Анастасия Колокольцова
Итоговое занятие о зиме (подготовительная грппа)
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие о зиме (подготовительная группа)
Программные задачи:
— Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях правильно употреблять существительные множественного числа.
— Продолжать совершенствовать диалогическую речь.
— Обогащение словаря: вьюга, буран, метель, пурга.
— Закрепить у детей знания признаков зимы, сезонных изменений в природе, связанных с зимним периодом.
— Формировать представления о зимующих и перелётных птицах.
Публикация «Итоговое занятие о зиме (подготовительная грппа)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
— Обобщить знания детей о приспособлении птиц к зиме.
— Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (стало холодно, птицам нет корма, они улетели в теплые края).
— Продолжать учить детей обобщать, делать элементарные выводы: зимующие, перелётные птицы.
— Развивать наблюдательность детей.
— Воспитывать любовь к живой природе, культуру общения с природой, бережное заботливое отношение к ней.
Предварительная работа:
Беседы, наблюдения во время прогулок, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, изготовление кормушек, кормление птиц.
Материал: Иллюстрации перелётных и зимующих птиц, разрезные картинки дидактическая игра, кормушка, корм для птиц.
Ход занятия
Восп. Ребята, посмотрите за окно, какое сейчас время года? (ответы детей).
Что принесла зима с собой? (ответы детей).
Как вы догадались, что это именно зима? (ответы детей).
Какие месяцы зимы вы знаете? (ответы детей)
Как мы одеваемся зимой? (ответы детей)
Давайте с вами вспомним, какие праздники бывают зимой? (Новый год, Рождество, Старый Новый год, день защитника Отечества).
Чем мы с вами занимаемся зимой на прогулке? (Играем в снежки, катаемся с горки, катаемся на санках, бегаем, лепим снеговика).
А сейчас давайте проверим вашу смекалку, я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте:
1. Не снег и не лед,
А серебром все деревья уберет. (Иней)
2. Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз)
3. Хоть сама - и снег, и лед,
А уходит – слезы льет. (Зима)
4. Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (Снежинки)
5. Бел, а не сахар, ног не, а идет.
Зимой в поле лежал, весной в реку побежал. (Снег)
6. Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно поселился. (Варежки)
7. Человечек непростой: появляется зимой,
А весною исчезает, потому что быстро тает. (Снеговик)
Молодцы, ребята, отгадали все загадки!
Восп: Интересно, кого из зверей можно встретить в зимнем лесу?
Восп : заяц (дети рассказывают, когда заяц бывает серый, когда и почему становится белым; объясняют, что белая шубка намного теплее серой, так как к зиме у животных вырастает подшёрсток. Серая шерсть помогает летом среди травы укрыться, а белая зимой в снегу от врагов спрятаться) –
Восп: А чем заяц питается зимой? ( дети: зелёной сочной травы зимой нет, зайцы приспособились есть сухую траву, сено, веточки, кору деревьев)
Восп: белка Расскажите, ребята, а белка тоже меняет шубку? Зачем и как она это делает? ( ответы детей: летом белка рыжая, так ей удобно прятаться на стволах сосен. А зимой она становится серой – так ей лучше от врагов на еловых стволах прятаться) Запомните, ребята: когда звери меняют свою шерсть с летней на зимнюю и с зимней на летнюю – это называется линька. Звери линяют.
. Восп: волк и лиса ( дети: это волки и лиса)
Восп: А эти лесные жители тоже линяют, к зиме готовятся? (вместе с детьми обсуждают и приходят к выводу, что и лиса, и волк, тоже отращивают новую густую шерсть с теплым подшёрстком. Только цвет они не меняют, так как врагов у них мало и прятаться им не надо.)
Физкультминутка
(игра с мячом)
Заяц зимой белый, а летом…
У зайца хвост короткий, а уши ….
У зайца задние лапы длинные, а передние ….
Заяц пушистый, а еж ….
Еж спит днем, а охотится ….
Еж маленький, а медведь….
