раисова гульнара
Изменение имён прилагательных по родам
▼ Скачать + Заказать документы
Новосибирская область
Краснозерский район
МКОУ Октябрьская СОШ
Урок русского языка в 3 классе
по теме:
УМК «Школа России»
Учитель первой квалификационной категории
Раисова Гульнара Ильяшевна
2019 г.
Цель:
Учить устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными, определять род имён прилагательных
Задачи урока:
Обучающие:
закрепить знания учащихся об имени прилагательном;
формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных;
расширять словарный запас детей;
Публикация «Изменение имён прилагательных по родам» размещена в разделах
Развивающие:
развивать познавательный интерес к предмету; развивать умение работать в парах
Воспитывающие:
воспитывать самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков,
доброжелательное отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
формирование познавательного интереса, навыков самоконтроля; развитие умения работать в группах, расширению словарного запаса; должны научиться изменять прилагательные по родам; знать какую роль играют имена прилагательные в речи; использовать приобретённые знания и умения в тестовой работе
Тип урока: Изучение нового материала
Основные организационные формы обучения на уроке:
• работа в парах;
• индивидуальная работа;
• фронтальная работа.
Оборудование:
мультимедийный проектор, доска, компьютер, карточки, тест
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1)
Цель: эмоционально настроить на урок, мотивировать на результат.
(при этом развиваются личностные УУД).
- Посмотри на картинку (Слайд 2).
Покажите, какой смайлик больше подходит к вашему настроению? Надеюсь, что и к концу урока ваше настроение останется таким же хорошим или даже улучшится.
Учитель. Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».
Цель: ориентировать на соблюдение требований ведения записи в тетради посредством проговаривания правила в стихотворной форме. (развиваются регулятивные УУД)
Учитель. Сегодня, ребята, мы продолжим знакомиться с частями речи.
Цель: проверить уровень знаний учащихся об имени существительном (при этом развиваются личностные универсальные действия)
Какие картинки вы видите на слайде?
К какой части речи относятся эти слова? Определите род существительных.
– О какой части речи пойдёт сейчас речь на уроке, вы узнаете, прослушав стихотворение. Слайд 3
II. Актуализация знаний.
Цель: повысить мотивацию к изучению нового материала (при этом развиваются познавательные УУД)
Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени прилагательном. На столе у вас лежат вопросы. Прочитайте вопросы и ответьте на них.
Подберите подходящие по смыслу прилагательные к словам : солнце, девочка, мальчик.
Учитель. Так для чего же в нашей речи используются прилагательные?
III. Минутка чистописания.
Цель: развивать мелкую моторику руки, постановка проблемы, соответствующей теме урока
(при этом развиваются регулятивные УУД, личностные УУД, учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность)
На доске. ая ое ий яя ой ее ый
- Как мы должны красиво писать в тетрадях? Что для этого мы можем сделать? (проведём пальчиковую гимнастику, зарядку для глаз и минутку каллиграфического письма).
Слайд 4, 5,6
Ребята, а кто из вас увидел, какие буквосочетания спрятались? Подчеркните. А что это за сочетания, мы ответим в конце урока.
IV. Изучение нового. 1. Проблемная ситуация. Работа по группам
Цель: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. (при этом развиваются познавательные УУД, регулятивные УУД, логические универсальные действия).
Учитель. Сейчас вы, ребята, будете работать по группам. Слайд 7
Прочитайте словосочетания. Вставьте подходящие по смыслу пропущенные окончания имён прилагательных : -ая,-яя,-ый, -ий,-ой, -ое, -ее; укажите род существительных и постарайтесь определить род имен прилагательных.
Учитель. Какие окончания вы вставили? Проверьте. Слайд 8
У прилагательных вы умеете определять род? Вы столкнулись с проблемой? Давайте попробуем её решить. С какой частью речи употреблены в словосочетаниях имена прилагательные в выполненном задании? Как вы считаете, какие знания об имени существительном нам могут помочь в определении рода имён прилагательных?
Сделаем вывод: как же определить род имени прилагательного?
Обобщим сказанное: как изменяются имена прилагательные? Как определить род имен прилагательных?
Вывод: Имена прилагательные могут изменяться по родам в единственном числе. Чтобы определить род имён прилагательных нужно определить род имени существительного, с которым оно связано. Слайд 9
Как вы думаете, какая тема нашего урока? (ответы детей) Слайд 10
2. Фронтальная беседа.
Цель: провести первоначальный мониторинг уровня теоретического усвоения нового материала учащимися (при этом развиваются познавательные универсальные учебные действия, личностные УУД)
Вопросы Слайд 11 - 13
Физминутка
Цель: посредством игровой формы повторить новый материал урока, сочетая его с физическими упражнениями. (при этом развиваются познавательные УУД, коммуникативные УУД)
Я буду называть имена прилагательные. Если это имя прилагательное женского рода – то вы хлопаете в ладоши, если мужского – приседаете, среднего рода топаете.
V. Систематизация и обобщение знаний.
Цель: учить аргументировать выбор решения и координировать его с позицией партнёра в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. (при этом развиваются регулятивные УУД, коммуникативные УУД, логические универсальные действия).
1. Игра «Почтальон» (работа в группах)
Для того, чтобы закрепить наши знания я предлагаю провести игру «Почтальон». У нас есть три домика, в которых живут ж. р., с. р., м. р. Ваша задача правильно разнести письма в каждый домик. Для этого вам необходимо определить род прилагательного, вставить окончание, объяснить, почему поставили это окончание. Отнести письмо адресату. На столах по 2 письма- каждому ученику по 1.
3. Упражнение в редактировании словарных слов.
Цель: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в применении новых знаний на письме, повторить написание изученных ранее словарных слов, уметь сопоставлять, анализировать выбор нужного родового окончания прилагательного. (при этом развиваются логические универсальные действия, регулятивные УУД).
1) Слайд 14
Прочитайте словосочетания. Посмотрите, какая симпатичная девочка! Какое имя мы ей дадим? Почему вы стали улыбаться? Вы заметили, что она допустила ошибки? Поможем же ей определить их и исправить. Затем укажите род прилагательных, выделите их окончания.
Для успешного выполнения задания вам необходимо воспользоваться памяткой. Слайд 15
Начинайте писать, а остановитесь и поставите точку по моему сигналу. По завершении работы мы проверим ваши варианты в написании словосочетаний.
Проверка - Слайд 16
VI. Обобщение.
Учитель. Какая тема объединяет все выполненные вами на уроке задания?
Что нужно сделать, чтобы правильно написать родовые окончания имён прилагательных?
VII. Тест. Слайд 17 - 22
Цель : проверить знание учащихся алгоритма правильного выбора родового окончания имени прилагательного, связи его с именем существительным в словосочетании; повторить, что обозначает имя прилагательное. (при этом развиваются познавательные УУД, коммуникативные УУД).
Дети отвечают на вопросы. Контроль
– Обменяйтесь с соседом по парте, проверьте правильность ответов.
(а, б, б, б, а, в.)
VIII. Рефлексия.
Цель: проверить умение обучающихся выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями, регулировать свои действия, эмоции, формировать представление о себе и своих возможностях. ( при этом развиваются следующие УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные).
Учитель. Ребята, а кто догадался, почему именно эти сочетания букв мы писали на минутке чистописания?
Какие задания показались вам интересными? Лёгкими? При выполнении, какого задания вы испытывали затруднения?
Чему научились?
- А какое настроение у вас в конце урока? Покажите. Слайд 23
IX. Домашнее задание.
Цель: проверить умение учеников применять полученные на уроке знания в процессе выполнения домашнего задания. (при этом развиваются личностные УУД, регулятивные УУД).
– Придумать и записать 7 словосочетаний по схеме существительное + прилагательное, используя словарные слова. Указать род, число имён существительных и прилагательных. Слайд 25
Используемая литература:
1. Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин Игры и занимательные упражнения на уроках русского – М. ООО «Издательство Астель», ООО «Издательство АСТ», 2004
2. Л. С. Саломатина Имя прилагательное : Творческие задания для учеников начальной школы - М. : Чистые пруды, 2008 (Библиотечка «Первого сентября», серия Начальная школа. Вып. 22
Интернет ресурсы:
1. nsportal.ru – презентации у уроку
2. www.4stupeni.ru
3. www.rusedu.ru – Физминутка для глаз
4. festival.1september.ru
Самоанализ урока русского языка.
Это пятый урок по теме «Имя прилагательное». Урок строился мною с опорой на полученные ранее знания по указанной выше теме.
Организационный момент - чтение стихотворения, показ смайликов, эмоционально настроил детей на урок, мотивировал на результат. На минутке чистописания дети выполняли задания, соответствующие теме урока. Перед письменной работой ребята вспоминают правила посадки за партой.
Основная часть урока – повторение пройденного материала с использованием сменяемых разнообразных видов учебной деятельности, что является одним из условий применения здоровьесберегающих технологий во время учебных занятий.
Повторение материала проводилось через создание проблемной ситуации, творческие задания, что позволило:
- включить в работу активную познавательную деятельность каждого;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- самостоятельно учащимся определить тему урока.
Осознавая важность формирования у учащихся правильного отношения к здоровому образу жизни, я использовала разнообразные формы: физкультминутки – для глаз, физминутка, на которой дети закрепляли новый материал, комбинируя с физическими упражнениями. Для повторения и закрепления материала были использованы следующие методы:
1. По источникам знаний:
- словесный (ответы на вопросы по теме «Имя прилагательное»)
- наглядный (карточки)
- практический (тест, игра «Почтальон»)
2. По характеру познавательной деятельности учащихся и учителя в учебном процессе:
- метод проблемной ситуации (выполнение заданий, после которых дети сами определяли тему урока)
Были использованы индивидуальные и групповые формы обучения.
Каждый ученик был включён в активную познавательную деятельность. Все учебно - воспитательные моменты были связаны друг с другом, применялись здоровьесберегающие технологии.
Осуществлению достижения поставленных задач способствовали следующие виды деятельности: развитие орфографической зоркости, самопроверка по ключу, взаимопроверка; умение сопоставлять, анализировать способ выбора нужного родового окончания прилагательного.
Самостоятельная дифференцированная работа с самопроверкой показала, что все учащиеся с работой справились.
Активность и работоспособность прослеживалась в течение всего урока за счёт применения разнообразных форм деятельности, что снимает усталость детей, повышает стремление к успеху, развивает познавательный интерес.
Атмосфера на уроке была дружеская, отношения учителя и учеников – доброжелательные.
Цели, поставленные на уроке, были достигнут