Лучший педагог года

Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста

Светлана Морозова
Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста

Из опыта работы «Лэпбук как инновационный подход

в работе с детьми дошкольного возраста»

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми : ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Публикация «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в моем случае стала тематическая папка или «лэпбук».

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проектов. В дословном переводе с английского значит «наколенная папка» или тематическая папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, с вынимающимися и разворачивающимися листочками, с кармашками, дверками, подвижными деталями, маленькими книжками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. В процессе малышу нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку; ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

Создание этого пособия является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Лэпбук – незаменимое обучающее методическое пособие, которые прекрасно вписывается, как в условия детского сада, так и в домашнюю жизнь ребенка

Изучив опыт работы педагогов по использованию такого пособия по разным темам, я приняла решение о внедрении данной формы работы по изучению с детьми правил дорожного движения. Ведь детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Знание и соблюдение Правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

Чем для меня стала привлекательна данная форма работы?

1. Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

2. Это просто интересно! Технология изготовления легка, проста и нам всем, думаю, знакома.

С чего начать создание лэпбука?

1. Определитесь с темой. Тема может быть любая - животные, насекомые, птицы, времена года, предметы быта.

2. После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука, т. е. какие темы вы хотите раскрыть – это и будет содержание ваших мини-книжечек. Советую начать с 5-7 пунктов (книжек, но вообще здесь нет ограничений.

3. Для каждой темы выберите подходящую мини-книжку.

4. Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д. и т. п. Потом все это нарисуйте на черновике: листе А4 (или А3, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

5. Теперь дело за малым – создание шаблона папки в соответствии с макетом в натуральную величину.

В качестве примера уже готовой папки я представляю лэпбук на тему :

«Правила дорожного движения».

Цель лэпбука : формировать систему знаний, умений и навыков детей среднего дошкольного возраста по правилам дорожного движения.

Задачи:

Образовательные: 1. Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, правилами перехода проезжей части, дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов; учить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать. 2. Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналах; довести до детей важность сигналов светофоров. 3. Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу. 4. Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса.

Развивающие: 1. Развивать осторожность, наблюдательность, мышление, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге. 2. Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Речевые: 1. Расширять и активизировать активный и пассивный словарь детей. 2. Способствовать развитию речи детей.

Воспитательные: 1. Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения. 2. Воспитывать чувство ответственности.

Лэпбук «Правила дорожного движения» включает в себя 13 развивающих элементов (в виде кармашков, конвертиков, раскладушек, книжечек) для детей дошкольного возраста. В них я поместила: загадки, игры, пословицы, стихи, пазлы и многое другое.

Лэпбук у меня получился двусторонний, с двумя разворотами (дверцами).

1. Кармашек «В стране дорожных знаков» – в нём собраны картинки с ситуациями, как следует переходить улицу; о назначении светофора, регулировщика и дорожных знаков. Картинки с ситуациями помогают развивать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитывать грамотных пешеходов.

2. Кармашек «Сигналы регулировщика для пешеходов» - в нём собраны карточки с изображением положения регулировщика, светофор (транспортный и пешеходный) и его сигналы, знакомство детей (с сигналами светофора) с правилами перехода перекрёстка, регулируемого светофором.

3. Кармашек Детям знать положено - «Окошечко с карточками – транспорт» - в этом окошечке находятся карточки с различными вопросами по ПДД, которые развивают мышление, воображение, тренируют внимание, память. Например:

1. Сколько колёс у легкового автомобиля?

2. Самый безопасный переход через дорогу?

3. Как называется человек, едущий в транспорте?

4. Назови одним словом человека проверяющего билеты в транспорте. И т. д.

4. Кармашек раскладушка «Правила дорожного движения»- помогает закрепить знание правил дорожного движения и дорожных знаков с помощью стихов.

