Приложение МААМ

Консультация «Из детского сада в школу»

Ольга Чернова
Консультация «Из детского сада в школу»
▼ Скачать + Заказать документы

Здесь и сейчас

Родители, учителя и воспитатели детского сада, как правило, по-разному представляют, какие плоды должно принести дошкольное образование. В самом деле, что должен знать и уметь малыш, который собирается отправиться в школу? Для педагогов и психологов дошкольного учреждения ответ на этот вопрос очевиден: нет, да и не может быть никаких целей, ради которых можно жертвовать качеством жизни ребёнка. Не надо торопиться, не следует спешить с введением дополнительных предметов и подготовкой к взрослой жизни. А вот большинство родителей настроены на то, что, наоборот, нужно максимально интенсифицировать этот процесс: как можно раньше начинать обучение, с самого раннего возраста учить английский язык, ходить на музыку и танцы. Школьные учителя не выдвигают к своим будущим ученикам таких высоких требований, они просто хотят, чтобы к ним из детского сада приходили уже подготовленные малыши, которые умеют читать, писать и считать.

Публикация «Консультация „Из детского сада в школу“» размещена в разделах

Можно ли разрешить этот своеобразный «конфликт», тем более что в данном случае все, похоже, по-своему правы? Эта задача не так проста, как может показаться на первый взгляд. Конечно, ребёнок имеет полное право полноценно жить именно сегодня, в настоящий момент времени, а не готовиться к «будущему», жертвуя своими детскими интересами. Но, с другой стороны, взрослые могут и должны выделить сквозные линии, которые задают преемственность между разными этапами образования.

Игра – это серьёзно

Если взрослые хотят обеспечить качественное «преодоление» дошкольного этапа образования, они обязательно должны учитывать, что главная деятельность малыша – это, конечно, игра. Именно таким образом происходит развитие и становление личности, освоение норм взрослой жизни. Кроха именно в игре учится взаимодействовать с другими детьми, лучше понимать свои желания и потребности. То, что взрослому, родителю может казаться неважным и несерьёзным, является жизненно важным для ребёнка.

И совсем не случайно новые стандарты дошкольного образования не предусматривают получение детьми предметных знаний. Там прописаны пять предметных направлений, по которым должны работать воспитатели и педагоги: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое и физическое развитие. Для детей создаётся специальная предметно-развивающая среда, которая сама по себе поможет усваивать те или иные знания. По всей видимости, вместо традиционных, привычных всем занятий в детских садах разработают и введут творческие «уроки», на которых дошколята будут в игровой форме искать выход из разных непростых ситуаций, получая при этом новую, жизненно важную для них информацию.

При этом в стандарте неоднократно говорится о том, что никакой промежуточной диагностики и аттестации в дошкольном учреждении не будет : в документе описаны только целевые ориентиры, которые должен иметь в виду педагог. Ни в коем случае не должно быть тестирования, определяющего соответствие или не соответствие малыша неким шкалам и показателям. Дошкольное детство само по себе является огромной ценностью, задача педагогов и воспитателей – максимально обогатить и насытить среду, окружающую ребёнка.

Новая жизнь

Когда ребёнок отправляется в первый класс, ведущей для него становится учебная деятельность. Конечно, педагог начальной школы должен понимать, что поведение и психологическое состояние малыша не могут сразу же качественно измениться, и его главная задача – помочь ребёнку совершить этот «переход через Альпы».

Как правило, трудности возникают именно в первом классе. Многие дети, особенно шестилетки, не готовы к школьному обучению. Для того чтобы поддержать таких малышей, по всей видимости, нужно создавать особые игровые зоны, использовать творческие формы подачи материала. Главная задача начальной школы – сформировать у малыша позицию ученика, воспитать умение и желание учиться. Он должен с удовольствием и даже радостью самостоятельно решать задачи, делать домашнее задание и даже собирать портфель в школу.

В государственном стандарте предусмотрены три вида результатов этого периода обучения: предметные, метапредметные и личностные. Предметные результаты – это умение читать и писать, таблица умножения и главные законы окружающего мира. Метапредметное направление дошкольного образования предполагает освоение некоторых общих знаний, которые важны для всего образовательного процесса – например, способность решать задачи или строить модели, понимать текст. А вот личностные результаты связаны с развитием способностей ребёнка и решением определённых социальных задач – малыш должен научиться ставить перед собой цели и достигать их, соотносить свои действия с результатом и полноценно общаться со сверстниками и взрослыми.

Никогда не поздно

В современных условиях особенно остро стоит вопрос о профессионализме преподавателя. Новый образовательный стандарт предполагает, что педагог должен не только учить решать задачи или понимать текст, но и выходить далеко за пределы предметных тем, помогая развивать воображение, творческие и личностные способности своих воспитанников. Именно таким образом можно и нужно обеспечить преемственность между детским садом и школой, «соединить» два этапа развития маленького человека.

К сожалению, родители зачастую пытаются выстраивать эту преемственность только на основе предметного образования. В некоторых садах (особенно частных) применяется практика раннего начала обучения. Малышей уже в три года сажают за парты и начинают «проходить» с ними логику и математику. Это совершенно неправильно! Дети в таком возрасте совершенно неспособны к систематическому обучению. Точнее, их можно усадить за учебники, но они всё равно будут постоянно отвлекаться, шалить и пытаться убежать. И вовсе не из вредности, а от того, что такая деятельность не соответствует их возрасту.

Каким же образом можно задать линии преемственности дошкольного и начального этапов образования? На наш взгляд, есть три главных направления, по которым должны двигаться педагоги и родители.

Преемственность программ. Учителя начальной школы часто жалуются на то, что детей, имеющих трудности в обучении, плохо подготовили в детском саду. А педагоги-дошкольники после посещения открытых уроков в начальной школе сетуют на невостребованность или повторение материала, который они дают на своих занятиях.

Возможно, одна из причин этого непонимания кроется в несогласованности действующих программ дошкольного образования и обучения в начальной школе. В дошкольных программах главное внимание уделено психолого-педагогическому сопровождению, позитивной социализации и возможностям базового развития ребёнка. А в школьных программах основная задача – приобретение знаний и формирование учебной деятельности. Залогом гладкого и успешного перехода дошкольников к обучению в школе может и должно стать единство требований и стандартов этих программ.

Преемственность в развитии способностей. Известный российский психолог А. Асмолов высказал очень интересную мысль: «Стандарт – это культурная норма поддержки разнообразия». Действительно, преемственность возникает на уровне универсальных учебных действий.

«Заказ» школы для детского сада может быть сформулирован только на языке метапредметных результатов, на языке способностей. И какие же способности, с точки зрения школы, должны развиваться у ребёнка в детском саду? Наверное, в каждом учебном заведении эти «заказы» будут разные. Если школа лингвистическая, она будет делать упор на развитие языковых возможностей, грамотную и связную речь. Математическая больше ориентирована на развитие логики и мышления. Но в любом случае детский сад и начальная школа, вне зависимости от направленности, должны обеспечить гармоничное и целостное развитие каждого ребёнка.

Преемственность образовательных технологий. В одной из московских школ дети занимаются математикой с ясельного возраста и до вуза. Совсем маленький ребёнок решает задачи, связанные с конкретными предметами, потом, в детском саду, – игровые задачи, в школе – учебные. Разрабатываются такие же технологии, которые помогают «продвигать» коммуникативно-мыслительные способности, развивать понимание и воображение. Они не привязаны к какому-то конкретному предмету и могут реализовываться на разном материале. Родителям не нужно пугаться слова «технология» : оно просто означает, что у педагога есть особые средства, приёмы, а также профессиональные знания для того, чтобы развивать определённую способность ребёнка.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие диалогической речи у дошкольника в условиях детского сада» Кунц Наталья Викторовна, воспитатель муниципального казённого образовательного учреждения Октябрьской средней общеобразовательной школы.

Конспект занятия в младшей группе детского сада «Помещения детского сада» Цель: содействие нравственному развитию детей. Задачи: — конкретизировать первоначальные представления о назначении отдельных помещений.

Консультация для воспитателей детского сада «Выразительные средства детского рисунка» Консультация для воспитателей детского сада ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЕТСКОГО РИСУНКА 1) линия Первые средства, которые открывает для себя.

Консультация «Взаимодействие детского сада и родителей» Консультация «Взаимодействие детского сада и родителей"«Человек рождается не для того, чтобы Бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой.

Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи в контексте ФГОС» Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании здорового ребёнка» Здоровье ребёнка зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры.

Итоговое занятие в подготовительной группе детского сада «По дороге в школу» Итоговое занятие в подготовительной группе детского сада Цель: обобщить и систематизировать полученные знания; Развивать познавательные.

Проект «Скоро в школу» в подготовительной группе детского садаПроект «Скоро в школу» в подготовительной группе детского сада АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАПоступление в школу – важный, ответственный этап в жизни каждого ребёнка. Поступление в школу знаменует собой смену.

Проблема перехода детей из детского сада в школу. Родительское собрание в подготовительной группе (апрель) Ход собрания: Добрый вечер, уважаемые родители! Рада приветствовать вас сегодня в этом зале! Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению.

Фотоотчет об экскурсии в школу воспитанников подготовительной группы детского садаФотоотчет об экскурсии в школу воспитанников подготовительной группы детского сада Экскурсия в школу воспитанников подготовительной группы детского сада №3 р. п. Шемышейка 16 мая 2017г. Лучше всего для дошкольника- настоящая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Из детского сада в школу»
Опубликовано: 11 мая 2018 в 17:47
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Из детского сада в школу»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Чернова (УИ 1334783) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД