Наталья Козлова
Использование заданий на ориентировку на физкультурных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое воспитание детей является важнейшей задачей для их полноценного развития. Движение - не только врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье, но и важное условие формирования систем и функций организма, один из способов познания ребенком мира.
Неотъемлемым компонентом двигательной деятельности детей служит их сознательная ориентировка в пространстве, без которой не может быть целенаправленных, уверенных и точных движений и действий.
Публикация «Использование заданий на ориентировку на физкультурных занятиях» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
В физической культуре дошкольника использование заданий на ориентировку на физкультурных занятиях начинается со строевых упражнений (построения) :
построение в колонну, шеренгу, круг, врассыпную;
повороты на месте и в движении направо, налево, кругом;
перестроения из колонны по одному в колонну по два (по три, по
четыре) (шаг в правую сторону, шаг в левую сторону, шаг вперед);
размыкания и смыкания в шеренге, колонне (вперед, назад).
Для быстрого и качественного построения используются естественные ориентиры (стационарные разметки спортивного зала, игровое оборудование (кегли, флажки, растения на игровом участке и т. д.). Ориентирами могут быть и сами дети - направляющий, средний, замыкающий.
В средней группе эффективны игровые задания, естественно, более сложные, чем в младшей группе. Например, по сигналу «Построиться!» дети становятся в колонну на одной стороне площадки. Затем по сигналу -врассыпную, а потом снова по сигналу занимают свои места. Постепенно усложняя задания, дети учатся строиться в разных местах площадки - на противоположной стороне, на средней линии, но обязательно вдоль. При выполнении задания используются зрительные ориентиры : на одной стороне площадки красный флажок, на другой - синий.
Вместе с тем старшие дети более самостоятельны в выполнении строевых упражнений, чему способствуют игровые задания типа «Построй, как хочешь», «Стройся за мной в колонну», «Чье звено быстрее построится», «Ищи вожатого».
По мере накопления опыта задания усложняются, таким образом дети учатся контролировать свое поведение: проверять интервал, приставляя ладонь к бедру; знать свое место в шеренге; строиться быстро, в разных местах площадки без помощи ориентиров.
В старших группах дети умеют перестраиваться в звенья через середину зала по три. Дети первой тройки разводят руки в стороны, обозначая тем самым интервал. Остальные равняются на них. Обратное перестроение происходит так: дети должны на ходу сомкнуть строй и повернуться направо, после чего, поворачиваясь влево, тройка за тройкой движется в обход, создавая общую колонну.
Порядок перестроения дроблением и сведением таков: по сигналу колонна движется «на воспитателя» через середину площадки от короткой стены; когда направляющий дойдет до противоположной стены, подается
команда «Налево, и направо через одного в обход - марш!»; когда направляющие колонны встретятся, подается команда: «Через середину парами - марш!»; затем: «Пара - направо, пара - налево - марш!». Такой способ перестроения активно формирует навыки пространственной ориентировки, быстроту реакции, сообразительность.
Огромен обучающий эффект общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения активно формируют координацию - умение согласовывать одновременные движения разных частей тела; пространственные и временные ориентировки - выполнение движений в нужном направлении, в соответствующем ритме и темпе.
Например, общеразвивающие упражнения с мячом. Даются такие задания : мяч вверху, мяч внизу, мяч справа, мяч слева, мяч перед собой, мяч за спиной; прокатывание мяча вокруг себя; в прямом направлении и т. д.
Основные виды движений. Физкультурные занятия в форме «круговой тренировки» развивают у детей моторную память, творческое мышление, ориентировку в пространстве (задание выполняется по кругу). В круговой тренировке используются различные снаряды и спортивный инвентарь. Занятие проводится на закрепление двигательных навыков, поэтому все движения хорошо знакомы детям (лестница вверх, вниз, вправо, с пролета на пролет и обратно влево; подлезание под дугу, в обруч и т. д.).
Подвижная игра содержит неограниченные возможности формирования у детей ориентировки в пространстве, имеющей важное значение в жизни. В подвижных играх ребенок решает разнообразные ориентировочные задачи : определяет направленность движения, расположение различных окружающих его предметов, учится соразмерять свои движения в окружающей среде.
В каждой подвижной игре имеются правила, которые предусматривают необходимую пространственную ориентировку, определяют цель и способы действий ребенка. Правилами устанавливаются местоположение детей и водящего, а также сигналы требуют от ребенка иной, мгновенной ответной реакции, умения сознательно ориентироваться в пространстве.
Варианты игр, которые используются воспитателем на занятии по физической культуре:
1. «Потянись и покружись - самым ловким окажись»
Задачи : развивать ловкость, равновесие, ориентировку в пространстве.
По сигналу ведущего «Попляши!» - дети пляшут. По сигналу «Вправо, влево, покружись!» - кружатся. По сигналу «Самым ловким окажись» - стоят на одной ноге.
2. «Не урони»
Задачи : осуществлять профилактику плоскостопия; способствовать формированию правильной осанки; развивать ловкость, ориентировку в пространстве.
Оборудование: мягкие диски или мешочки.
Дети стоят в шеренгу с дисками на голове, выполняя задания ведущего : передвигаются вперед на носках, назад на пятках, передвигаются врассыпную по залу с поворотом кругом.
3. «Прыгуны»
Задачи : укреплять мышцы ног; формировать правильную осанку; развивать ориентировку в пространстве.
Дети строятся в круг. Воспитатель поочередно поднимает разноцветные шары (красный, желтый, зеленый). При поднятии красного шара дети прыгают на правой ноге, зеленого — на левой ноге, желтого — на двух ногах.
Использование спортивных игр на занятиях делает их не только интересными, увлекательными, но также способствует развитию пространственного представления у детей. Возможно применение таких спортивных игр, как теннис, бадминтон, городки, футбол. Упражнения с элементами игры в баскетбол даются с постепенным усложнением: ведение мяча правой и левой рукой на месте, вокруг себя, с продвижением вперед, передача мяча друг другу с продвижением по площадке парами и т. д. Игры с мячом - «Займи свободный круг», «Мяч водящему».