Лидия Руссакова
История девочки Кати (из опыта работы с детьми с расстройством аутистического спектра)
▼ Скачать + Заказать документы
Детям, имеющим расстройства аутистического спектра, сложно общаться с другими людьми и находить с ними общий язык. Даже если ребенок с аутизмом может построить простое словосочетание, имеет словарный запас, процесс общения для него будет вызывать затруднения в любой ситуации.
Публикация «История девочки Кати (из опыта работы с детьми с расстройством аутистического спектра)» размещена в разделах
В этой статье хочется поделиться опытом своей работы, а именно работы с девочкой с расстройствами аутистического спектра, и частично коснуться общей картины построения образовательного процесса в первом звене обучения в школе.
Три года назад, в 1 класс Чебоксарской начальной общеобразовательной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 3, поступила девочка, по имени Катя. На дворе уже был февраль, шел шестой месяц учебы. А класс надо отметить, был необычный, он состоял из детей с диагнозом «Расстройства аутистического спектра», «Тяжелые множественные нарушения развития», а также из детей с диагнозом «Задержка психического развития. У Кати был диагноз «Расстройства аутистического спектра».
Несмотря на то, что в классе работали педагоги, которые организовали весь учебный процесс именно для детей с РАС и ТМНР, Катя очень долго привыкала и к детям, и к педагогам. У нее наблюдались трудности коммуникации со сверстниками и взрослыми, она не стремилась к общению, не умела вступать в процесс общения, поддерживать диалог и адекватно завершать его, а также не могла понятно выражать свои мысли и желания.
Но, класс был готов к приему таких детей. Педагогами было организовано зонирование пространства на образовательную, игровую и релаксирующую зоны. Начиная с прихожей и заканчивая спальней, вся мебель была отмечена фотографиями детей. Парты и стулья обучающихся, также были обозначены фотографиями ребенка. На парте каждого ребенка, было индивидуальное расписание, индивидуальные инструкции, каждая школьная принадлежность ребенка была подписана. И самое главное, на стене класса было оборудовано визуальное расписание на все виды деятельности. Надо отметить, что именно визуальное расписание, которое подхватили и родители класса, помогло в дальнейшем выстроить не только образовательный процесс, но решить многие вопросы, которые возникали в ходе работы с этими детьми.
Ну, а далее о Кате, что же интересного и необычного было в этой девочке?
Утренний прием в классе, начинался с приветствия, но девочка сразу определила себе место стоять только рядом с одним мальчиком, которого она, кстати, приняла сразу. Про себя она категорически говорила, что она «Доня» (в пер. с Укр. дочка, а не девочка Катя. К произношению имени и фамилии от себя, «шли долго». Визуальное расписание на доске, приняла сразу, прочитывала названия уроков, читать она уже бегло могла.
После ознакомления с расписанием, дети садились на уроки. Но на уроках девочка вела себя очень беспокойно. Она кидала ручки и карандаши, плевалась, вставала с урока, ходила по классу и все время ругала учителей. Педагоги приняли ее такой, какая она есть. Все понимали, что в классе слишком много раздражающих факторов для Кати. Раздражали ее в основном звуки, а именно человеческие голоса, а если точнее, голоса девочек и учителей женского рода, а не мужского. Эту проблему стали решать с помощью наушников. В течении дня девочка больше времени проводила в наушниках, и это ее как то успокаивало.
Время шло, Катя с трудом, но понемножку привыкала. Начала принимать учителя, отвечала на инструкции, приняла всех специалистов сопровождения, начала дружить с девочками из класса. Это выглядело так: она брала много мелких игрушек, садилась за свою парту, расставляла эти игрушки и начинала с ними говорить и петь. Девочкам из класса это было интересно, и они часто стояли возле парты Кати и наблюдали за ней. Если на первых порах Катя их не воспринимала, могла вести себя неадекватно по отношению к ним, то вскоре стала их принимать. Девочки вступали с ней в диалог, и Катя стала с ними играть и говорить.
По приходу в школу утром, Катя сразу искала глазами того мальчика, которому симпатизировала, затем оглядывала всех девочек, а потом уже обращала внимание, на тех, кого нет. И задавала вопрос «А где, сегодня Кирилл, Максим и т. д?».
Так шли дни за днями. День за днем педагоги класса вели рутинную систематическую работу по привитию и закреплению не только учебных навыков, но социализировали детей класса. Вывозили их на разные экскурсии, возили в другие школы к детям такого же возраста на разные мероприятия, вывозили в театры, парки, на выставки, приглашали в класс студентов – волонтеров, устраивали в классе различные мероприятия. Вместе с другими детьми социализировалась и Катя. При каждом удобном случае педагоги выезжали в г. Москву на учебу, обучающие семинары и конференции. Между тем, мама Кати оказывала большую помощь в адаптации Кати. Она давала не только практические советы, но и приносила в школу много литературы и пособий для работы с детьми с РАС.
Вскоре, наблюдая за девочкой, педагоги поняли, что Катя поет. Поет песни разные, и взрослые и детские. Первой песней, которую услышали педагоги, была песня «Аист на крыше». Но, просьбу спеть для детей и педагогов, Катя категорически отвергала. То есть, пока она пела для себя, и попытку петь с ней вместе, также не воспринимала. Было понятно, что у нее абсолютный музыкальный слух. Еще одним доказательством абсолютного слуха был точное воспроизведение чувашской народной мелодии на песню «Илемле», хотя Катя совершенно не владела этим языком. А произошло это, следующим образом.
Заканчивался первый учебный год для этих первоклашек. В учреждении проходили различные мероприятия, одно из них было посвящено дням Чувашской культуры. Именно на этом мероприятии, девочка вместе со всеми не только воспроизвела чувашскую мелодию, но даже спела слова, совершенно не владея языком. После этого праздника, мама Кати, да и педагоги поняли, что с Катей должен заниматься специалист по вокалу.
После долгих поисков, родители нашли такого педагога, у которой уже был опыт работы с детьми, с ограниченными возможностями здоровья. И Катя запела, по настоящему, не только в школе, но и на большой сцене.
С тех пор прошло три года. Класс окреп и физически и духовно, несмотря на все диагнозы. Сформировался как настоящий, сплоченный, дружный, детский коллектив. И Катя, пребывая в этом классе, научилась общаться со своими сверстниками и педагогами школы, находить с ними общий язык, научилась выражать свои мысли и желания, у Кати расширился круг знакомых не только в школе, но и в кружках, где она занимается.
Продолжая историю о девочке Кате, хочется отметить о том, какую огромную работу, проделали педагоги и мама Кати, чтобы Катя принимала эту жизнь такой, какая она есть. И ей это удается. Сейчас Катя учится в третьем классе, пишет диктанты и читает литературу, решает примеры и задачи, выполняет домашние задания, и самое главное, она поет. Поет не только для себя, но и для зрителя. В школе проходит много мероприятий и праздников, где Катя выступает как главная солистка. Кроме этого она серьезно занимается вокалом, учится играть на фортепиано, участвует в вокальных конкурсах не только города, но и республики и даже России. Вот такая она наша, Екатерина донюшка и доченька.
Но, история еще не закончена, она только начинается, а мы педагоги, радуемся каждому небольшому результату наших детей, и будем писать истории других мальчиков и девочек.