Валентина Бакунина
Предметное внеурочное занятие «Изготовление кокошника»
▼ Скачать + Заказать документы
Предметное внеурочное занятие
(технология, изобразительное искусство)
Тема занятия : «Изготовление кокошника»
Цель:
Создание условий для развития творческих способностей обучающихся через формирование их познавательных исследовательских интересов, способствовать стремлению своим трудом создавать вокруг себя красоту.
Задачи:
Публикация «Предметное внеурочное занятие „Изготовление кокошника“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Кокошник, очелье. Русские народные головные уборы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Костюмы и маски своими руками
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
1. Познакомить с краткой историей традиционного женского головного убора, символикой славянских орнаментов.
2. Развивать образное и конструктивное мышление, инициативность, художественный вкус, творческую активность.
3. Совершенствовать навыки конструирования из бумаги женского головного убора и его декора в технике «флористика».
4. Формирование у учащихся художественного представления и
развития познавательно интереса к традициям и культуре русского народа.
Оборудование: мультимедийное оборудование, аудиозаписи,
Инструменты и материалы: цветной картон и бумага для набросков, засушенные осенние листья, дары осени (семена арбуза, тыквы, плоды рябины, клюквы и др.). Канцелярские принадлежности (простые карандаши, лекала, ножницы, ластики, точилки, клеящий карандаш) салфетки для рук, газета. Костюм для матушки Осени, яблоки в корзине.
Ход занятия
I.Организационный момент.
II. Активизация познавательной деятельности.
Инсценировка.
Неожиданно открывается дверь в кабинет. Входит незнакомка. Она чем-то расстроена.
Незнакомка…. Здравствуйте, можно войти?
Учитель….Здравствуйте, заходите, пожалуйста. Авы кто?
Незнакомка. (Еще более расстроена) Ну вот, и вы меня не узнали, хотя все
хорошо меня знают и с нетерпением ждут в конце лета.
А так меня узнаёте (повернулась боком к детям). Нет?
Хорошо, я вам помогу, загадаю загадку:
Сидят – зеленеют,
Летят – пожелтеют,
Падут – почернеют.
Летом вырастают,
А…. отпадают (осень, листья)
А. Повторение
Учащиеся…Вы – Осень! Мы догадались. Ваше платье украшено яркими
осенними листьями, которые мы рисовали на прошлом уроке.
Мы про Вас тоже загадки знаем (домашнее задание –
рассказывают небольшие стишки и загадывают загадки).
Незнакомка….Правильно. Молодцы. Меня зовут «Матушка Осень».
А кто назовёт мои основные приметы?
Учащиеся…рассказывают о приметах осени (те, кто не успел рассказать на
предыдущем уроке «Осенние листья» (поисковые задания).
Матушка Осень… Молодцы! Я очень довольна вами.
Но почему меня все не сразу узнают. Разве я не хороша, не
нарядна.
Учитель…Кажется, я догадываюсь, почему Вас не узнают. А Вы, ребята?
Учащиеся….(Осени) На Вас красивый русский народный костюм. Яркий,
украшенный вышивкой сарафан, белая рубаха, красивые бусы,
сапожки, но не хватает самой главной его части: головного
убора – кокошника.
Матушка Осень…Что же мне делать? Кто мне поможет?
Учащиеся….Мы Вам поможем. Надо сделать Вам красивый кокошник.
Б. Формулировка темы занятия
Учитель…
Ребята, вы догадались, о чем будет сегодня занятие? Что мы
будем сегодня делать? Правильно, речь пойдет о кокошнике.
Тема нашего занятия «Изготовление кокошника в технике «флористика»
Сегодня мы поговорим об элементе женского костюма – женском головном
уборе, неотъемлемой части женской одежды.
В старину всю одежду женщины делали сами. Они вкладывали в эту работу всю свою душу, настоящий талант художника. Девочки 10 – 12 лет
начинали готовить себе приданое. Они должны были уметь ткать, шить одежду, вязать, вышивать.
