Чинькова Венера Гаязовна
Из опыта работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения. В этих условиях особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности. В связи с этим у меня актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Я считаю, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.
Публикация «Из опыта работы „Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Понимая огромное значение основ безопасного поведения в жизни ребёнка, я стала собирать, а затем и самостоятельно создавать методический материал для детей дошкольного возраста. Я старалась подбирать его на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. При работе над данной проблемой, приоритетной задачей считаю культуру личной безопасности ребёнка и укрепление его здоровья. Идея моего опыта – собрать воедино весь имеющийся материал, наработанный мною по этой необходимой для всех теме. Думаю, что это станет хорошим подспорьем в работе по воспитанию и обучению детей основам жизнеобеспечения и приобщению их к здоровому образу жизни не только для педагогов, но и для родителей.
Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста и продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.
Работая в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года, решать содержание образовательной области «Безопасность» необходимо через интеграцию всех образовательных областей, организацию самостоятельной детской деятельности, создание предметно-развивающей образовательной среды и взаимодействие с семьями воспитанников.
Для системной работы по ОБЖ с дошкольниками в воспитательно-образовательном процессе я использую программу Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Безопасность», где дан материал, с помощью которого у детей появляется потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях. Она разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования, реализует шесть основных направлений :
• ребенок и другие люди;
• ребенок и природа;
• ребенок дома;
• здоровье ребенка;
• эмоциональное благополучие ребенка;
• ребенок на улицах города
и нацеливает на специальную работу по ознакомлению дошкольников с различными опасными ситуациями в их жизни и правилами безопасного поведения.
Определив тему опыта, его основную идею, я наметила главную цель работы : – формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
1. Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
2. Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
3. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Подготовительную работу с детьми по ознакомлению с правилами безопасности я начала с обеспечения материально-технической базы: Материально-техническая база МКДОУ «Детский сад № 17» соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. В группе создан, оснащен и пополняется центр «Уголок безопасности» с учетом федеральных государственных требований, что способствует организации содержательной образовательной деятельности и разностороннего развития каждого ребенка. Создаю благополучно эмоционально - психологический климат в группе, способствующий формированию основ безопасности жизнедеятельности, в котором в достаточном количестве имеется разнообразное оборудование:
- Лэпбук «Твоя безопасность»;
- дидактические игры;
- настольно печатные игры;
- атрибуты для сюжетных и творческих игр;
- художественная литература;
- наглядный материал для детей;
- макеты по пожарной безопасности;
- картотеки игр, бесед, стихотворений, загадок.
Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время. Моя система работы рассчитана на два возрастных периода - от средней группы до старшей. Все занятия и виды деятельности подразделены на разделы:
• «Один дома»;
• «Будем здоровы»;
• «Другие люди – кто они»;
• «Мы и природа».
Мною разработано перспективное планирование работы с детьми по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности.
В процессе работы над решением задач моей методической темы широко использую ИКТ, метод проектирования и игровые технологии.
Работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. Родители на родительских собраниях, беседах знакомятся с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения, получают консультативную помощь по проблеме безопасности жизнедеятельности детей. Через индивидуальные беседы, консультации, собрания, совместные с детьми и родителями развлечения я стараюсь убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого — либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе.
Результативность опыта.
Главная цель достигнута - первоначальные знания у детей сформированы, развиты представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, сформированы навыки жизнесберегающего поведения.
После повторного проведенного анкетирования родителей был получен следующий результат: увеличение знаний дошкольников по данной теме; увеличение словарного запаса своих детей; изменения физического, психического, эмоционального здоровья детей в лучшую сторону; изменение отношения ребёнка к своему здоровью и здоровью других людей. Дети стали более внимательными в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам, занятиям физкультурой и спортом. Родителей отметили, что повысился и их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома. Проведенная работа с детьми и родителями является лишь частью интересной работы и практической деятельности. Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.
Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!
Литература
1. Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина /Безопасность : Учебное пособие по ОБЖ старшего дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013. – 144 с.
2. К. Ю. Белая/ Формирование основ безопасности у дошкольников – М. : Мозаика – Синтез, 2017. – 64 с. (ФГОС)
3. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015. – 240 с.
4. И. А. Лыкова/ Мир без опасности. Парциальная образовательная программа для детей - М. : ИД «Цветной мир», 2017. – 120 с.
5. .Т. Сташкова и др. /Организация освоения образовательной области «Безопасность» с детьми 2 – 7 лет – Волгоград: Учитель, 2013 – 79с.
6. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова/Огонь – друг, огонь – враг. Детская безопасность. Учебно-методический пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – М. : ИД «Цветной мир», 2015. – 104 с. (ФГОС)
7. Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва 2012г