5. Кармашек «Дорожные знаки» - в нём собраны карточки с дорожными знаками с одной стороны и дорожная ситуация с этим знаком (с пояснением) с другой стороны. Помогает закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

6. Кармашек - конвертик «Раскраски и пазлы» - дети выбирают картинку, раскрашивают, собирают пазлы «Транспорт» и «Дорожный знак», одновременно закрепляют правила дорожного движения, знание дорожных знаков, видов транспорта, развивают воображение, мелкую моторику.

7. Кармашек - конвертик «Загадки и пословицы о ПДД» - в нём собраны загадки о дорожных знаках, транспорте и пословицы. Развивает мышление, память, речь, знания по ПДД.

8. Кармашек - конвертик «Игры и физкультминутки» - в этом кармашке собраны подвижные игры и дидактические, а также физкультминутки. С помощью игр закрепляем знания дорожных знаков, правил поведения на улице, развиваем мышление, умение ориентироваться в пространстве.

9. Кармашек – окошечко «Виды транспорта» - в этом кармашке находятся различные виды транспорта: легковой, грузовой, спецтранспорт и т. д. закрепляем знания в различных видах транспорта, тренируем внимание, память.

10. Кармашек - «Дорожные знаки»- помогает закреплять знание дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них, классифицировать по видам: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно – указательные.

11. Кармашек «Светофор» - викторина по правилам дорожного, движения, карточки с вопросами и ответами, нужно из трёх ответов выбрать один правильный; развивает мышление, внимание, знания.

12. Кармашек «Дорожные ситуации» - в этом окошечке собраны карточки с дорожными ситуациями, помогает закрепить с детьми правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности.

13. Кармашек «Картотека игр» - здесь собраны подвижные игры, дидактические, сюжетно – ролевые, физкультминутки – на закрепление и совершенствование знаний по ПДД.

Что же нужно для того чтобы изготовить ЛЭПБУК?

Материалы и инструменты:

Картонная папка-основа (размером А-3 или А-4)

Обычная бумага. Лучше цветной картон или цветная бумага для принтера, но можно и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить.

Ножницы.

Клей-карандаш для бумаги.

Традиционно папки лэпбуков делаются с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками. Их очень просто сделать из плотной бумаги.

После этого на папку изнутри надо наклеить листы для фона. Снаружи обложку оклеиваем цветной бумагой и украшаем по своему усмотрению.

Заключение

В нашей маленькой книжке –раскладушке поместилось очень много информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый может сделать его по- своему.

В результате у детей развиваются универсальные умения, такие как:

- умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со сверстниками;

- распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

В результате получилось очень здорово, я сама не ожидала, что мне так понравится делать лэпбук. Работа с «Лэпбуком» позволила мне разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей.

Ребята были довольны полученными результатами, каждый стремился показать лэпбук своим родителям, и рассказать какие кармашками что значат.

В перспективе планирую работу по изготовлению индивидуальных лэпбуков, исходя из интересов детей, когда каждый в течение определенного времени изготавливает свою книжку, с помощью родителей, а потом презентует её детям группы. Я считаю, что такой подход будет способствовать реализации принципа индивидуализации, на что ориентирует нас стандарт дошкольного образования.

Публикации по теме:

«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями .

Фото и видеоотчет «Лэпбук как инновационный подход в работе с дошкольниками»Фото и видеоотчет «Лэпбук как инновационный подход в работе с дошкольниками» Цель: познакомить опытом работы с детьми по технологии «лэпбук» Задачи: проанализировать форму работы лэпбук с точки зрения инновационности.

Инновационный материал для творческих и развивающих игр «Цветной кварцевый песок» с детьми дошкольного возрастаИнновационный материал для творческих и развивающих игр «Цветной кварцевый песок» с детьми дошкольного возраста Главная особенность песка в том, что он позволяет ребенку или детской группе реально создавать, творить картину мира в «живом» трехмерном.

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 2 сентября 2024 в 16:05
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Морозова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД