Татьяна Коваленко
Из опыта работы «Использование современных педагогических технологий в работе по ознакомлению детей с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование современных педагогических технологий в работе по ознакомлению детей с природой
В последние десятилетия экологическая обстановка на планете ухудшается, а население Земли не осмысливает реальные проблемы, которые могут привести к экологической катастрофе. В России, как и в других государствах, происходит становление системы экологического образования. Начальным звеном является – дошкольное детство. В этот период закладывается позитивное отношение к природе.
Публикация «Из опыта работы „Использование современных педагогических технологий в работе по ознакомлению детей с природой“» размещена в разделах
Развитие дошкольника сопровождается постоянной сменой деятельности. Он играет, участвует в непосредственно образовательной деятельности, вместе с воспитателем трудится в уголке природы и на участке, наблюдает за объектами живой и неживой природы. Включение в эти виды деятельности экологических знаний, способствуют формированию экологической культуры. В настоящее время постоянно совершенствуются и усложняются технологии информатизации сферы образования. В работе по ознакомлению детей с природой используются игровые и информационно-коммуникационные. Дидактические игры дают детям возможность оперировать заключенными в их содержании знаниями, способствуя уточнению, закреплению и обобщению полученных ранее знаний и расширению кругозора. Играя, дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе.
Воспитательно-образовательное значение дидактических игр в том, что они мобилизуют интеллектуальные силы растущего человека, вызывая удовлетворение, наслаждение, внутреннюю раскованность, заинтересованность в содержании и формах подачи материала, значительно повышает их статус и педагогическую эффективность. Дидактические игры способствуют развитию речи, внимания, мышления и памяти.
В своей работе я использую следующие виды дидактических игр.
Игры с предметами (сюжетно-дидактические, игры-инсценировки);
Настольно-печатные;
Словесные (загадки – описания, загадки, викторины, предположения).
Сформированный комплекс дидактических игр разнообразен по своему содержанию. Игры подобраны в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и дополнительных программ Губановой Н. Ф. «Развитие игровой деятельности дошкольников», Бондаренко Т. М. «Дидактические игры в детском саду», Николаева С. Н. «Место игры в экологическом воспитании дошкольников»
Среди них игры, проводимые на прогулке, в непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности воспитателя и детей.
К примеру, игра инсценировка «Хороший грибок положи в кузовок». Педагог загадывает загадку о грибах. Дети отгадывают и находят отгадку среди муляжей-грибов. Под конец остается только мухомор и поганка, Баба Яга предлагает детям положить их в корзинку. Дети не соглашаются, объясняя причину. Так же в гости к детям может прийти Незнайка, Каркуша и др. персонажи, которые помогают обыграть различные педагогические ситуации на закрепление знаний о живой, неживой природе и правил поведения в лесу, в парке, у водоема, на лугу и т. д. Героем может быть кукла или переодетый взрослый, ребенок. Такие игры эффективно использовать в непосредственно образовательной деятельности, при проведении досугов.
Настольно-печатные игры: лото, домино, «Собери картинку и назови время года», «Отгадай загадку и найди отгадку», «Что за птица?», «Что сначала, что потом?», «Что, где растет?», «Кто в лесу живет?», «Дары леса» и мн. др., часть из которых представлена на выставке, удобно использовать в 1-й и во 2-й половине дня в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.
Большой находкой для педагогов стала электронная игра, которую мы назвали «Копилка знаний». Она содержит множество карточек с заданиями на темы: «Живая и неживая природа».
Загадки о растениях, животных, временах года, природных явлениях способствуют закреплению имеющихся у детей знаний, повышают интерес к дальнейшей деятельности. Их используют в НОД, во время прогулок. С большим успехом дети придумывают загадки-описания об объектах живой и неживой природы. Проводятся игры-викторины «Вдоль лесной тропинки», «Умники и умницы», «По следам Старика-годовика».
Во время прогулок эффективно проводить игры с выполнением различных движений (с бегом, прыжками, ловлей мяча, по содержанию игры). Это игры: «К дереву беги», «С какой ветки эти детки?», «Рыба, птица, зверь», «Бегает, прыгает, летает», «Назови приметы осени» и др.
В настоящее время активно используются информационно коммуникационные технологии. Их преимущество в том, что электронные презентации, виртуальные экскурсии, видеоролики, видеофрагменты, электронные интерактивные игры способствуют повышению вариативности работы и обеспечивают наглядность преподносимого материала. Дидактические игры по ознакомлению детей с природой, представленные с помощью мультимедийных презентаций, вызывают у детей эмоциональный подъем, формируют яркие конкретные представления об окружающем мире, способствуют развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи.
Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать. С помощью презентаций можно моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (превращение куколки в бабочку, извержение вулкана, производство бумаги, муки, подсолнечного масла и др.). Полученные таким образом знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.
В своей работе мы используем презентации различной тематики: «Времена года», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные», «Животные жарких стран», «Животные морей и океанов». Дидактические игры: «Что напутал художник?», «Чьи детки?», «Чья мама?», кроссворды и др. Время проведения таких игр с детьми старшего возраста до 15 минут. Презентации можно включать в непосредственно образовательную деятельную деятельность и во 2-й половине дня.
Список использованной литературы :
1. Газина О. Профессиональная готовность к эколого-педагогической работе с дошкольниками// Дошкольное воспитание. 2001. - №7.
2. Иванова Е. В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. - №12.
3. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. под редакцией Саморуковой П. Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. – М., 1991.
4. Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников. – М. : Мозаика-синтез, 2011.
5. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М. : Мозаика-синтез, 2011.
Интернет ресурсы:
http//www/detsad.ru
http//festival.1 september.ru/articles/599474/