Ирина Зубкова
Конспект занятия по творчеству Римского-Корсакова «Композитор-сказочник»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Коммуникативная деятельность дошкольников с учётом
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
на тему:
«Планирование непосредственно образовательной деятельности
как элемента программы, обеспечивающего требования
Публикация «Конспект занятия по творчеству Римского-Корсакова „Композитор-сказочник“» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
образовательной области «Речевое развитие»
«Композитор-сказочник»
время обучения: 29.09-03.10.2014 г.
Выполнила
Зубкова
Ирина Александровна,
СП ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. К-Черкассы/ детский сад «Огонёк»/,
Самара, 2014 г
Тема «Композитор сказочник» (Подготовительная группа)
Интеграция образовательных областей:Художественно -эстетическое развитие. Речевое развитие. Социально- коммуникативное развитие. Познавательно развитие.
Задачи:
1. Приобщать детей к музыкальному искусству посредством восприятия классической музыки;
2. Продолжать обучению игры на металлофоне;
3. Исполнять импровизированные танцы под музыку разного характера. Плавно и красиво водить хороводы, передавать в характерных танцах образ персонажей. (Художественно- эстетическое развитие)
1. Воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к художественным произведениям;
2. Расширять словарь детей, словами (гусли, былины);
3. Развивать монологическую речь, правильно отвечать на вопросы. (Речевое развитие)
1. Воспитывать культурное поведения во время слушания музыки. (Социально- коммуникативное развитие.)
1. Развивать интерес к познанию, познакомить детей с новым музыкальным инструментом — гусли. (Познавательное развитие.)
Методы и приё мы:
практические:
- Импровизация движений;
- Игра на музыкальных инструментах.
наглядные:
- Рассматривание картин и этюдов «Садко в подводном царстве» И. Репина, «Волхва» М. Врубеля, «А и здравствуешь, господин Великий Новгород!» И. Билибина» Садко и владыка морской» К. Васильева, «Садко» К. Лебедева. словесные:
Беседы на тему «Былина».
Знакомство с оперой-былиной «Садко»
Материалы и оборудование: Ленты, лёгкие полотна ткани, металлофон, гусли.
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная
-
Игровая
-
Познавательно-исследовательская
познавательно-исследовательская деятельность: звучания струн- гусли.
Коммуникативная
Беседы, ситуативные разговоры, вопросы
Музыкальная
Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, танцы-импровизация, образовательная деятельность в музыкальном зале.
Изобразительная
-
Восприятие
(художественной литературы и фольклора)
Рассказывание, чтение, обсуждение,
Конструирование
-
Элементарный бытовой труд
(в помещении и на улице)
- Самообслуживание
-
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Ожидаемые результаты
М. Р - Ребята сейчас я вас познакомлю с таким понятием как былина. Кто- нибудь знает, что это такое? А хотели бы узнать,что это такое?
Былина-это особая стихотворная форма, похожая на песни исторического содержания. И сейчас я прочитаю отрывок из былины:
«В славном Нове-граде
Как был Садко-купец, богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко.
Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир,
И третий не зовут на почестен пир,
Потом Садко соскучился.
Как пошёл Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.»
- Ребята, вам понравился отрывок из прослушанной былины?
- Сегодня мы будем слушать музыку Н. А. Римского-Корсыкова, с его творчеством мы давно знакомы.
- Я назвала его композитором-сказочником. Почему?
- Какие музыкальные сказки Римского-Корсакова вы знаете?
И сегодня я вас познакомлю со сказочной музыкой оперы «Садко» Действие происходит в Новгороде на море-океане. Её герой — гусляр Садко, пленивший своей игрой на гуслях и песнями не только новгородцев, но и царя морского и его дочерей. Что такое гусли, вы сейчас узнаете.
Знакомлю детей с инструментом «гусли» и предлагаю попробовать звучание струн.
А сейчас мы послушаем плясовую «заиграйте мои гусельки, заиграйте струны звончатые».
- Ребята, понравилось вам исполнение игры на гуслях?
