Елена Винокурова
Из опыта работы музейного уголка ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Современный детский сад все в большей степени становится открытой культурной системой. Кругозор современных детей значительно шире, чем был у их сверстников 10 - 15 лет назад. Поддержание познавательного интереса в дошкольном возрасте требует разных форм и приемов работы, как традиционных, так и инновационных. Сегодня в ДОУ создают собственные музеи, пусть и маленькие. Это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини - музеи стали неотъемлемой частью развивающей среды детского сада. Включить мини - музеи в воспитательно- образовательный процесс - дело не простое. Создание, распространение, внедрение и использование новых форм и методов работы, характерных для музейной педагогики – инновационное направление в деятельности детского сада. Причиной нововведений является активный поиск путей решения существующих проблем – у нас существовала такая проблема – хотелось разнообразить формы работы с детьми, расширить их кругозор, обогатить предметно-развивающую среду детского сада. Для нашего детского сада это направление новое, и нас это очень заинтересовало. Задались вопросом, как организовать и использовать мини - музей в условиях ДОУ? Именно поэтому в нашем детском саду решили создать собственный музей, пусть и маленький. В 2009г. выделили небольшое свободное помещение, оборудовали стендами, полочками для предметов экспозиции. Воспитатели загорелись этой идеей и потихоньку началось воплощение.
Публикация «Из опыта работы музейного уголка ДОУ» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Основатели музея :
Заведующий ДОУ -Пудовикова Галина Михайловна,
Старший воспитатель ДОУ -Пермякова Анастасия Анатольевна.
Руководитель музея :
Воспитатель - Винокурова Елена Валериевна.
Состав участников:
педагоги ДОУ «Аленький цветочек»,
воспитанники и их родители (законные представители,
социальные партнеры и друзья ДОУ.
Основываясь на программу и данное направление, велся и ведется поиск и отбор предметов для экспозиций. Каждый желающий может внести свой вклад в мини-музей, будь это отдельные организации или определенный человек. Экспонаты для мини-музея собираются с помощью педагогов, родителей.
И вот сегодня мини-музей – неотъемлемая часть развивающей среды нашего ДОУ.
Наш музей «мини» - во-первых, потому что занимает небольшое пространство; во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей; а в-третьих, потому что он все-таки не совсем самый настоящий музей.
Задачи мини-музея.
1. Прививать любовь к родному краю, стране.
2. Воспитывать нравственно – патриотические чувства, уважение к символике родного края и страны.
3. Воспитывать уважение к легендарным личностям, к их неоценимому труду.
4. Формировать у детей представление об истории края, родного детского сада, воспитывать любовь к своей Родине и к детскому саду.
5. Формировать общее представление о культуре родного народа.
Помимо постоянных экспозиций «Привет из прошлого» (выставка старинных вещей, «А годы летят…» (история ДОУ, «Наша Родина» (краеведение, которые постоянно пополняются материалами, оформляются тематические мини-выставки к памятным датам (Пасха, День Победы, День матери, День защиты детей и др.).
При воспитательно - образовательной работе музейные предметы могут использоваться на экскурсиях, тематических занятиях, в консультациях, поисково-экспериментальной, театральной, музыкальной и игровой деятельности. Музейными предметами могут пользоваться воспитатели всех возрастных групп и специалисты. Информация должна быть понятной для ребенка, соответствовать возрастным особенностям и целям.
Был выбран совет музея, составлен перспективный план работы мини — музея, план работы совета музея.
На базе нашего мини — музея работает кружок по патриотическому воспитанию «В гостях у Кузи».
За время работы нашего музея проводились : занятие — развлечение «Что? Где? Когда?» в подготовительной к школе группе по теме: «Мой любимый город», с привлечением детей старшей группы, «Мир старинных вещей», «В гостях у Хозяюшки», «Экскурсия в музей посуды», экскурсия в мини — музей «Русского народного промысла», экскурсия в музей по теме : «Государственные символы».
Достигая наилучших результатов взаимодействия с родителями воспитанников, обобщая лучший семейный опыт, для знакомства родителей со структурой и спецификой занятий, провела открытые мероприятия с детьми для родителей и педагогов: «Открывая бабушкин сундук», викторину «Мой любимый город», итоговое занятие «Мы патриоты», экскурсию «История нашего города», где дети подготовительной группы были экскурсоводами.
В рамках общероссийского конкурса «Современные технологии преподавания краеведения» открытое мероприятие «Открывая бабушкин сундук» (разработка занятия, получили диплом 3 степени, 2013 г. ; В 2013 году в рамках недели «Музей и дети» Краеведческим музеем на базе нашего ДОУ была проведена выставка репродукций «Каинск: конец IX – начало XX века».
Введение мини - музея в образовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека жить в стремительно меняющемся мире. Даже в стесненных условиях можно найти место для организации мини - музея. Это может быть картонная ширма - раскладушка, которую можно переносить и использовать как передвижной мини — музей или стол, потолочная плитка, где меняется информация. И вот воспитатели всех возрастных групп решили создать в своих группах маленькие мини — музейчики. Родители воспитанников ДОУ принимали активное участие в создании мини - музея.
В каждой группе свой мини - музей и дети посещают музеи не только в своей группе, но и в других группах. У них появилась возможность общения с родителями по теме музея, могут обсуждать его тематику, приносить из дома экспонаты, старшие дети могут проводить экскурсию для младших, пополнять их своими рисунками. Мини - музеи в группах не заняли так уж и много места и позволили воспитателям слово "Музей" сделать привычным и привлекательным для детей. Экспонаты стали использоваться для проведения различных занятий. Что очень хорошо сказывается на эмоциональной сфере ребенка, воображении, интеллекта и развитии речи.
В младших группах мини - музеи "Погремушки", «В гостях у сказки» помогают в режимных моментах: при утреннем приеме детей встречают музыкальные игрушки, которые поднимают настроение нашим деткам, помогают при организации совместной и свободной деятельности. Мини — музей «В гостях у Кота Ученого» знакомит детей с эволюцией предметов, приборов, которые нужны для учебы и в жизни в условиях ДОУ, дают понятие как ими пользовались и пользуются; знакомит детей с предметами, которые нужны для жизни, их историей и их роли в жизни человека; мини-музей «История новогодней игрушки» знакомит с новогодними игрушками начиная с 1973 года. Мини-музей «Старинная утварь», помогает в организации выставок «Мир старинных вещей», экскурсий «В гостях у Хозяюшки», «Экскурсия в музей посуды», экскурсия в мини — музей «Русского народного промысла»,
Свой театр мы определили в мини - музей "Театральные куклы"
В процессе изучения экспонатов выставок дети обмениваются мнениями, составляют рассказы об увиденных предметах, играют в «Экскурсовода». Свои впечатления они отображают в творчестве: рисунках, лепке, рисовании, аппликации. Педагоги наблюдают и делают выводы, какой материал интересен детям, а какой оставляет их равнодушным. В настоящих музеях трогать экспонаты нельзя, а в групповом мини-музее - можно самому переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать. Каждая выставка в мини - музее - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.
Радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом, И наш опыт показал, что таким объединяющим средством для нашего ДОУ стал мини — музей.