Ольга Беседина
Использование элементов устного народного творчества в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование элементов устного народного творчества
в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: Беседина Ольга Ивановна
Публикация «Использование элементов устного народного творчества в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Темочки
Форм устного народного творчества большое разнообразие: мифы, легенды, загадки, эпосы, потешки, сказки, поговорки, пословицы, заклички, колыбельные песни. Они передаются из поколения в поколение. Правильное их использование даёт положительный результат в воспитательной работе педагога.
В современное время дети находятся под влиянием компьютерных игр и «неправильно» подобранных мультфильмов. У них формируются искаженные представления о нравственных качествах человека : о доброте, милосердии, справедливости. Чтобы ребенок вырос достойным человеком, на формирование его качества стоит обращать внимание ещё с раннего детства. В этом на помощь педагогом и родителям приходит народный фольклор. Особое место среди различных форм фольклора занимают русские народные сказки.
С детства все мы хорошо помним слова А. С. Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок». Но, к сожалению, далеко не все взрослые задумываются о том того, какой же «урок» предлагается извлечь.
В своей работе воспитателя дошкольного учреждения я стремлюсь к формированию нравственные качеств. Для достижения результата используя различные приёмы и методы. Одним из приоритетных методов является использование русских народных сказок :
- дружба («Зимовье зверей», «Семь Симеонов»);
- трудолюбие («Морозко», «Маша и медведь»);
- трусость («У страха глаза велики»);
- забота о близких («Пузырь, соломинка и лапоть», «Бобовое зернышко») и т. лд.
Сказка должна сопровождать ребёнка с самого рождения. Для каждой возрастной группы «есть» своя сказка. Для самых маленьких, сказки с героями-животными. Для старшего дошкольного возраста герои-люди. Классификаций сказок достаточно много. Каждый может остановиться на той, которая ему ближе, в силу профессиональных потребностей или собственного виденья. С ней можно более подробно познакомиться в специальной литературе или на страницах интернета.
Самый распространенный метод ознакомления дошкольников со сказкой – чтение, то есть дословная передача текста. Сказки, содержание которых вам знакомы детям рассказываются наизусть. При рассказывании сказки можно допустить незначительное сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений, ответы на детские вопросы. Такая подача позволяет наладить наилучший контакт с детьми, показать им своё внимание и заботу, передать им своё тепло. Выразительность передачи содержания сказки достигается использованием разнообразной интонации, мимики, жестов. При чтении взрослый должен помнить о том, что для ребёнка важно как вы держите книгу, как перелистываете страницу и даже то, как вы эту книгу убираете на место. Бережное обращение с книгой является ярким примером для ребёнка.
Эффективным методом освоения детьми сказки является повторное чтение или повторное рассказывание. Так же из сказки можно зачитать или рассказать отрывки, наиболее значимые и яркие. Грамотно подобранная сказка или фрагмент помогает ребенку создавать зрительные образы. Повторное чтение и рассказывание, возможно, сочетать с рисованием и лепкой. Использование такого метода, как аппликации нуждается в прямой помощи взрослого. Для закрепления содержания сказки можно использовать и игровые методы : «Отгадай мою сказку», «Закончи сказку», «Продолжи сказку» и другие.
В свободное время взрослым можно провести беседу по сказке, которая понравилась детям. Им необходимо обращать внимание детей на качества героев, на мотивы их поступков на итог сказки. Дети старшего дошкольного возраста уже способны самостоятельно оценивать поступки героев сказки и предположить другое окончание сказки, если героя поступят по-другому. Результат будет более значимым, если проводилась предварительная беседа до чтения сказки и заключительная, после чтения.
Выразить основной смысл содержания сказки помогают такая форма фольклора, как пословицы и поговорки. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием с ними работают. Они воспринимают не только предложенные взрослыми варианты пословиц и поговорок, но могут предложить свои. Но это возможно только в том случае, если взрослые уделяют достаточно внимания использованию в воспитание ребёнка данных форм фольклора.
В современном мире достаточно источников, где можно получить информацию о педагогической пользе народного творчества. Пословицы и поговорки наряду со сказками занимают среди них лидирующие позиции. Дети с удовольствием используют пословицы и поговорки в своей речи. В словарном запасе ежедневной речи у ребенка старшего дошкольного возраста 2-5 пословиц, которые ему понравились по той или иной причине. Задача взрослого поддерживать его, помочь правильно ими воспользоваться. Этот показатель не означает, что ребёнок не освоил другие пословицы и поговорки. Они могут ему понравиться по разным причинам : слышал от близких и знакомых, часто используют в семье, понравилось сочетание слов и т. д. Вариантов пословиц и поговорок для работы с определё нной сказкой достаточно много:
«На языке медок, а на сердце – ледок» («Петушок – золотой гребешок»);
«Легко взято, легко и потеряно» (Лиса и дрозд, Коза-дереза);
«Как аукнется, так и откликнется» (Лиса и журавель);
«Хочешь, есть калачи – не лежи на печи» (Морозко);
«Кто правдой живёт, тот добро наживёт» (Белая уточка, Крошечка-хаврошечка);
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда» (Заюшкина избушка).
Народный фольклор в любой форме внушает уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Способствует развитию фантазии и воображения ребенка, формированию его практических навыков.
Сказка помогает взрослому описать природу и природные явления. Ребенок, запоминает многие характерные признаки явлений природы: «Красное солнышко», «Радужное коромысло», «Волчок - серый бочок», «Лягушка – квакушка», «Молочная река – кисельные берега» и др. Простые на первый взгляд слова, позволяют ребёнку прочувствовать всю силу и тонкость природы.
На данный момент одной из направлений в работе воспитателя является формирование первичных основ безопасности жизнедеятельности. Хорошим приё мом в данной работе являются обсуждение поступки героев сказок: «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и заяц», «Мальчик с пальчик», «Волк и семеро козлят» и много других. Вслушиваясь и размышляя над сказкой, дети приучаются правильно оценивать не только поступки героев, но и свои действия. Могут дать свою оценку происходящему. Старшие дошкольники могут, предположишь свои варианты действия при той или иной ситуации:
- Как ты поступишь, если заблудился?
- Какие действия необходимо предпринимать, если в дом постучался незнакомец (вошёл незнакомец?
- Как нужно вести себя у реки (у водоёма?
- Можно ли пить воду из открытого водоёма?
- Нужно ли рассказывать родителям о происшествиях и о случившемся?
Количество вопросов к сказке можно составить несколько, главное чётко для себя определить с какой целью они будут задаваться. В старшем дошкольном возрасте дети очень чувствительные и эмоциональные. Сказка позволяет им легко и доступно провести параллели между событиями, описанными в произведении и реальной жизнью.
Не стоит забывать, что сказка является первичной ступенью в ознакомлении детей с историей уклада жизни русского народа в прошлом : царь, царица, терем, батрак, барин помещик, изба, и др. Узнают обычаи и традиции людей, знакомятся с их бытом. В русских народных сказках дети встречаются со многими «устаревшими» понятиями: «прялка», «амбар», «сусек» и т. д. В сказках показывается особенности русской кухни: приготовить кашу, испечь колобок или напечь пирожки и пр.
Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод о многогранности и эффективности использования народного фольклора в воспитании детей. Все педагоги и родители, заинтересованные в правильном воспитании согласятся с данной истиной. Результативность их использования во многом зависит от того насколько педагог знает народный фольклор, разбирается в методах и приёмах их использования.