На яркую и богато украшенную одежду обращали внимание и восхищались ею путешественники – исследователи. Они отмечали необычную пышность и нарядность женской одежды, особенно головной убор.
На Руси раньше был обычай радостно встречать золотую осень. К этому
дню люди шили праздничную одежду, украшали ее узорами из золотых и
серебряных нитей, жемчуга, бисера, драгоценных камней. Самой нарядной частью костюма был девичий головной убор – кокошник.
III. Информационно – познавательный этап
Чтобы правильно сделать для матушки Осени красивый головной убор посмотрим презентацию, которая называется «Такой непростой кокошник».
Во время просмотра постарайтесь найти ответы на следующие вопросы:
(вопросы записаны на классной доске)
1. Что такое «кокошник» и почему его так назвали?
2. Почему кокошник был главной частью женского русского костюма?
3. Кто и когда носил такой головной убор?
4. Какие были кокошники по внешнему виду?
5. Как украшали кокошники?
Показ и обсуждение презентации «Такой непростой кокошник»
1. Работа в малых группах (обсуждение в командах презентации и подготовка ответов на поставленные вопросы).
2. Ответы учащихся на поставленные вопросы (выступает один учащийся из команды, другие по необходимости добавляют)
IV. Творческая исследовательская работа (работа в малых группах)
Тема: «Форма кокошника»
Цель: поиск, определение и выполнение эскиза и трафарета оптимального решения формы кокошника.
Наглядный материал: Иллюстративный материал (репродукции картин, презентация «Формы кокошников».
Оборудование, материалы: бумага для набросков, простые карандаши, лекала, ножницы, ластик, точилки.
Инструктаж по технике безопасности: безопасные приемы работы с режущими инструментами
«Мозговой штурм»
А. Постановка проблемы: поиск, определение оптимального решения
формы кокошника.
Б. Возможные варианты решения проблемы.
В. Выполнение эскиза и трафарета оптимального решения формы
кокошника.
Г. Совместный просмотр и окончательный выбор образцов трафаретов
кокошников.
V. Информационно – познавательный, исследовательский этап.
Тема: «Дизайн кокошника».
Цель: познакомить учащихся со славянским орнаментом, его символикой, традиционном и современном применении.
Наглядный материал: Презентация учителя «Символика славянского орнамента».
Работа с презентацией:
1. Совместная работа (учитель + ученики) : слайды 1 – 6
2. Работа в малых группах: первая группа (более сильная…. слайды 6 –11
вторая группа ….слайды 12 –14
третья группа…. слайды 15 – 17
3. Вывод по изученному материалу….слайды 18 – 19
4. Закрепление материала. Совместная работа (учитель + ученики). слайд 20
Цель работы: познакомиться со знаками - оберегами символизирующие добрые силы, используемыми в дизайне русского костюма с целью защиты от недобрых сил.
1. Поиск, обсуждение материала в группах.
2. Подготовка небольшого выступления.
3. Выступление представителя команды.
VI. Творческая практическая работа (работа индивидуально – групповая)
Тема: «Оформление «осеннего» кокошника»
Цель: выполнение образца оптимального решения оформления кокошника с учетом его предназначения (для наряда матушки Осени, для школьного бала «Симфония осенних красок», в подарок маме или бабушке, по заказу школьного танцевального кружка)
Наглядный материал:
1. Презентация учителя «Символика славянского орнамента»,
2. Презентация «Во всех нарядах, ты душенька, хороша»
3. Образцы кокошников.
Оборудование, материалы: цветной картон или бумага, засушенные осенние листья, дары осени (семена арбуза, тыквы, плоды рябины, клюквы и др., ножницы, клеящий карандаш, салфетки для рук, газета.
Просмотр поэтического калейдоскопа «А. М. Горький о труде» с целью повышения мотивации и организации учебной деятельности учащихся.
Повторение:
1. Основные правила расположения узора в орнаменте (симметрия графическая и цветовая, «равновесие» между элементами орнамента)
2. Повторение способа оформления изделий в технике «флористика».
3. Совместное составление плана работы по изготовлению кокошника и его дизайна.
4. Инструктаж по технике безопасности и санитарной гигиены: безопасные приемы работы с режущими инструментами, клеем (мыть руки по мере их загрязнения, не допускать попадания клея в рот, глаза). При попадании клея в глаза сообщить об этом учителю и промыть проточной водой.
Ход работы:
1. Подготовить основу кокошника (наложить шаблон кокошника на обратную сторону цветного картона, соблюдая правила экономии картона).
2. Аккуратно обвести шаблон карандашом и вырезать контур формы кокошника по нарисованным линиям на картоне.
3. На лицевой стороне полученной заготовке наметить тонкой карандашной линией расположение узора и отверстий для завязок в нижней части заготовки кокошника.
4. Дыроколом сделать отверстия для завязок в намеченном месте.
5. Подобрать листья, плоды и семена.
6. Расположить подобранный материал на заготовке кокошника, согласно принципам симметрии узора.
7. Последовательно (сначала все листья, затем семена и ягоды) наклеить подобранный материал, используя тонкую бумагу или газету для аккуратного приглаживания наклеенных листьев.
8. Кокошник после просушки оформить завязками (ленточки или тесьма)
9. Представить работу на общее обозрение и оценки качества дизайна и технологического исполнения творческого задания.
VII. Закрепление материала.
o Ответы обучающихся на поставленные вопросы (каждая команда готовит свои вопросы для других команд).
o Разгадывание кроссворда «Пословицы и загадки».
o Игра «Карты».
VII. Итог занятия :
Демонстрация работ учащихся ( музыкальный фон: плейкаст «Реченька», выбор самого красивого кокошника в дар матушке Осени.
Рефлексия. Анализ учащимися достижения поставленных в начале занятия цели и задач.
Торжественное дарение кокошника матушке Осени. Она, в свою очередь, раздает детям свои дары. Ее пожелания учащимся.
Примечание.
Примерные вопросы для команд:
1. Что такое «кокошник» и почему его так назвали?
2. Почему кокошник был главной частью женского русского костюма?
3. Кто и когда носил такой головной убор?
4. Какие были кокошники по внешнему виду?
5. Как украшали кокошники?
6. Что такое симметрия?
7. Какие вы знаете символы славянских орнаментов.
8. Как назывались добрые силы?
Вопросы для повторения усвоенного материала в конце презентации «Символика славянского орнамента».
Используемая литература:
1. Вагурина Л. Славянская мифология. Словарь-справочник. «Линор»,М., 2016
2. Горяева Н. А. Островская О. В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. «Просвещение», 2014.
3. Ивахнова М. магия древних символов. «Лена-рукоделие»,ж. №6, 2006
4. Клиентов А. народные промыслы. «Белый город», М., 2015
5. Попова В. Знаки и символы русской вышивки. «Народное творчество», ж. №6 2015
6. Семенова М. Мы – славяне! СПб., «Азбука», 2016
8. Набор плакатов для уроков ИЗО «Символика славянских орнаментов» 2018
Интернет-ресурсы:
1. Словарь языческой мифологии - https://www. svarog. ru
2. Попова М. «Кокошник» (презентация). URL : https://www.slideboom.com/presentations/409831
3. Русский народный костюм.
URLhttps://www.narodko.ru/article/nako/rucckii_narodnyi_genckii_koctum.htm
4. Головной женский убор. URL : https://www.narodko.ru/article/ahat/gou/
5. Головной убор в русском костюме. URL : https://www.narodko.ru/article/ahat/gou/
6. Русский народный костюм. URL : https://www.narodko.ru/article/detail/ot_koketki_do_kohty.htm
7. Символы славянского язычества. URL : https://www.liveinternet.ru/users/tellme/post59276506/