Действие оперы происходит на море-океане. Послушайте, как композитор в музыке изобразил величавую картину Северного моря. Постарайтесь пластикой и движением рук передать характер музыки и дыхание моря.
- В морской пучине жил морской царь у которого было несколько дочерей. Они любили водить хороводы на берегу.
м. р. - Могли бы вы завести хоровод как дочери царя морского и какие движения вы будите использовать?
м. р. - Ещё у царя была любимая дочь — Волхва, которая подарила Садко трёх золотых рыбок. Он стал богат и отправил свои корабли в путешествие. Он поёт об этом в арии. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент арии «Садко» - «Пробегали б мои бусы — корабли» а капелла в исполнении м. р.
- Сейчас при повторном исполнении арии я предлагаю вам подпеть её.
- Двенадцать лет плавал Садко с дружиной по морям. Рассердился царь, что Садко ему дань не платит и забрал его в подводное царство. Заставил на гуслях играть, подводное царство веселить.
И говорил царь:
«Поиграй во гусли звонкие,
Потешай меня с царицею!
Пусть попляшет, разыграется
Царство славное подводное»
м. р. - Предлагаю вам изобразить морскую пучину, водоросли и подводных жителей движениями, танцем — в этом вам помогут ленты и лёгкие полотна ткани (звучит плясовая подводного царства. Дети импровизируют).
- Аещё царь решил женить Садко на любимой дочери Волхве. Но они садятся в морскую раковину и покидают подводное царство. И вот уже Садко дома — на берегу Ильмень-озера: он спит, а Волхва поёт емё колыбельную песню. Давайте сыграем эту песню в оркестре. (дети на металлофонах исполняют колыбельную, а м. р. исполняет)
- С рассветом царевна морская превращается в речку, а Садко просыпается, вокруг него собирается народ новгородский и все поют «Славу Садко, Волхве и морю синему».
м. р. Зачитывает конец былины (см приложение 1)
- Так заканчивается опера-былина «Садко» и приглашаю вас на наш вернисаж, где мы вспомним содержание оперы.
Задаю детям вопросы по содержанию картин, стимулируя их активность в высказываниях.
Ответы детей.
Ответы детей
Ответы детей.
Дети пробую игру на гуслях.
Ответы детей.
Дети импровизируют танец.
Дети называют знакомые хороводные движения, затем под музыку «заиграйте мои гусельки» в записи, водят хоровод.
Дети подпевают.
Дети импровизируют танец
Дети играют на метеллофонах.
Дети подходят к картинам и этюдам выставки и отвечают на вопросы по содержанию картин.
Познакомились с понятием «былина».
Дети вспомнили музыкальные сказки композитора и сделали вывод, почему его назвали композитор-сказочник.
Дети узнали об инструменте «гусли».
Познакомились с звучанием гуслей.
Дети смогли передать пластику движения рук, характер музыки.
Дети познакомились с вступлением к опере «Океан — море синие» и услышали, как композитор изобразил в музыке картину Северного моря.
Дети освоили хороводные движения.
Дети познакомились и смогли подпеть фрагмент арии «Садко».
Дети с помощью танца-импровизации смогли изобразить морскую пучину и подводных жителей.
Приобрели навыки игры на металлофоне.
Познакомились с «бьлиной», новым музыкальным инструментом «гусли» и по картинам и этюдам вспомнили содержание оперы.
Итоговое мероприятие: сказка-драматизация «Садко в подводном царстве».
Приложение 1
«Вы звоните, звоны новгородские.
Я-то Сад-Садко, только петь горазд,
А повыше меня славные Новгород!
В сторонах гулял я дальних,
Пел, играл земли раздолью.
Звери, птицы собиралися,
Травы, дерева склонялися.
А царевны соходились,
Сотекались речки быстры,
С Волховой-царевной ясною,
С Волховой рекой глубокою.
Соходил я на морское дно,
Стал играть царю подводному.
Да нет лучше земли русской,
Слава честному народу-заступителю!
Слава земле русской!
Слава Державе! Слава!»