тревожности.
Исследование провела заместитель заведующего МАДОУ д/сад №135 г. Тюмени
Татьяна Дмитриевна Голод
Научный руководитель: к. психол. н., доцент Т. В. Семеновских