Ольга Рыбак
Из опыта работы «Влияние музыки на восприятие природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Душа ребенка – это росток.
Чтобы из семечка вырос цветок –
много потратится сил и тепла,
нежного слова, улыбок, добра!
Детские души как растения: упадет в землю семечко, прольется дож-дик, пригреет солнышко – и семечко проросло! Всем нужна забота – и дерев-цу, и цветку, и бабочке, и муравью, и человеку. Забота Природы! (Н. Луко-нина, Л. Чадова). Природа своим разнообразием, красочностью и динамично-стью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. Впечатле-ния от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края, к Родине.
Публикация «Из опыта работы „Влияние музыки на восприятие природы“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Чтобы дети полюбили и поняли природу, мало одних наблюдений, го-ворит Белинский: «Для этого надо одушевить для них весь мир и всю приро-ду, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку…». Поэтому, когда нашему дошкольному учреждению, главным на-правлением которого в воспитании и обучении детей уже много лет является экологическое, была предложена работа в режиме эксперимента, я не заду-мываясь выбрала для себя тему: «Влияние музыки на восприятие природы», потому что палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Особенно ярко воспевает она великую гармонию природы.
Давно замечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в че-ловеке острую наблюдательность к голосам и созвучиям природы, привива-ют умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира.
Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассо-циаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Об-ладание таким ключом – это важная предпосылка формирования действи-тельно прекрасного во всех отношениях человека.
Главной задачей своей темы я определила – формирование у детей умения устанавливать взаимосвязь разных видов искусства и художествен-ной деятельности, отражающих одни и те же картины природы и при воспри-ятии образов природы в жизни и в искусстве, т. е. осуществление интегриро-ванного подхода к воспитанию и развитию художественно – творческих спо-собностей у детей.
Ведь познавая красоту окружающего мира (природы, людей, произве-дений искусства, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе ко-торых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышление, воображение. Все это вы-зывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы с явления, которые им понравились, вызвали у них желание поде-литься своими переживаниями с близкими, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.
И поэтому, продумывая планы музыкальных занятий, сценарии, раз-влечений, праздников или театрализованных представлений, я старалась че-рез любой вид или форму музыкальной деятельности дать детям знания эко-логического содержания, уделяя особое внимание художественному слову, наглядности, театрализации.
Например, для решения таких задач, как – воспитание у детей бережно-го отношения к живой природе, желание и умение оказывать ей посильную помощь; уточнение представления детей о зимующих птицах, о том, как лю-ди помогают им, - были проведены целые циклы музыкально – экологиче-ских занятий на темы: «Птички», «Скворушка прощается», «Новая столо-вая», серия развлечений, праздников на темы: «Здравствуйте, птицы», «Си-ничкин день», «Новоселье птиц»; а чтобы привить детям заботливое и бе-режное отношение к животным проводились занятия на темы: «Кошка и ко-тята»; «Игра с лошадкой»; «Мишка ходит в гости»; «К нам пришла собачка»; «Песенка зайчиков»; «Почему у зайца короткий хвост?»; «Почему медведь зимой спит?», организовывались театрализованные представления: «Тере-мок», «Рукавичка», «Три медведя» и другие.
Работа по составлению и проведению мероприятий проводилась в тес-ном сотрудничестве с воспитателями. Такая связь в работе педагогов помога-ет ребенку ярче воспринимать окружающую жизнь, видеть красоту в природе через призму художественного образа. В свою очередь конкретные наблюде-ния за природой способствуют наиболее яркому восприятию музыки. Так, воспитатель Покровская И. В., собираясь на прогулку с целью наблюдения за прилетом птиц, спела песню «Птичий дом» Д. Кабалевского, которую дети услышали на прошлом музыкальном занятии, а затем сказала: «Посмотрим, какие домики-скворечники висят в нашем саду и прилетели ли к нам птицы – первые вестники весны. Дети, а какую весеннюю песенку вы знаете?» И тут же, одеваясь, дети дружно спели песню «Веснянка» в обработке С. Полонского. Я заинтересовалась, какое же влияние окажет эта подготовка на наблюдения детей. На прогулке дети проявили живой интерес к птицам, задавали вопросы: «А скворцы будут жить в этих домиках?», «А птицы сами утепляют свои дома?» Хочется еще рассказать о том внимании, с каким дети на следующем музыкальном занятии опять слушали песню «Птичий дом». По окончании песни была некоторая пауза, а затем мгновенно поднялись ру-ки. Впечатления детей ярко отразились и в их изобразительной деятельности. Когда на занятии рисованием воспитатель предложила детям выбрать тему по своему желанию, вся группа начала рисовать картину весны. Дети изо-бражали голые деревья со скворечниками, летящих птиц, несущих в клювах веточки. Во время занятия мы наблюдали необычную сосредоточенность всех детей, и нужно было видеть, какой интерес они проявили, рассматривая свои рисунки.
Музыкальное произведение, благодаря сопоставлению с действитель-ностью, становится для детей понятным, близким, запоминающимся, а при диагностировании ребенок демонстрирует не только знания, которые превы-шают стандарты дошкольного образования, но и свое отношение к объекту или явлению природы в исполнительской деятельности. Например, при про-ведении викторины на тему «Что мы знаем о цветах», дети рассказывали о характерных особенностях каждого растения, о том, где оно растет. Даша Т. : «Незабудки любят селиться около речки, пруда – в местах, где много влаги»; Наташа З. : «Ромашки можно увидеть везде, где есть солнце, открытая поля-на, высокая трава»; Кирилл А. : «Колокольчики и васильки растут рядом с хлебным полем, любят забираться в рожь, пшеницу, овес». А на комбиниро-ванном занятии на тему «День цветов», дети в костюмах цветов, которые бы-ли сделаны родителями из подарочной бумаги не только читали стихи, пели песни о цветах, водили хороводы и играли, но и со знанием дела занимались черенкованием комнатных растений, свободно апеллируя словами: «отрос-ток, черенок, бальзамин, сансивьера, хлорофитум». Можно сделать вывод, что интеграция определенного педагогического процесса влияет на успешное развитие ребенка в заданном направлении.
Все вышеперечисленные мероприятия освещались нами в средствах массовой информации, что позволяло обмениваться опытом работы среди учреждений города.
Работа с семьей велась параллельно. Прежде всего были изучены усло-вия жизни каждого ребенка, выявлены индивидуальные особенности его ок-ружения, занятий и интересов родителей, их отношение к развитию музы-кальных интересов и способностей у ребенка. И только после этого были на-мечены конкретные формы работы.
Родители должны осознать цель и задачи музыкального воспитания их детей, быть знакомы с методикой работы, приемами и средствами. С этой це-лью нами был оформлен уголок «Веселые нотки» для музыкального просве-щения родителей, в котором они могут ознакомиться не только с возрастны-ми особенностями музыкального развития ребенка или с руководством само-стоятельной музыкальной деятельности, но и узнать уровень музыкально-экологического развития своих детей. Важное место отводилось индивиду-альным беседам: знакомила родителей с тем, как их ребенок справляется с заданиями на занятиях, какая роль ему будет отведена на утреннике или раз-влечении и какую помощь в этом могут оказать родители. Так, мама Димы М. оформила для итогового занятия «Край, в котором ты живешь» выставку работ на тему : «Красив Байкал в любое время года», папа Даши А. на протя-жении пяти лет помогал с музыкальным оформлением наших мероприятий, а мама Кристины Т. всегда готова предложить свою помощь в изготовлении оригинального блюда или костюма (салат «Экзотический», торт «Глухариное гнездо», костюмы «Изюмка», «Гномик», «Аленький цветочек» и другие).
Беседы с родителями проводила в утренние часы и вечером. Утром, придя в детский сад, дети спешат поделиться впечатлениями о вечере, прове-денном дома, рассказать о детской музыкальной передаче. Вместе с детьми поговорить приходят и родителяи. Маму Даши А. интересует песенный ре-пертуар, потому что девочка очень музыкальна и дома часто устраивает ро-дителям концерты. А мама Паши К. сообщила, что сын провел с бабушкой интересную игру: бабушка показывала ему картинки, а Паша пел песню в со-ответствии с рисунком.
Выполнение поручений и беседы приближают родителей к жизни до-школьного учреждения. Они вместе с нами радуются нашим удачам. С окон-чанием эксперимента некоторым родителям, дети которых имеют хорошие музыкальные данные, посоветовала продолжить музыкальное обучение в ДШИ или ДДТ (Краснова, Блинков, Жирнов, Павлов, Сычева, Арбузова, Костюкевич).
Трудно предугадать, кем эти дети станут в будущем, но какими они должны быть – забота сегодняшнего дня. Практика показывает, что полно-ценное восприятие ребенком музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чем она «рассказывает»; способен сравнить услышанное с чем-то предметным, уже встречавшемся ему в жизни. Музыкальные образы «… по-буждают ребенка к сопереживанию и заставляют задуматься над тем, о чем музыка «рассказывает», - пишет Н. А. Ветлугина. – Ребенок не просто воспри-нимает музыкальные звуки, красоту и гармоничность их сочетаний, но стре-мится сопоставить все это с чем-то реальным».
С этой целью я применяла музыкально-дидактические пособия. На-пример, в «чудесный мешочек» прячутся игрушки, которые пришли к детям в гости на занятия. Звучат знакомые мелодии «Воробушки» М. Красева, «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова. Дети узнают мелодии, и после этого игрушки достаются из мешочка. Так, в игровой форме проис-ходит решение следующих задач: развитие звуковысотного слуха и закреп-ление программного материала. А после прослушивания музыкального про-изведения «Море» Н. Римского-Корсакова дети делятся своими впечатления-ми о характере музыки, затем передают различные состояния моря (взволно-ванного, бушующего, успокаивающегося) с помощью карточек, вспоминая строки из стихотворения А. С. Пушкина:
«Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге …»
Таким образом, музыкально-дидактические пособия способствовали более активному восприятию музыки, прививали умение и потребность ассо-циировать различные явления окружающего мира. А комплексное воздейст-вие разных видов искусства обеспечивало высокий уровень музыкально-экологического развития детей. Опыт показал, что к концу эксперимента де-ти подошли к пониманию того, что в разных видах искусства - музыке, ху-дожественном слове, изобразительной деятельности, - красота природы пе-редается разными средствами; они научились слушать музыку природы : шум ветра, шуршание листьев, звуки дождя и грома. А умелое сочетание художе-ственного слова с непосредственным наблюдением и деятельностью помогло воспитать у детей внимание и интерес к окружающей природе, создать осно-ву для глубокого понимания и любви к ней.
Опираясь на богатый и разносторонний опыт (исследование и практи-ка, который был накоплен в течение пяти лет, мною была разработана музы-кально-экологическая программа «От красоты музыки к восприятию приро-ды», которая основывается на разных видах искусства (музыкального, изо-бразительного, литературного – как классического, так и народного, теат-рального) и задачи которой осуществляются средствами природы, разви-вающей среды, художественно-творческой деятельностью. В работе приме-няются такие формы занятий, как типовые, доминантные, тематические, комплексные, итоговые, контрольно-срезовые, проекты. Данная программа в 2004-2005 учебном году на базе нашего ДОУ прошла успешную апробацию, о чем свидетельствуют результаты диагностик детей и экспериментальной контрольной группы (приложения № 1 и № 2).
В заключении хочется перефразировать писателя известного, сказать, на сердце руку положа:
«Пусть будет в человеке все прекрасно
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!»
(Н. Луконина, Л. Чадова)