У белки хвост длинный, а у зайца …
Белка живет в дупле, а еж…
Лиса живет в норе, а медведь …
Восп. Послушайте, чьи это голоса? (Птиц). А разве они не улетели в теплые края? Нет
Восп. Как же называют птиц, остающихся на зиму? (Ответы детей.)
Интересно мне узнать: каких зимующих птиц вы знаете. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.
Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет.
Крохи собирает.
По ночам кочует,
Коноплю ворует.
Дети. Воробей.
Восп. Верно, а как он выглядит?
Дети. Воробей — маленькая, очень подвижная птица с округлой головой, короткой шеей, толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв у него тонкий, твердый, к концу заостренный; короткие, но сильные ножки, хвостик он держит поднятым вверх. В холодную пору сидят воробьи, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли.
Где же они зимуют?
(В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах.)
Где они пишу находят? (Во дворах, на свалках, в кормушках.)
Эта птица-непоседа
Одного с березой цвета.
Кто это?
Дети. Сорока.
Восп. Как она выглядит?
Дети: Сорока — крупная птица с красивым черно-белым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая, отсюда се прозвище сорока-белобока. Хвост длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут к низу. Летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место; ходит сорока небольшими шажками с приподнятым хвостиком, а летая хвост держит веером.
Восп. Кто знает, почему ее называют сорокой-воровкой? (Любит блестящие вещи, уносит их и прячет.) Где она гнездо устраивает? (В густых ветвях деревьев или кустарников.) Какую пользу приносят сороки?
Дети. Истребляют насекомых и грызунов, переносят семена растений, в их брошенных гнездах селятся мелкие птицы.
Воспитатель:
Она маленькая птичка.
И зовут ее.
Дети. Синичка.
Восп: Как она выглядит?
Дети. На голове черная шапочка, щеки белые, на горле и брюшке черная полоса-галстучек, спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые.
Восп. Где синички устраивают гнезда?
Дети. В дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов, синичниках.)
Воспитатель. Много ли они насекомых уничтожают? (Столько, сколько сами весят.)
Красногрудый, чернокрылый.
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. Кто это?
Дети. Снегирь.
Восп. Почему эта птица называется снегирь?
Дети. От слова снег. Опишите его. Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные.) Спина у снегиря голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи — серое, клюв короткий, толстый, черный. Снегирь малоподвижная птица, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается.
Восп.
Я по дереву стучу.
Червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой.
Все равно ты будешь мой!
Кто это?
Дети. Дятел.
Восп. Какой красивый! Кто хочет описать его?
Дети. Верх тела —головы, шеи, спины и крыльев — у него черный, а на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса, низ тела белый, подхвостье и темя красные.
Восп. Как вы думаете, дятел хорошо летает? (Нет.) А где проводит большую часть времени? (На дереве.) Какой клюв у дятла и зачем он ему нужен? (У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нее длинным липким языком насекомых и их личинок, долбит шишки.) Только дятел может уничтожить насекомых, живущих в коре деревьев. Дятла считают санитаром леса.
Восп.
Носит серенький жилет.
Но у крыльев — черный цвет.
Видишь — кружат двадцать пар
И кричат: кар-кар-кар.
Дети. Ворона.
Воспитатель. Опишите ее.
Дети. Черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое. Днем они промышляют в городе, а на ночь улетают в парк и ночуют на деревьях.
Восп: А какая еще птица не только не улетает на зиму, но и выводит своих птенцов в самый сильный мороз? ( дети: клёст. Он кормит их семенами еловых шишек, который зимой очень много. Воспитатель дополняет рассказ детей)
Восп: А еще многие птицы улетают из леса не в теплые края, а в город, поближе к людям. Мы с ребятами тоже их подкармливаем – спасаем от голодной смерти.
Восп : Ребята, как вы думаете, чего больше боятся птицы зимой: холода или голода? (делает вывод с детьми о том, что с нами остаются те птицы, которые могут найти зимой корм, не смотря ни на какую погоду. От мороза их защищает пух, находящийся под перьями)
Молодцы ребята, много
Итог занятия : изготовление угощения для птиц.