Шумская Инна
Развитие детей в игре в первой младшей группе
Интеллектуальное развитие детей раннего возраста в игре (из опыта работы).
Что же такое интеллект – качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой.
Публикация «Развитие детей в игре в первой младшей группе» размещена в разделах
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения.
В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно – игровая деятельность. Миновав ее, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.
Для интеллектуального развития детей в своей группе мною были продуманы приемы и создание условий для достижения задач. Изучались многие виды стимуляции, больше всего влияющие на развитие интеллекта. Доказано, что если для роста ребенка с самого рождения созданы разнообразные условия, то это дает значительный эффект в формировании интеллекта.
К трем годам детский организм проводит бурную деятельность: развиваются зрение, слух, обоняние, вкус, осязание – ребенку ведь необходимо приспосабливаться к условиям жизни. Получение информации для ребенка является необходимостью, его мозг все время работает, учиться сравнивать и делать выводы. Информация для ребенка – это не желание и возможность, а необходимость. Поэтому и тему по саморазвитию я выбрала по сенсорному развитию детей в дидактических играх.
Все игры и занятия провожу по принципу от очень простого к простому, а затем к сложному. Если малыш не справляется, задание упрощается.
Для детей создана развивающая среда. Игры и игрушки для развития тактильных ощущений, мелкой моторики, кубики большие и маленькие, конструктор, книжки с яркими иллюстрациями, сюжетно-ролевые игры. Мною были сделаны дидактические игры: «Разложи по размеру», «Чудесный мешочек», «Волшебная коробочка», «Собери узор по картинке», «Цветная ромащка», «Что лишнее?», «От какой рукавички», «Собери гусеничку», «Веселая книжка», «Построй домик», «Найди тень», «Сделай свой браслетик», «Закрути крышки как на карточке». Посредством этих игр я учу детей различным приемам зрительного, слухового и осязательного обследования, помогающие различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Так возникают сенсорные эталоны, т. е. общепринятые представления о внешних качествах предметов. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка.
В своей группе продолжаю создавать зону сенсорного развития. В этой зоне развития учу детей различать температуру, трогая лед, металлические предметы, нагретые камешки, погружая руки в теплую воду. Можно развивать «Барическое чувство – умение ощущать разницу в весе, взвешивая в руке или на игрушечных весах тяжелые и легкие предметы. Нюхая баночки со специями, кофе или ватными тампонами с различными отдушками, дети знакомятся с многообразием запахов.
В этой зоне малыш может получить все ощущения, которых не достает ему в жизни он развивает зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также может потренироваться различать температуру, ощутить разницу в весе предметов. Здесь ребенок учиться различать высоту, и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, может познакомиться со свойствами тканей.
В группе создан музыкальный уголок. Играя на музыкальных инструментах, дети учатся различать их звучание.
Стараюсь планировать свою работу так, чтобы развитие детей проходило довольно просто и жизненно, мы, взрослые устанавливаем порядок, а дети развиваются в рамках этого порядка, но только в своем собственном ритме и темпе, согласно своим индивидуальным потребностям.
Играя в дидактические игры, помогаю детям делать выводы и совершать свои открытия, а не преподносить все в готовом виде.
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает, как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает.
В нашей группе дети учатся играть в сюжетно-ролевые игры. Основной источник, питающий сюжетно - ролевую игру ребенка, - это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Главные роли беру на себя, показывая правильный формат роли. Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение. Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мыслительной, а не видимой ситуации. Однако мысль в игре ещё нуждается в опоре, поэтому палочка заменяет ложку, которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие. Сюжетно - ролевая игра в своей форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку, но наличие детского общества – это благоприятное условие для развития сюжетно - ролевых игр. Наши любимы е игры, это – «Овощной магазин», «Парикмахерская», «На приеме у доктора Айболита», «В гости к друзьям», «Мастерская по ремонту машин».
Увлекательная игра облегчает детям усвоение сложных мыслительных операций. После проведения таких игр, дети не затрудняются в ответах на вопросы о цвете, величине, форме предметов, их пространственному положению, определяют свойства предметов. Дети учатся классифицировать предметы\. Расставляя игрушки после игр по местам (посуда, транспорт, постельные принадлежности и т. д.). Умственным показателем является то, как дети могут воспользоваться приобретенными знаниями самостоятельно.
Любимы детьми и строительные игры с большими кубиками и малым строительным материалом, конструктором. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, рассчитать правильную высоту для машины, кораблика, запомнить несколько предметов и т. д.
Также наши дети любят подвижные игры – забавы и хороводы. Ребенок всегда стремится к чему-то необычному, веселому. Положительные эмоции надежно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. Обучающая задача таких игр обычно увлекает ребенка и не требует особых усилий. Например, малышу предлагают поплясать с куклой, а потом выбрать, кому ее передать, или вместе со всеми покружиться в хороводе, или побегать или попрыгать под рифмованный текст. Используя движение, как средство игрового общения и выстроив игры в определенном порядке, мы получаем своеобразные этапы игрового партнерства. Кроме того, известно, что движение не только развивает ребенка физически, но и активизирует его умственную деятельность
Выбор игры для педагога, особенно для детей раннего возраста – дело серьезное и ответственное. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Главный методический принцип, используемый в играх – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше использовать условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта. Очень важно не только правильно выбрать игру, но и хорошо ее провести. Предварительно готовлю необходимый игровой материал, осмысливаю психологические особенности игры и ее воспитательное значение. Мысленно представляю весь ход игры, чтобы предотвратить возможные затруднения.
Игры увлекают малышей, делают их жизнь богаче и разнообразнее. Участие в развивающих играх облегчает детям обучение на занятиях в детском саду и подготавливает их к умственной работе, необходимой для систематического обучения в школе.