Папки-передвижки

Из опыта работы старшего воспитателя. Семинар-практикум «Технологии педагогического общения с родителями» (4 фото)

Светлана Солонова
Из опыта работы старшего воспитателя. Семинар-практикум «Технологии педагогического общения с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар - практикум

«Технологии педагогического общения с родителями».

Цель: формирование готовности педагогического коллектива к эффективному взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. формирование единого понимания целей и задач сотрудничества с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО.

2. развитие умений построения успешных коммуникаций.

Публикация «Из опыта работы старшего воспитателя, Семинар-практикум „Технологии педагогического общения с родителями“» размещена в разделах

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА – ПРАКТИКУМА:

1. Актуальность проблемы.

В настоящее время становится всё более очевидным, что повышение результативности и качества деятельности ДОУ невозможно без эффективного сотрудничества с основными социальными заказчиками – родителями воспитанников.

На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнёрами, союзниками, важно понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребёнка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени - обучение в школе.

ФГОС ДО ориентирует ДОУ на гуманистический характер взаимодействия педагогов и родителей по вопросам воспитания и обучения детей. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания, новизна отношений семьи и дошкольного учреждения определяется понятиями «сотрудничество» и «партнёрство». Для педагогов важно, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы, то для родителей наиболее значимо — как «вписывается» и в режим, и в реализацию программы их ребенок. Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателей.

Сегодня проблема эффективного общения педагогов с родителями воспитанников продолжает оставаться одной из ключевых в деятельности дошкольных учреждений. Основные причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителям:

1. Неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения.

• Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад "всему научит", а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи.

2. Другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Те же самые проблемы нередко возникают и у воспитателя, когда, например, родители воспитанников могут неосознанно напоминать ему человека, с которым когда-то не сложились отношения.

3. Еще одна проблема - это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит.

4. Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, - это особенности самого ребенка. Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться-раздеваться, самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать, как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали.

5. Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который "недосмотрел" за ребенком, или агрессия по отношению к "злостному обидчику". Излишняя же озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. "Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения?" - дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы.

2. Этапы установления доверительно-деловых отношений в общении педагога ДОУ с родителями воспитанников.

Первый этап установления доверительных отношений - создание у педагога и трансляция родителям положительного образа ребенка.

Второй и третий этапы установления доверительно-деловых контактов с родителями связаны с обменом между воспитывающими взрослыми информацией о ребенке. На втором этапе педагог передает родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке, которые не могли быть ими получены в семье (например, данные социометрического исследования о положении ребенка в группе сверстников или особенности элементов учебной деятельности, которые формируются у ребенка на занятиях). При этом педагог доверительно сообщает родителям о своих затруднениях и советуется с ними, как поступить сформировать у родителей установку на сотрудничество.

На третьем этапе взрослые меняются ролями. Педагог знакомится с проблемами семьи, возникающими в ходе воспитания ребенка.

Четвертый этап установления доверительно деловых контактов с родителями состоит в совместных исследованиях личности ребенка, выработке согласованного взгляда на его воспитание, коррекции всеми взрослыми своих воспитательных позиций, на основании чего реализуется единое педагогическое воздействие.

3. Правила построения эффективного общения.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается впервые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.)

Самые универсальные – это Улыбка, Имя собеседника, Комплимент.

- Для того чтобы родители хотели с вами общаться, вы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

-Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что человек к вам прислушивается, услышав при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в вашу пользу.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с родителями во время общения.

1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Роль глаз в невербальном канале общения очень значительна. Глаза как “зеркало души”, ”залог верности”, ”кратер ненависти”, ”символ жизненной силы” и ”сияющие звезды”. Глаза являются важным выразительным органом. Мы интуитивно точно сразу же определяем, какие глаза смотрят на нас: мягкие, нежные, пронизывающие, жесткие, колющие, пустые, невыразительные, стеклянные, тупые, искрящиеся, радостные, пылающие, холодные, отсутствующие или влюбленные. Взгляд может возбуждать, приковывать, восхищать. Отсутствие взгляда также может быть сигналом. Можно подчеркнуто отводить глаза, показывая, что игнорируешь партнера, не хочешь иметь с ним дела. Вообще наблюдения в самых разных ситуациях показали, что положительные эмоции сопровождаются возрастанием количества взглядов, отрицательные ощущения характеризуются отказом смотреть на собеседника. Чтобы построить хорошие отношения с другим человеком, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения. Неудивительно, что скованный, скромный человек, который встречается с вами взглядом менее чем 1/3 времени, редко пользуется доверием. При разговоре никогда не следует надевать темные очки, потому что у других появится ощущение, что их разглядывают в упор. Взгляд может «выражать больше, чем слова». Язык глаз очень важен для самоощущения в процессе общения.

2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 40 см до 1 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

Если это расстояние больше 5 метров, то вряд ли получится долгий разговор. Общение на близком расстоянии возможно лишь с близкими людьми. С малознакомыми людьми при сильном приближении разговор может не получиться. Собеседники почувствуют себя напряженно, им будет неудобно говорить друг с другом. Общение конечно возможно и на расстоянии от 1м - до 4 м. Но при такой дистанции оно будет, скорее всего, поверхностным, неглубоким – это формальное общение.

3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

7. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.

.

8. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.

Во время общения:

9. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.

10. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.

11. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.

12. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.

.

13. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.

3. Практическая часть.

3.1 Упражнение на интонирование

А. С. Макаренко отмечал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить фразу “Иди сюда” с 16 различными интонациями голоса: Произнести следующие фразы: “Мне не безразличны успехи вашего ребенка”; “Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре” с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произношения воспитатели могут сообщить, какой тон поможет им достичь цели.

3.2. Решение ситуаций из практики общения педагогов с родителями воспитанников.

(Педагоги делятся на 3 малые группы и решают по 2 ситуации)

Группа 1 - воспитатели групп раннего возраста, инструктор по физической культуре

Ситуация 1

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом, о том, что нового дети узнали на занятии и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама ответила, что ей некогда заниматься с ребёнком дома, что это обязанность воспитателя – он получает за это деньги.

Ситуация 2

Забирая вечером ребёнка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняет педагога, что он плохо глядит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребёнка за руку.

Группа 2 – воспитатели младших и средних групп, музыкальный руководитель

Ситуация 3

В семье одной из воспитанниц детского сада наблюдался конфликт между бабушкой и мамой по вопросам воспитания ребёнка.

Если девочка жила у бабушки, её приводили в детский сад вовремя и весь день проходил в рамках установленного режима учреждения, если девочку забирала мама, то ребёнка привозили в 10.30, время, когда все занятия подходили к концу, и оставались только прогулка и общение с детьми. Часто не приводили совсем. Бабушка забирала девочку рано, сразу после полдника.

Учитывая, что данная группа подготовительная, логопедическая, воспитатель стала говорить, что такие посещения пользы ребёнку не принесут. Мама пожаловалась заведующему ДОУ. В результате девочку забрали из детского сада и записали в подготовительную группу при школе.

Ситуация 4.

Данная ситуация возникла из-за того, что родители неправильно оценивают поступки своего ребёнка: он постоянно берёт чужие вещи (конфеты, игрушки) из шкафчиков других детей. Родители обвиняют в этом всех детей, но не своего ребёнка. Беседы с родителями ни к чему не приводят. Конфликт не разрешён.

Группа 3 – воспитатели старшего дошкольного возраста, учитель - логопед

Ситуация 5

Ребёнок, приходя из детского сада, жалуется, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребёнком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он всё время хочет быть на первых ролях. Всем в игре говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям. Ребёнок с выводами воспитателя согласился.

Для решения данной проблемы педагог участвовал во всех играх детей, следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой.

Ситуация 6

Одного из воспитанников ДОУ родители записали на подготовительные занятия в школу, из-за которых мальчик пропускает многие занятия в подготовительной группе детского сада, воспитатель попытался убедить их важности занятий, пропускаемых ребёнком, но его мама категорически заявила, что занятия в школе намного важнее.

Комментарии к ситуациям по общению:

1. Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребёнка. Но бывают семьи, где родители по разным причинам, не хотят или не могут заниматься с ребёнком сами. Если ребёнок из такой семьи воспитывается в вашей группе по возможности уделять ему больше внимания.

В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребёнком. Можно посоветовать консультацию специалистов детсада.

2. Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор - это прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь…

4. часть. Рефлексия

Фотоматериал к семинару - практикуму.

Из опыта работы старшего воспитателя. Семинар-практикум «Технологии педагогического общения с родителями»
Фото «Технологии педагогического общения с родителями»
Из опыта работы старшего воспитателя. Семинар-практикум - фото
Фото №1 Семинар практикум Технологии педагогического общения с родителями
Публикации по теме:

«Педагогическое мастерство воспитателя». Семинар-практикум Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать.

Формы общения педагога с родителями в ДОУ (из опыта работы) . Вовлеченность родителей в образовательный процесс Польза от включения семей в образовательную работу с детьми в детском саду одна из.

Описание педагогического опыта работы воспитателя «Расширение у дошкольников представлений о природе» Описание педагогического опыта работы воспитателя Бобрышевой Марины Алексеевны по теме: «Расширение у дошкольников представлений о явлениях.

Семинар-практикум для педагогов и специалистов: «Стили общения педагога с родителями» Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями. Упражнение 1 «Смотрим в книгу, видим…» Цель: продемонстрировать.

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников Задачи:.

Семинар-практикум: «Инновационные формы и методы работы по эффективному общению и взаимодействию с родителями дошкольников». Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи: 1. Актуализировать.

Семинар-практикум с родителями «Искусство наказания и поощрения» (инновационная форма работы с родителями) Родительское собрание «Искусство наказания и поощрения» Цель: обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных.

Семинар-практикум «Проектирование педагогического процесса в ДОУ» Семинар-практикум Тема: «Проектирование педагогического процесса в ДОУ» Цель семинара – повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в.

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в пространстве ДОУ»Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в пространстве ДОУ» "Осьминог на охоте. " Задачи: - Обучить подвижной игре с правилами - Приучать детей действовать в коллективе в соответствии с правилами.

Технологии педагогического общения с родителями Технологии педагогического общения с родителями В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы старшего воспитателя. Семинар-практикум «Технологии педагогического общения с родителями»
Опубликовано: 12 октября 2017 в 20:55
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы старшего воспитателя. Семинар-практикум «Технологии педагогического общения с родителями»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Солонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД