Нина Ивановна Воробьёва
Изотерапия для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Изотерапия оказывает заметное коррекционно-развивающее воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом моторику рук, развитию личностных качеств, способствуют формированию эстетического восприятия и воспитанию эстетических чувств.
В работе цвет является и важнейшим диагностическим средством, который может много рассказывать об интеллекте, характере, но прежде всего – эмоциях, чувствах ребёнка.
Известно, что отражение цвета в рисунках нередко находится в прямой зависимости от цветоразделения. Недостатки передачи цвета в значительной мере связаны с особенностями высших психических функций.
Публикация «Изотерапия для детей» размещена в разделах
Н. П. Сакулина считает, что у дошкольников наблюдается двойственное отношение к использованию цвета в рисунке: цвет как передача окраски изображаемого – это, во-первых, показатель возрастного развития, во многом зависящий от педагогических приёмов ознакомления детей с цветом; во-вторых, это признак общего состояния ребёнка. Чем сохраннее его психика и чем лучше он приспособлен к среде, тем больше в рисунках близких к действительности естественных цветов.
Итак, цвет выявляет детей с проблемами и цвет же помогает в коррекционной работе с ними. Цвет при умелом использовании и успокаивает, и раскрепощает чувства, эмоции ребёнка, восстанавливает нарушенный контакт с миром, решили шире использовать его в коррекционной работе [24].
При рассматривании цветового спектра обратили внимание детей, что красный, жёлтый, синий – это основные цвета, их нельзя получить смешиванием других цветов, а оранжевый, зелёный, фиолетовый – промежуточные: их можно получить из основных цветов. Были включены и упражнения на получение промежуточных цветов, для чего на листе нарисовали три прямоугольника. Первый из них покрывали акварелью красного цвета, второй – акварелью жёлтого цвета, третий – цветом краски, полученной от слияния красной и жёлтой, дети упражнялись в получении фиолетового цвета смешением красной и синей краски, зелёного – смешением синего и жёлтого.
Нужно отметить, что детям очень нравится процесс составления красок. Недоумение вызывает лишь то, что в спектре нет чёрного и белого. Детям нужно объяснить, что эти краски бесцветные, ахроматические.
Дети узнают, что жёлтый, красный, оранжевый – это тёплые цвета, цвета солнца, огня, а синий, фиолетовый, иногда зелёный – холодные цвета снега и льда. Ну, а чёрный и белый – нейтральные. При рассмотрении картин художников дети выясняют, какие цвета преобладают, и какое настроение они вызывают. Такая работа безошибочно приводит к тому, чтобы дети безошибочно определяли, какими красками можно передать эмоции, настроение, чувства (слёзы, смех, радость, печаль и т. п.). Приятное чувство вызвало то, что понятие «жизнь» все до одного нарисовали тёплыми цветами.
Рассказ о воздействии цвета на человека и о том, как используется это при окраске окружающей обстановки – жёлтый, цвет воспринимается тёплым и уютным, однако большое его количество может вызвать обратный эффект, то есть оказаться раздражающим; длительное нахождение в близи стены, окрашенной в яркий красный цвет, вызывает утомление, а зелёный цвет успокаивает. Причём важен не только сам цвет, но и его тон.
Прослушивая различную по характеру музыку, дети соотносят её с той или иной картиной. Выделяют картины и по таким признакам, как «шумная», «ласковая», «горячая» и др. Причём, каждое из этих понятий они могли определить и в цвете. Есть вариативность в ответах, но большинство детей уже научились понимать выразительные качества цвета, чувствуют его настроение.
У большинства детей не вызывали недоумение и такие задания: представь, как звучит мягкое, пушистое облако и нарисуй звучание облака; представь, какого цвета смех и нарисуй цвет смеха; опиши, как пахнет лунный свет и нарисуй запах лунного света; нарисуй цвет острой боли.
Особый интерес вызывает у детей техника монотипии. Дети произвольно накладывали краски на непромокаемую поверхность (кафель, стекло, пластик, а затем накладывали сверху мокрый, намыленный лист бумаги и слегка им манипулировали – вращали, протягивали вниз. Краски растекались, взаимопроникая друг в друга, и появлялось изображение, которое невозможно сделать кистью, что вызывало у детей восторг. Далее дети всматриваются в изображение, задумываются, на что это похоже и при необходимости что-то дорисовывают кистью, пальцами.
При этом ребёнок в процессе создания изображения погружается в него и как бы уходит от отрицательного влияния окружающего мира. Поглощенный процессом художественного творчества, ребёнок «живёт» в другом мире, приносящем ему радость, конечно, при условии успешного овладения изобразительной деятельностью. Те положительные эмоции, которые испытывает ребёнок, оказывают благоприятное воздействие на его нервную систему. Он успокаивается, снимается нервное напряжение, вредно отражающееся на его психическом здоровье. Понимание и использование выразительных свойств цвета развивает чувственную сферу ребёнка, учит лучше понимать себя и окружающих.