надежда пермякова
Актуальность и ценность проекта «Навстречу детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю на Ваш суд актуальность и ценность проекта, а также название модулей реализации проекта.
Из пояснительной записки по проекту «Навстречу детям»
На данном этапе развития общества наблюдается яркое противоречие между жизненными реалиями настоящего времени и социальными качествами учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Это противоречие определяет актуальность проекта: поиск путей и средств, повышающих эффективность социализации воспитанников с нарушением интеллекта в условиях школы-интерната.
Публикация «Актуальность и ценность проекта „Навстречу детям“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Проект отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. В настоящее время лица с проблемами в развитии получили равноценное право на обучение и воспитание, на равные возможности в производственной и общественной деятельности. Эти права гарантируются международным сообществом и закреплены рядом специальных документов: "Декларация прав ребёнка" (1969, "Конвенция по правам детей" (1989, "Декларация прав инвалидов" (1975, "Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов" (1989, а также Российскими законами и типовыми положениями: "Конституция Российской Федерации", закон РФ "О социальной защите инвалидов" (1995, новый закон РФ "Об образовании" (2014г.) , типовое положение "О специальном (коррекционном образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии" (1997).
В соответствии с данными законами, для успешной социальной адаптации детей данной категории необходимо расширять бытовой и социальный опыт.
Дефицит социального опыта, недостаточная подготовленность их к интеграции в общество оказывает существенное влияние на характер адаптации в новых условиях. Это проявляется в неумении устанавливать личные и деловые контакты со сверстниками и взрослыми, в негативном отношении к участию в трудовых процессах, в неуверенности и незнании, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Очевидна необходимость дополнительной работы по социально-бытовой подготовке воспитанников школ-интернатов.
Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социальную адаптацию. Социальная адаптация – это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. В рамках социализации происходит усвоение социальных норм, умений, стереотипов, установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.
Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей.
Ценность проекта: расширение содержания коррекционной и профилактической помощи, ориентированных на широкий диапазон проблем личностного круга в стандартных условиях современного социума.
Незрелость эмоций, направленность на удовлетворение примитивных потребностей, снижение самокритичности, нарушения в развитии волевых качеств - все это является факторами, значительно затрудняющими процесс социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями в социум. Сниженная самостоятельность, моторная неумелость приводит к тому, что ребенок становится объектом насмешек со стороны окружающих, исполнителем социальных ролей, которые унижают его достоинство, подвержен различным манипуляциям, ведущих к совершению правонарушений.
В связи с этим, при планировании работы, направленной на организацию социализирующей адаптивной образовательной среды, мы опираемся на приоритетные коррекционные направления работы: укрепление здоровья и физического развития; творческое развитие; гражданское становление; трудовое воспитание; профессиональное развитие; формирование коммуникативных навыков.
В целях совершенствования процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья требуется более глубокое использование потенциала дополнительного образования, который в полной мере осуществляет принцип природосообразности, меняет характер воспитательных отношений, превращая их в партнёрские. Именно здесь включаются механизмы творческого воспитания, потому что имеет место труд не по необходимости или по принуждению, а по велению души. Ремесло, как вид деятельности, является очень богатым и сложным процессом, в котором принимают участие основные функциональные комплексы нашего организма: воспринимающие (анализаторы, органы чувств, перерабатывающие (мозг, моторные (исполнительские функции). Занятия в кружках декоративно-прикладного творчества, участие в различных выставках, спартакиадах, акциях, трудовых десантах даёт возможность ребёнку увидеть и оценить работы других детей, формирует умение представить свою работу, ответить на вопросы, рассказать о технологии выполнения работы, о себе, что является очень важным для детей, воспитывающихся в условиях ограниченного социума.
Модули реализации проекта:
I.Будущее за нами или как оставаться здоровым и красивым (Охрана здоровья и физическое развитие, бассейн, дни Здоровья, соревнования).
II.Дарим радость людям (Творческое развитие, кружковая работа, мини-альбомы, выставки).
III.Трудовой марафон или бюро добрых услуг (Трудовое воспитание, трудовые десанты, фоторепортажи).
IV.В мире профессий (Профориентация, альбомы).
V.Мир этики и этикета (Внеклассные занятия, видеосалоны, викторины, праздники)
VI.Интернет-лекторий, информационный центр (работа с родителями, Бюро консультаций, вести проекта).
VII.Профилактика дорожно-транспортного травматизма». (Ознакомление
с правилами дорожного движения).
VIII.Воспитание посредством деятельности детской организации «ЮВЭНТА» (Юные, весёлые, эрудированные, находчивые, творческие, активные)