Изобразительная деятельность как средство коррекции отклонений в развитии детей с нарушениями зрения
▼ Скачать +Заказ
Изобразительная деятельность тесно связана с умственной деятельностью ребенка с нарушением зрения, с его личностными качествами, а также со специфическими особенностями, которые обусловлены зрительной патологией.
Публикация «Изобразительная деятельность как средство коррекции отклонений в развитии детей с нарушениями зрения» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
При нарушении зрения у дошкольников страдает восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование представлений об окружающем. Именно поэтому необходима предварительная работа по формированию специальных приемов использования нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов при обследовании предмета, его качеств и свойств. Объединение всех сенсорных функций в процессе обследования объекта способствует более полному формированию предметных представлений. Таким образом происходит развитие аналитико-синтетической деятельности : способности видеть отдельные свойства предмета и объединить их в целостных образ.
Изобразительной деятельности всегда предшествует наглядно-практическая. Это могут быть сюжетно-ролевые и дидактические игры, наблюдения на прогулке, экскурсии. Целесообразно использование следующих игр и упражнений:
1. Сравнение предметов и их изображений (нахождение сходства и отличия).
2. Соотнесение контурных, силуэтных, цветных изображений и реальных объектов.
3. Обводка по контуру, силуэту, трафарету.
4. Определение и поиск недостающих деталей в изображении.
5. Определение и устранение ошибок и неточностей в изображении.
Необходимо помнить о том, что дети со зрительной патологией зачастую не умеют пользоваться своим нарушенным зрением. Кроме того, для них характерно нарушение зрительно-моторных взаимосвязей и недостаточных зрительный контроль за движением рук. Именно поэтому необходимо повышать уровень сформированности навыков обследования. Выделяют следующие этапы обследования предмета:
1. Характеристика предмета педагогом.
2. Анализ основных частей и деталей предмета детьми.
3. Соотнесение выделенных частей с сенсорными эталонами цвета, формы и величины.
4. Определение строения предмета, определение пространственного положения всех составных частей.
5. Повторное восприятие предмета в целом.
Объект для обследования должен быть достаточно крупного размера, яркого цвета, контрастно выделяющимся на фоне. Желательно, чтобы дети могли тесно контактировать с объектом.
Важное значение имеет организация осязательного обследования предмета. Педагог берет обе руки ребенка в свои и показывает, как обхватить предмет обеими руками, как продвигать руки сверху вниз, демонстрирует способы действия пальцами при осязании.
В процессе осязательного обследования дети анализируют округлость формы, наличие граней, углов, плоскости, вогнутости и другие осязательные признаки предмета.
Большие трудности возникают у детей с нарушениями зрения при восприятии и отображении пространственных отношений предметов. Понимание и правильный перенос пространственных признаков предмета на плоскость листа во многом зависит от того, как организованы занятия по рисованию. Необходимо развивать восприятие перспективы через наблюдение объектов вблизи и вдали. Дети учатся понимать таким образом величину предметов в зависимости от их расположения в пространстве. Для этого следует подбирать иллюстрации, на которых можно показать изображение перспективы. Например, дома вдали очень маленькие, а на переднем плане люди - по размеру больше, чем дома.
На занятиях по рисованию для коррекции и развития цветовосприятия дети упражняются в различении, назывании цвета, учатся воспринимать цветовую гамму. При некоторых видах глазных патологий нарушается цветоразличение и цветовосприятие, поэтому рассматривание цвета в реальных предметах способствует обогащению опыта и знаний о цвете. Дети определяют цветовую насыщенность, тональность и контрастность в окраске предметов. Когда ребенок затрудняется в подборе красок, ему на помощь приходит педагог, который учит его способам получения нужного цвета, тональности, насыщенности в изображении. Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное влияние на ребенка с нарушением зрения, поэтому педагог учит детей ориентироваться в эталонах цвета соответственно спектру цвета. При этом он обращает внимание детей на то, что цвет является одним из выразительных средств, используемых в изображении, и им надо правильно пользоваться.
Таким образом, можно говорить о том, что изобразительная деятельность в целом и подготовительная работ к ней в частности является важным средством развития и коррекции зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Это касается таких важнейших разделов как:
- формирование сенсорных эталонов;
- формирование предметных представлений и способов обследования предметов,
- восприятие сюжетных изображений;
- развитие осязания и мелкой моторики.
Подобный комплексный подход является залогом успешности коррекционного процесса.