гелсине айнетдинова
Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад, так издавна называется то место, где любят, ухаживают, обучают, развивают, т. е. растят детей – цветы нашей жизни. Нелегко вырастить цветок, так, чтобы он радовал окружающих. Воспитатель, как хороший садовник, должен создать наиболее комфортные условия, оградить от неблагоприятных факторов, постоянно следить за его развитием и способствовать этому.
В последние годы здоровье приходящих в детский сад детей значительно ухудшилось. А ведь это напрямую связано с результативностью развития, обучения и воспитания детей. Проанализировав состояние здоровья принятых в детский сад детей, а, также результаты анкетирования родителей, мы выявили неблагоприятную ситуацию с их здоровьем.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Полученные факты заставили задуматься о возможностях детского сада, где дети находятся около 12 часов в сутки, в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Рассматривались различные пути к оздоровлению детей, и среди них – формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Таким образом, обозначились три фактора, послуживших мотивом для разработки здоровьесберегающей технологии :
1. фактическое состояние здоровья детей, прибывающих в детский сад;
2. формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, заложенные в реализуеиой программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы;
3. последние документы Министерства образования, ориентирующие на внедрение здоровьесберегающих технологий в режиме дня ДОУ.
Целью разработанной здоровьесберегающей системы стало : охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия; формирование навыков здорового образа жизни.
Свою работу по оздоровлению детского организма я начала с формирования здоровьесберегающей среды. В практике работы большое внимание уделяла выполнению санитарных норм и правил: режиму проветривания, уровню искусственного освещения, чёткому выполнению режима дня, отсутствию травмоопасных объектов в группе и на участке детского сада; соответствию двигательного режима и отдыха, и. т. п.
Считая психологический комфорт пребывания детей в детском саду важной составляющей, я стремилась создать для них уютную, тёплую, доброжелательную обстановку, следуя правилам лечебной педагогики.
Для достижения поставленных целей работу построила в четырё х направлениях:
1. Организация деятельности по формированию здорового образа жизни
2. Укрепление здоровья дошкольников средствами физической культуры
3. Оздоровительно-профилактическая деятельность
4. Сохранение психического здоровья детей.
1. Организация деятельности по формированию здорового образа жизни у детей.
Для реализации целей и задач по формированию здорового образа жизни у детей я разработала рабочий перспективный план образовательной деятельности. Эта непосредственно – образовательная деятельность была адаптирована в соответствии с условиями детского сада и реализуемой нами программой «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы.
Содержание этой непосредственно – образовательной деятельности наполняла сказочными и игровыми сюжетами, продуктивной деятельностью, опытами, экспериментированием что способствует успешному усвоению детьми материала.
Учитывая, интегративность всех содержащих направлений в программе «От рождения до школы» осуществляется во всех образовательных процессах. Например: в «Познании–Ознакомление с окружающим» дети в игровой обстановке усваивают, что нужно делать, чтобы быть здоровым, в «Художественном творчестве – рисовании, лепке, аппликации» закрепляются у детей знания о здоровом образе жизни, например: рисование «Мы занимаемся зарядкой», лепка «Зимой на прогулке», аппликация «Как отдыхали на реке, на море» и др.
Поскольку, дошкольный возраст – это возраст игры в группе размещены развлекательно-познавательные игры по формированию здорового образа жизни.
2. Укрепление здоровья дошкольников средствами физической культуры
Традиционные виды физического воспитания включает в себя: физкультурно-оздоровительную деятельность, утреннюю гимнастику, физминутку, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультурные праздники и досуги, туристические походы, индивидуальную работу с детьми.
Нетрадиционные виды физического воспитания включают в себя: оздоровительный бег, динамические паузы, пальчиковая гимнастика и дни здоровья.
Нетрадиционные виды целесообразно дополняют традиционную систему физического воспитания детского сада и позволяют результативнее решать поставленные задачи.
Динамические паузы, осуществляемые в разных формах (физкультурные минутки в стихотворной форме подвижные игры, повышают эмоциональный настрой, что в конечном итоге поддерживает желание к познанию нового.
Пальчиковая гимнастика – занимательные для детей упражнения с собственными руками доставляют детям радость и позволяют развить мелкую моторику, сделать пальчики более «послушными», а также благоприятствуют развитию интеллектуальных и творческих возможностей человека.
Я разработала мероприятия по проведению Дней здоровья.
3. Оздоровительно-профилактическая деятельность. Система оздоровительно-прфилактической работы в группе включает в себя закаливание детского организма, фитотерапию, аромотерапию, воздействие на биологически активные зоны стопы, артикуляционную и дыхательную гимнастики.
Очень действенными и обеспечивающими максимальный охват детей оказались аромо- и фитотерапия. Дети с удовольствием посещают аромо- и фитобар, где получают в виде чая, оптимально сбалансированный комплекс фитопрепаратов, которые производят коррекцию содержания витаминов и микроэлементов в организме ребёнка в период наибольших физических и умственных нагрузок. Сборы трав содержат не одно, а комплекс биологически активных веществ, осуществляя тем самым многостороннее воздействие на организм. Наряду с этим дети получают в меньшей степени воздействующую на организм аналогичную процедуру при помощи фитоподушечек.
4. Сохранение психического здоровья детей.
Методы, используемые в работе : психогимнастика, музыкотерапия.
Психогимнастика способствует развитию различных сторон психики ребёнка, развивает его характер и волевые качества. В процессе этой деятельности дети учатся выражать свои чувства, эмоции, находить выход из сложившейся ситуации, оценивать действия и поступки как свои, так и товарищей. Мною разработаны три цикла серии занятий по развитию представлений об эмоциях у детей дошкольного возраста. После таких занятий дети более осознано воспринимают окружающий мир, могут моделировать своё поведение.
Очень привлекательна для нас и для детей музыкотерапия. Этот метод работы позволяет создать такой музыкальный фон, который обеспечивает комфортное психологическое состояние детей: музыка мажорного звучания в утренние часы корректирует психологическое состояние детей, у которых сложно происходит расставание с родителями. Методика музыкально-рефлекторнорного засыпания помогает подготовить детей ко сну. Сон наступает ненавязчиво и спокойно. Использование музыки при пробуждении после дневного сна обеспечивает мягкое спокойное индивидуальное воздействие на детей с различным типом нервной системы. Дети ведут себя эмоционально стабильно, отличаются хорошим настроением.
Системность такой работы позволяет формировать у детей здоровый образ жизни и укреплять их физическое здоровье, а также сохранять психическое благополучие детей.