Ирина Васильевна Тресковская
Из опыта работы педагога-психолога «Психологическое здоровье как основа формирования жизнестойкости у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Психологическое здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»,- гласит один из девизов, вписанных в Устав Всемирной организации здравоохранения.
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.
Публикация «Из опыта работы педагога-психолога „Психологическое здоровье как основа формирования жизнестойкости у дошкольников“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению психического здоровья детей. Актуальным является необходимость на ранних стадиях развития личности обучать детей цивилизованным способам саморегуляции поведения, чтобы у них сформировалась правильная социальная ориентация.
Проводимые исследования показали, что 64% людей подвергаются стрессу на работе, 56% стресс приводит к плохому сну, 26% заболевают на почве стресса.
Около 17% различных аллергических реакций возникает на фоне стресса или им усугубляется.
Зная о таких печальных последствиях стресса, мы - педагоги вынуждены заниматься защитой психики от перенапряжений с ранних этапов онтогенеза.
Мне как педагогу, очень важно, чтобы в нынешнем мире, насыщенном стрессовой ситуацией, катаклизмами, отрицательной информацией и новыми технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения и неуверенности в себя. Мне хотелось сформировать у детей следующие компоненты жизнестойкости :
жизнелюбие, энергичность, умение нестандартно реагировать на стандартные жизненные ситуации, готовность выходить победителем из любых жизненных испытаний, приобрести положительные эмоции, проявить уважение к людям и жизни.
Проблема. По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников дошкольного учреждения я выявила низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению жизнестойкости. Остро обозначается сегодня проблема жизнестойкости в семье. Наблюдается низкий уровень активности, самосознания, саморегуляции современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения.
Мониторинговые исследования, проводимые мною в нашем ДОУ показали, что не у всех детей в старшем дошкольном возрасте эмоциональное развитие (как один из важных показателей психологического здоровья) протекает благополучно. Это проявляется у ребенка во внутренних переживаниях (наличие тревожности, низкая самооценка и др.) и нарушениях в поведении (расторможенность, негативизм, конфликтность, агрессивность и т. д.).
Все эти факторы привели к необходимости осуществления системной работы, целью которой является формирование жизнестойкости и укрепление психологического здоровья старших дошкольников, профилактика и коррекция негативных проблем развития.
Я считаю, что проблема жизнестойкости личности становится особенно актуальной и выходит на передний план научного осмысления и дальнейшего исследования.
Для достижения данной цели, мною поставлены следующие задачи:
1. Формировать основы положительного самоотношения:
- формировать уверенность в себе и собственных силах;
- формировать адекватную положительную самооценку и самосознание; - развивать умение понимать и принимать позицию другого человека; - развивать эмпатию, дружеские отношения.
2. Обучить рефлексивным умениям:
-овладение языком эмоций, умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей; обучить способам адекватного выражения эмоций;
-помочь осознать причины последствий, как своего, так и поведения окружающих;
- закрепить в эмоциональной сфере положительные эмоции.
3. Формировать потребность в саморазвитии:
- формировать отношение к себе как к субъекту своей жизнедеятельности;
- формировать активную собственную позицию;
- развивать навыки произвольности выражения своих эмоций и чувств, умение принимать ответственность за свое решение.
4.
- совершенствовать коммуникативные качества личности детей через обучение вербальным и невербальным видам общения;
- воспитывать доверительные отношения друг к другу, коллективно действовать и взаимодействовать, проработать конфликтную ситуацию (в том числе в семье);
- тренировать умение "держать себя в руках" (навык саморегуляции, навыки адекватного выражения собственных чувств;
- уметь отстаивать свою позицию;
- воспитывать выносливость, выдержку, стрессоустойчивость, умение уступать друг другу;
- формировать у детей нравственное поведение жизнестойкости (воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости);
- раскрепостить застенчивых, робких, неуверенных;
- прививать детям элементарную культуру поведения, расширять и углублять их знания об окружающем мире;
- развивать у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
В экспериментальной методики по повышению уровня сформированности жизнестойкости в рамках психологического здоровья я провела ряд мероприятий, как с родителями, педагогами, так и с детьми старшей группы. Они включали себя следующие этапы:
I этап – диагностико – аналитический: первичная диагностика, определение уровня психологического здоровья, планирование работы. В качестве показателей психологического здоровья определены : адаптированность к социуму (детский сад и семья, поскольку психологически здоровому функционированию соответствует наличие адаптации между человеком и социальной средой; тревожность, поскольку повышение тревожности взаимосвязано с нарушением психологического здоровья; социальный статус, поскольку качество межличностного взаимодействия и положение ребенка в среде сверстников очень важно для старших дошкольников; самооценка.
В процессе диагностики я использовала комплекс из нескольких методик, достаточно быстрых в проведении и обработке :
Для детей:
1. Опосредованная экспресс-диагностика уровня психического развития дошкольников (методика Н. П. Мясоед);
2. Мониторинг состояния психического развития дошкольника (методика С. Забрамной; методики Д. Векслера, А. Лурия, Т. Репиной, О. Дьяченко, Ш. Чхартишвили;
3. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);
4. Методика «Два домика» (по Т. Д. Марцинковской) ;
5. Методика «Лесенка» (по В. Г. Щур);
6. Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука;
7. Методика для определения психического состояния ребенка.
8. Опросник для детей старшего дошкольного возраста на формирование стрессоустойчивости.
Результаты диагностики обсуждались на педагогическом совете. Выявленные причины отклонений в психологическом здоровье и выводы полученные в ходе обсуждения проблемных вопросов, послужили основой для планирования и совершенствования работы по реализации системы формирования жизнестойкости в рамках психологического здоровья.
II этап – деятельностный. Осуществляется организация профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.
На основании результатов обследования была модернизирована программа по формированию жизнестойкости у детей старшего дошкольного возраста, в основу которой положена программы Н. Ю. Куражевой «Цветик-семицветик» и «Давайте познакомимся» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет под редакцией И. А. Пазухиной. Мною разработано тематическое планирование психолого – педагогических занятий.
Полученный положительный эмоциональный заряд на занятиях, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других детей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Дошкольники участвовали в реализации психолого-педагогических мероприятий, способствующих формированию компонентов жизнестойкости : вовлеченность, контроль, принятие риска.
Мною были определены эффективные психологические средства и методы, как упражнения на релаксацию, сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающих поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. С этой целью в работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.
По данным ежегодного сравнительного анализа входящей и итоговой диагностики, я наблюдаю :
• нормализация (снижение) уровня тревожности в сфере межличностных отношений (в среднем в 87% случаях);
• повышение уровня самооценки у 80% детей, имеющих по результатам входящей диагностики низкую самооценку;
• отсутствие деформации социальных эмоций у 82% детей.
По наблюдениям воспитателей и родителей, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; улучшился психологический климат в группах : дети стали больше общаться между собой, самостоятельно разрешать возникающие конфликты. У детей исчезли нежелательные формы поведения, появилась способность выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны.
Внедрение психолого-педагогических мероприятий по формированию жизнестойкости в общую программу, на мой взгляд, будет эффективным методом воспитания психологически здорового человека. Человека творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего окружающий мир и себя не только разумом, но и чувствами, интуицией, принимающего самого себя и признающего ценность и уникальность окружающих его людей, умеющего брать ответственность за свою жизнь, самого себя и извлекать уроки из неблагоприятных ситуаций. Только тогда его жизнь будет наполнена смыслом и созиданием.