Ольга Баландина
Изображение человека в сюжетном рисовании в старшей и подготовительной группах. Методика, тематика, техника, материал
▼ Скачать + Заказать документы
1. Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи. Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями развивается у ребенка постепенно. Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе
Публикация «Изображение человека в сюжетном рисовании в старшей и подготовительной группах, Методика, тематика, техника, материал» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Рисование по замыслу и по представлению
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Самое сложное — изображение человеческой фигуры. Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Чтобы научить рисовать человека нужно показать детям куклу и рассказать о её строении (голова, туловище, руки, ноги, познакомить с формой и пропорциями.
Еще одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя, т. е. сам процесс работы над ним.
Воспитатель показывает детям, как рисовать куклу в зимней одежде. Рисуя воспитатель уточняет, спрашивая детей: какую форму имеет платье, голова, руки, ноги, их расположение и величину. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.
В старшей группе дети могут научиться изображать лишь несложные движения. Вначале натурой служит кукла. Прежде чем ее рисовать, дети занимаются аппликацией: им предлагается собрать вместе части. После этого дети, рисуя куклу красками, легче улавливают последовательность ее изображения. Предшествующая аппликация помогает детям понять строение фигуры. Можно предложить схему рисования из геометрических фигур.
В дальнейшем, изображая фигуру одетой, они опираются на это понимание. Ноги фигуры уже не приставляют к концам платья, а руки не рисуют от шеи или головы. Естественное желание детей нарисовать куклу нарядной за одно занятие выполнить трудно — надо найти время и дать детям закончить свои работы. Для того чтобы детям было легче передать различный наряд куклы, можно использовать дымковскую игрушку. Кольца, полосы, клетки, овальные отпечатки кисти — вот элементы узоров этой куклы. Каждая кукла расписана по-своему, каждая застыла в своем движении. Они лаконичны, выразительны, и детям легко их рисовать. Все рисунки получаются разные. На некоторых кукла пляшет, машет платочком, на других взмахнула рукой, подняла руки над головой. Расписаны куклы тоже по-разному, некоторые дети придумывают свой узор, отличный от традиционных дымковских. Так фигура человека, постепенно усложняясь, занимает место в детских рисунках в течение всего года.
Использование картин на занятиях рисованием в старшей группе не только помогает воспитателю в уточнении представлений детей о том или ином предмете, но и знакомит их с некоторыми изобразительными приемами. Например, девочка играет в мяч - у нее нарисованы руки, поднятые вверх.
Иногда картину можно использовать в процессе рисования, когда ребенок забыл форму какой-либо части, детали предмета; после рассматривания воспитатель убирает ее во избежание копирования детьми. Картина, как и заменяющий ее рисунок воспитателя, не может служить образцом для детского рисунка и применяться для срисовывания. Восприятие картины должно основываться на наблюдениях в жизни, помогать ребенку осознать виденное.
Далее рисование человека в движении не должна сильно изменяться, так же как и форма частей. Руки в виде простой, продолговатой формы, но только подняты вверх, ноги повернуты носками в одну сторону и т. д.
Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы.
Словесный художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить и сам образ, и ситуацию, в которой происходит действие. Например, для героини сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» обязательны внешние признаки: шапочка красного цвета, корзинка с угощением для бабушки, все остальное при рисовании придумывает сам ребенок - позу девочки, ее лицо, прическу, одежду, обувь.
Некоторые сказочные образы представлены в игрушках - Буратино, доктор Айболит и др. Игра с ними делает эти образы живыми для детей, действующими, конкретными, что облегчает их изображение.
Тематика сюжетного рисования в старшей группе определяется прежде всего теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. После Нового года дети рисуют новогоднюю ёлку, игрушки, персонажей новогодних представлений и главных героев праздника – Снегурочку и Деда Мороза.
В старшей группе воспитатель учит правильно работать с акварельными красками, подбирать краску нужного цвета на палитре и равномерно покрывать ею плоскость.
Приёмы в сюжетном рисовании :
1. Наблюдение (предварительное наблюдение; рассматривание игрушки; расматривание картин, иллюстраций на даную тему);
2. На занятии (беседа; показ);
3. По литературным произведениям (чтение худ. литературы; рассматривание иллюстраций).
Технические умения и навыки в старшей группе :
1. Держать правильно кисть при рисовании широких и тонких линий (при рисовании широких линий кисть ведут наклонно к бумаге, прижимая её всем ворсом, при рисовании тонких линий кисть надо держать палочкой вверх и вести её слегка касаясь бумаги, концом ворса);
2. Отрабатывать навык произвольной регуляции силы нажима на карандаш (при рисовании и закрашивании рисунков);
3. Формировать умения изменять направления движений ;
4. Учить рисовать гуашью, акварелью, цветными восковыми мелками;
5. Учить изменять силу нажима на карандаш с целью получения разных оттенков одного и того же цвета;
6. Учитьь использовать графический карандаш для создания подготовительного рисунка;
7. Учить смешивать краски, чтобы получился новый цвет.
Задачи по сюжету :
1. Учить изображать один из эпизодов сказки. Продумывать и передавать расположение основных персонажей, их характерные особенности. Показать время и место действия.
2. Учить самостоятельно начинать содержание, выбирать размер, краски или карандаши.
3. Познакомить с понятиями: дальше, ближе, выше, ниже. Передавать в рисунке расположение ближних и дальних предметов.
4. Учить заполнять верхнюю и нижнюю часть листа (уменьшение удалённых предметов не передаём).
5. Передавать положения предметов в пространстве (стоит, лежит).
6. Подвести детей к понятию выразительности.
7. Учить планировать свою работу.
8. Использовать колорит, как средство создания выразительного образа (фон и соответствующий подбор красок).
Темы:
«Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой», «Девочка в нарядном платье», «Дети делают зарядку», «Весёлый клоун», «Дети гуляют зимой на участке», «Моя любимая сказка», «Солдат на посту», «Это он, это он, ленинградский почтальон», «Космос».
2. Для детей в подготовительной группе рисуя человека, сложность заключается в том, что нужно не только наблюдать индивидуальные особенности предмета, но и его в движении. К этому дети подготовлены всей предстоящей работой, когда они рисовали отдельных представителей окружающего мира. Так, в средней группе дети рисовали мишку, который шел, бежал. В рисунках детей старшей группы больше места занимает передача движений. Но они однообразны.
В подготовительной группе знакомим детей с строением человека. Рассмотреть схемы строения фигуры человека и пропорциональное соотношение частей, за масштабную единицу при определении пропорций принимается какая-либо часть тела, обычно голова (ее высота). Высота всей фигуры человека составляет7-8 масштабных единиц (включая голову). Размеры длины туловища и головы вместе равны примерно длине ног. Руки на одну единицу длиннее туловища (доходят до середины бедра). Рука до локтя длиннее предплечья; локоть находится на уровне талии (примерно на половине туловища). Ширина фигуры в плечах равна примерно двум единицам. Ноги в коленях делятся на две равные части.
В подготовительной к школе группе учат детей рисовать человека в движении. Чтобы дети могли передать разнообразные движения, нужно обращать их внимание на положение рук при ходьбе, беге. Проверить это дети могут наблюдая движения товарищей. На заданиях по изображению движущейся фигуры нарисовать человека в боковом повороте, показываем натуру. Можно придать фигуре любое движение, нарисовав основные направляющие линии (схема движения, а потом «одеть» своего человека, рисуя поверх линий одежду). Советуем также изготовить подвижную модель фигуры человека. Меняя положение часией тела и обрисовывая контур модели, дети смогут дорисовать образ человека в движении. Как только дети овладевают секретом передачи движения, направляющие линии становятся ненужными. Дети рисуют сразу в одежде и при этом представляют, как движутся руки и ноги, как наклонено туловище.
Рассмотрим один из способов рисования человека в движение. Тема «Лыжная прогулка». Один из способов рисования- рисунок овалами. Рисуем овал- туловище до пояса, овал- тазовая часть. Потом пририсуем овалы- ноги до колена, от колена- овалы, овалы – ступни ног. Потом пририсуем руки, сначала найдя место плеча. Руки рисуем так же: овал до локтя, овал после локтя. Локоть на уровне талии, ладонь- овал. И наконец- голова. Находим место для шеи и пририсовываем голову. Затем плавной линией собираем рисунок и одеваем его. После того, как нарисовали карандашный набросок, резинкой стираем вспомогательные линии. Приступаем к работе в цвете.
Дети подготовительной группы могут изображать различные предметы в действии и понимают, что в зависимости от движения изменяется видимая форма предмета. Например, в такой теме, как «Дети лепят снеговика», в старшей группе ребята изобразят его и двух рядом стоящих детей с лопатками в руках. А в рисунках детей подготовительной группы эти же дети будут изображены за работой : с поднятыми руками около снеговика, наклонившись, катят ком снега, несут снег на лопатке, везут его на санках. Такое разнообразие в положениях фигур делает рисунок более содержательным и выразительным. Усложнение композиции рисунка также будет способствовать выразительности образов. Изображение земли не узкой линией, а широкой полосой позволяет нарисовать гораздо больше предметов, т. е. заполнить рисунком весь лист.
Для еще большего уточнения понятия о характере движения и связанном с ним положении частей тела воспитатель может предложить тому, кто затрудняется нарисовать согнутую руку или ногу, самому принять эту позу и объяснять словами движение, например: «Взял в руку флажок, согнул ее в локте и поднял, другая рука опущена вниз, она осталась прямой».
Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе. В детском саду не ставятся задачи обучения объемному изображению, передачи светотени, перспективных сокращений, сложных ракурсов.
Занятия по рисованию с натуры советуем проводить так: анализ натуры; объяснение размещения рисунка на листе бумаги, последовательности выполнения рисунка (в случае необходимости частичный или полный показ изображения); рисование предмета с натуры; анализ работ.
Применение образца в подготовительной группе еще более ограниченное, чем в старшей группе. Показ приемов рисования в подготовительной группе проводится реже, чем в других группах, так как дети этого возраста многое могут усвоить на основе только словесного объяснения. Если в этом есть необходимость, то воспитатель частично объясняет и показывает те или иные приемы рисования. Например, при изображении человека в профиль воспитатель рисует не всю его фигуру, а лишь профиль лица, объясняя словами все изгибы формы. Хорошо и детям предложить сначала поупражняться в рисовании только профиля на отдельных листках, а потом уже приступать к изображению всей фигуры. Так же частично воспитатель может показать изгиб ноги в колене при ходьбе или беге. Такая помощь не мешает ребенку творчески работать над созданием образа в соответствии с его представлениями.
В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему.
В подготовительной к школе группе вводится рисование графитным карандашом. Детей учат тонкой линией наносить контур предмета, а потом равномерно закрашивать изображение гуашью, акварелью или цветными карандашами
Технические умения и навыки в подготовительной группе :
1. Свободно рисовать карандашами, акварелью и др. материалами.
2. Самостоятельно владеть различными навыками при закрашивании карандашами и красками, пририсовании линейного контура.
3. При закрашивании менять направление мазков, согласно форме.
4. Учить закрашивать большие плоскости, начиная сверху и сгоняя краску вниз, держа при этом кисть ….
5. Усвоить технику рисования акварелью : правильно смачивать краски водой, снимать краску лёгким, равномерным трением концом кисти, наносить краску на палитру для разведения водой и смешивания, достаточно… кисть краской.
6. Учить штриховать карандашом большие плоскости.
Задачи по сюжету :
1. Передавать смысловую взаимосвязь предметов с учётом глубины пространства.
2. Распологать предмет, использую весь лист.
3. Рисовать наширокой полосе.
4. Передавать относительную величину предметов при выражении связного содержания.
5. К концу года передавать уменьшение удалённых предметов.
6. Учить заранее планировать свою работу (делать предварительный набросок карандашом или показать рукой на листе, что где будет расположено).
7. Заботится о красоте композиции.
8. Передавать особенности колорита времени года, состояния природы, погоды.
Темы:
«Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере (по улице)», «Девочка и мальчик пляшут на музыкальном занятии», «Наша армия родная», «Кукла в национальном костюме».
Если мы хотим, чтобы каждый ребенок сполна проявил свою индивидуальность на занятиях по изодеятельности, создайте атмосферу радости, удовольствия, доброжелательности и уважения к труду, фантазии, творчеству каждого ребенка.