Кошечкина Анна
Использование здоровьеcберегающих технологий в работе музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
3.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОО
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Музыкальное развитие ребёнка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Всем нам давно известно, что музыка воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Таким образом, музыка-это одно из средств физического развития детей. Этот вывод послужил стимулом для создания системы музыкально-оздоровительной работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.
Публикация «Использование здоровьеcберегающих технологий в работе музыкального руководителя» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
4.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОО – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников.
Цель проводимой работы : организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОО, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
• Развивать музыкальные и творческие способности в различных видах музыкальной деятельности;
• Знакомить детей с разными видами здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка;
• Формировать азы музыкальной культуры;
• Совершенствовать звуковую культуру речи воспитанников;
• Создавать здоровьесберегающее пространство в ДОО;
• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей
5.
Новизна системы и её научная основа.
Новизна системы состоит в следующем:
1. На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников используются современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Слушание музыки и разучивание текстов песен может сочетаться с пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен можно включить занятие дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры сопроводить музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию можно совместить с музыкотерапией.
2. Также новизна системы состоит в проведении интегрированных музыкально-валеологических занятий, которые позволяют педагогам интересно в игровой форме передать детям знания о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены. В таких занятиях могут принимать участие родители, мед. работник, инструктор по физкультуре.
3. Применяются новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию, включая вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома.
Научная основа базируется на программах и методических пособиях:
• по музыкальному воспитанию : «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, концепция Карла Орфа, Программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой;
• по воспитанию здорового ребенка : «Как воспитать здорового ребенка» В. Алямовской, «Оздоровительные игры для дошкольников» А. Галанова, «Развивающая педагогика оздоровления» В. Кудрявцева, «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой, «Психогимнастика» М. Чистяковой, «Зелёный огонёк здоровья» М. Картушиной;
• по диагностике: «Диагностика и коррекция внимания» А. Осиповой, «Практикум по дошкольной психологии» Г. Урунтаевой.
С помощью данных программ и методических пособий, которые включают в себя теоретические и практические материалы по музыкально-оздоровительной работе в детском саду, педагоги смогут более полно и умело использовать здоровьесберегающие технологии на своих занятиях.
6.
Организация здоровьесберегающего пространства
Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОО должны быть созданы все необходимые условия. Музыкальный и физкультурный зал, спортивная и игровая площадки, групповые комнаты необходимо оснастить соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы, которое должно отвечать гигиеническим требованиям.
Музыкальный зал : утренняя гимнастика, музыкальные занятия, индивидуальные занятия, кружковая деятельность, праздники, досуги, развлечения. Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Групповая комната: Самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальном уголке. Индивидуальная работа с детьми. Дети, воспитатели, музыкальный руководитель.
Физкультурный зал: Утренняя музыкальная разминка. Физкультурное занятие с музыкальным сопровождением. Музыкально-спортивные праздники. Дети, инструктор по физкультуре, воспитатели, музыкальный руководитель.
Территория детского сада: Праздники и развлечения, музыкальное сопровождение подвижных и хороводных игр.
Дети, воспитатели, музыкальный руководитель.
7.
Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, пальчиковые игры, речевые игры, игровой массаж, динамические, музыкально-ритмические упражнения, музыкотерапия.
8.
Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять развитие артикуляционной моторики. Её основная цель-выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Благодаря артикуляционным упражнениям повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание и чувство ритма. Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребёнка) и активная (ребёнок самостоятельно выполняет упражнения). На музыкальных занятиях данные упражнения проводятся под счет, с хлопками, под музыку, в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна утомлять, поэтому её длительность составляет не более 3 минут, чаще перед пением. Проводить её нужно эмоционально, в игровой форме, по принципу от простого к сложному. Во время артикуляционной гимнастики детям лучше сидеть, в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
9.
Игровой массаж:
Выполнение массажных манипуляций улучшает циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. На музыкальных занятиях массаж проводится в форме игры под музыку. Дети закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. Чтобы детям было ещё интереснее, можно предложить им стать героями интересных сказок, песен. Цель игрового массажа – научить детей посредством правильного выполнения массажных движений благотворно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела.
10
Дыхательная гимнастика:
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются :
• укрепление физиологического дыхания детей;
• формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох);
• тренировка силы вдоха и выдоха;
• развитие продолжительного выдоха.
При разучивании упражнения педагог показывает его полностью, сопровождая показ пояснениями, а затем предлагает повторить упражнение вместе с ним, контролируя движение каждого ребёнка.
11.
Музыкально-ритмические упражнения :
Музыкально-ритмические упражнения являются синтетическим видом деятельности. Основная направленность - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела. Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, музыкально-ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей.
Очень важна на занятиях по ритмике музыка. Правильно подобранная музыка воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.
Виды шага. Бодрый шаг – обыкновенный бытовой шаг, но несколько более устремленный. Высокий шаг – шаг с высоким подниманием ноги и сгибанием колена. Корпус прямой, голова поднята, энергичное движение руками. Тихая и «осторожная» ходьба – корпус наклонен слегка вперед, ноги мягко ступают на всю ступню. Движение рук сдержанное. Хороводный шаг – голова чуть приподнята, плечи немного отведены. В хороводах исполняется детьми, взявшимися за руки. При этом возможна смена положения рук, то есть рука, которая была впереди, идет назад, а та, что сзади – вперед. Таким образом, дети идут хороводным шагом, повернувшись в круг то лицом, то спиной. Шаг на носках исполняется, выпрямившись, как бы вытянувшись вверх. Мягкий пружинящий шаг Нога, опускаясь на пол, мягко сгибается в колене и сразу пружинно выпрямляется и встает на носок (полупальцы).
Виды бега: легкий бег – бег непринужденного, беззаботного характера. В беге ноги активно отталкиваются от пола и мягко, бесшумно приземляются. Стремительный бег – энергичный бег (большими прыжками) с сильным взмахом рук. Корпус слегка наклоняется вперед.
Подскоки: легкие подскоки исполняются без лишнего напряжения. Нога слегка выносится вперед с согнутым коленом, руки свободно двигаются – одна вперед, другая назад. Сильные подскоки – движения рук и ног более энергичные. В отличие от легких подскоков сильные подскоки соответствуют более яркой в динамическом отношении музыке.
Прыжки: пружинное подпрыгивание исполняется при сильном отталкивании ступнями от пола. При приземлении колени слегка сгибаются. Сначала пальцы касаются пола, и лишь затем вся ступня, тяжесть тела на пятки не переходит. Положение корпуса – прямое, движение вверх – подчеркнуто вертикальное.
Элементы танцев: боковой галоп – правая нога делает шаг вправо, левая – продвигается к ней, пяткой как бы выталкивая ее снова вправо, для следующего шага. Движение полетное, без высокого подпрыгивания. Корпус в сторону движения не поворачивается. Шаг польки – на затакте делается легкий подскок на левой ноге. Одновременно правая нога выносится слегка вперед. На «раз-и-два» делается три небольших шажка – бега на носках, правой-левой-правой ногой, на «и» снова легкий подскок на правой ноге, левая выносится вперед и т. д. Выставление ноги вперед на пятку и на носок – ставя ногу на пятку, следует согнуть ногу в подъеме так, чтобы носок смотрел вверх; ставя ногу на носок, подъем надо выпрямить. Прыжки с «выбрасыванием» ног вперед – нога выносится вперед с прямым коленом и слегка вытянутым носком, почти касаясь им пола. Корпус чуть откинут назад.
12.
Музыкотерапия :
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Она должна прослушиваться дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, настроения детей. Музыкотерапия бывает пассивная и активная. Звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека.
Звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить, придать человеку силы. Интеллектуальной сфере соответствует фортепианная музыка. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Звучание скрипки, виолончели развивают в человеке чувство сострадания. Хорошо, если детей в группе утром будет встречать солнечная мажорная классическая музыка, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится травма – ситуация отрыва от дома и родителей. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической музыки, наполненной звуками природы, шелестом листьев, голосами птиц, шумом морских волн, журчанием ручейка. Для подъема после сна желательно использовать тихую, нежную музыку. Она должна быть постоянной в течение месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая детей с кроватей.
Музыка для встречи детей :
1. Бах И. «Шутка»
2. Рубинштейн А. «Мелодия»
3. Моцарт В. «Турецкое рондо»
Музыка для релаксации :
1. Бетховен Л. «Лунная соната»
2. Сен-Санс К. «Лебедь»
3. Дебюсси К. «Лунный свет»
4. Т. Альбиони «Адажио»
5. И. С. Бах «Ария из сюиты №3»
6. К. Глюк «Мелодия»
7. Э. Григ «Песня Сольвейг»
Музыка для пробуждения после сна:
1. Григ Э. «Утро»
2. Сен-Санс К. «Аквариум»
3. Чайковский П. «Вальс цветов»
4. Л. Боккерини «Менуэт»
5. А. Дворжак «Славянский танец»
6. Ф. Лист «Утешения»
7. Ф. Мендельсон «Песня без слов»
8. В. Моцарт «Сонаты»
9. М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»
10. М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»
Классика:
И. С. Бах. «Прелюдия до мажор».
И. С. Бах. «Шутка».
И. Брамс. «Вальс».
А. Вивальди «Времена года»
Й. Гайдн. «Серенада»
Д. Кабалевский «Клоуны»
Д. Кабалевский «Петя и волк»
В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»
В. А. Моцарт «Турецкое рондо»
И. Штраус «Полька «Трик-трак»
Детские песни:
«Антошка» В. Шаинский
«Бу-ра-ти-но» Ю. Энтин
«Будьте добры» А. Санин
«Веселые путешественники» М. Старокадомский
«Все мы делим пополам» В. Шаинский
«Да здравствует сюрприз» Ю. Энтин
«Если добрый ты» Б. Савельев
«Лучики надежды и добра» Е. Войтенко
«Настоящий друг» Б. Савельев
«Песенка о волшебниках» Г. Гладков
13.
Пальчиковая гимнастика:
Существует прямая связь между движениями рук и произношением слов. Пальчиковые игры представляют для детей особый интерес. Они позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на речевые области мозга. На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся под музыку с показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра. Мелодия подбирается несложная, легко запоминающаяся. Аккомпанировать таким играм можно как на фортепиано, так и на металлофоне, ксилофоне, включать в музыкальное сопровождение шумовые инструменты. Пальчиковые игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, формируют образно-ассоциативное мышление. Тексты для игр должны быть простыми – короткие стихотворения, потешки, считалки, небольшие сказки.
14.
Речевые игры:
Речевые игры-одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании.
Музыкальный слух развивается в тесной связи с речевым. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Тексты должны быть простыми, легко запоминающимися. Речевые игры развивают звуковую культуру речи, улучшают дикцию детей, укрепляют голосовой аппарат.
15.
Валеологические песенки-распевки представляют собой несложные, добрые тексты, а мелодия состоит из звуков мажорной гаммы. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии.
16.
Примерные схемы музыкальных занятий в разных дошкольных группах:
Мл. гр.
1. Валеологическая песня-распевка
2. Игровой массаж
3. Музыкально-ритмические упражнения, профилактика нарушения осанки Активное или пассивное слушание музыки
4. Дыхательное упражнение
5. Артикуляционная гимнастика
6. Пение со звучащими жестами
7. Пальчиковая гимнастика
Ср. гр.
1. Вводная ходьба
2. Валеологическая песня-распевка
3. Музыкально-ритмические упражнения, профилактика нарушения осанки
4. Активное или пассивное слушание музыки
5. Артикуляционная гимнастика
6. Пение с использованием пальчиковой гимнастики в качестве физкультминутки
7. Танцевальное творчество
8. Дыхательная гимнастика
Ст. гр.
1. Вводная ходьба
2. Валеологическая песня-распевка с самомассажем
3. Музыкально-ритмические упражнения, профилактика нарушения осанки
4. Активное или пассивное слушание музыки
5. Артикуляционная гимнастика
6. Пение с использованием пальчиковой гимнастики в качестве физкультминутки
7. Танцевальное творчество
8. Речевые и музыкальные игры, хороводы
Подг. гр.
1. Спокойный вход, активная музыкотерапия с музыкально-ритмическими упражнениями и играми
2. Валеологическая распевка с упражнениями на формирование правильной осанки
3. Слушание музыки с элементами пассивной музыкотерапии, дыхательной гимнастикой
4. Самомассаж, гимнастика для глаз, фонопедические упражнения
5. Пение, аккомпанирование на музыкальных инструментах
6. Музыкально-дидактические, речевые или подвижные игры
7. Танцевальные импровизации
8. Психогимнастика, элементы пассивной музыкотерапии
17.
1. Обстановка и гигиенические условия в помещении должны соответствовать нормам СанПин
2. Продолжительность занятий должна соответствовать возрастным особенностям детей.
3. Количество видов деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, танцевальная деятельность в норме не должны превышать 3-5 видов за одно занятие, в зависимости от возраста ребенка. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно 3-10 минут (в зависимости от возраста детей).
4. Технические средства применяются в основном для прослушивания музыки, озвучивания сюрпризных моментов, создания музыкального фона.
5. В процессе занятия должны проводиться различные оздоровительные моменты в виде физкультминуток, пальчиковых игр, артикуляционной, дыхательной, зрительной гимнастик, музыкально-ритмических упражнений, речевых игр 2-3 раза за все занятие, каждое не более 2 минут.
6. Необходимо проводить беседы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни, включать эту тему в игры, проводить тематические мероприятия.
7. Необходимо максимально верно показывать упражнения детям, следить за их осанкой и точным повторением упражнения за педагогом.
18.
Организационный:,изучение литературы по данной теме, накопление методического материала, изготовление пособий.
Диагностический: выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степень их заинтересованности тем или иным видом музыкальной деятельности, роль музыкального воспитания в семье.
Практический: проведение перспективного планирования музыкальных занятий с учётом результатов диагностики. Разработка цикла музыкальных и логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, сборника валеологических песен, пальчиковых и речевых игр, комплексов игрового массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики, оздоровительных упражнений.
Обобщающий: исследование результатов практической деятельности.
19.
Принципы здоровьесбережения :
• Принцип «Не навреди!»
• Принцип сознательности и активности
• Непрерывности процесса
• Систематичности
• доступности
• Всестороннего развития личности
• Системного чередования нагрузок и отдыха
• Постепенного наращивания нагрузок
• возрастной адекватности процесса
20.
Музыкально-оздоровительную работу с родителями можно проводить разными способами:
• Родительские собрания
• Открытые показы музыкальных занятий с использованием здоровьесбережения
• Консультации для родителей
• Оформление наглядного материала
• Конкурсы с участием родителей
• Проведение музыкальных, спортивных праздников с участием родителей
• Совместное изготовление костюмов, декораций к праздникам
• Анкетирование, тестирование
• Театрализованные представления
21.
Выводы:
C помощью здоровьесбережения :
*Повышаются адаптивные возможности детского организма
*Укрепляется физическое и психическое здоровье
*Формируется правильная осанка, гигиенические навыки
*Повышается уровень развития музыкальных и творческих
способностей детей
*Стабилизируется физическая и умственная работоспособность
*Повышается уровень речевого развития