Зоя Бровкина
Использование элементов арт-терапии в формировании эмоциональной сферы и социально-коммуникативных навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование элементов арт-терапии в формировании эмоциональной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
2 слайд
Что такое арттерапия? Это метод в психологии, основанный на применении возможностей искусства и творчества. Используется для реализации скрытой энергии, избавления от тревоги, страха и негативных эмоциональных состояний. Способствует гармонизации развития личности через развитие способности к самовыражению и самопознанию.
(Слайд 3)
Публикация «Использование элементов арт-терапии в формировании эмоциональной сферы и социально-коммуникативных навыков у дошкольников» размещена в разделах
Термин "арттерапия" был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Работая с больными, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью. Сочетание слов "арттерапия" (аrt — искусство, therapеia — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.
Этот метод использовала психолог Эдит Крамер. Она считала, он связан с раскрытием потенциала человека, и познанием его внутреннего мира.
(Слайд 4)
Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арттерапии. Сочинение сказок, живопись, танцы, пение, работа за гончарным кругом, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и т. д.
Суть ее состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания.
Слайд 5
Нередко эмоциональное состояние детей вызывает серьезную тревогу. У них отмечается высокая тревожность, часты проявления апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки, можно успешно использовать элементы арт-терапии. Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов". По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью.
6 слайд
В работе с детьми использование элементов арттерапии будет эффективным, когда на первое место поставлен сам процесс, а не его результат. Когда можно использовать различные материалы, техники исполнения, а также возможность комбинировать их друг с другом. И, конечно же, работы детей не должны оцениваться.
7 слайд
Что дает использование элементов арттерапии?
1. Можно в игре проиграть какую либо негативную ситуацию.
2. В рисунке, в танце, в пении, слушании музыки ребенок проявляет свои эмоции.
3. В работе с детьми дошкольного возраста широко используются проективные методики, такие как «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Кактус». Они являются доступным материалом для диагностики эмоциональных состояний ребенка в семье, в детском саду.
4. Дети овладевают коммуникативными навыками. Они учатся общаться друг с другом.
5. У детей развивается самостоятельность, творческие способности, воображение, мелкая моторика.
6. И, наконец, ребенок может описать свои ощущения.
8 Слайд Что может АТ?
Воспитатели могут использовать элементы арттерапии для раскрытия творческого потенциала ребенка, для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада, для формирования и развития гармоничной личности.
Психологи при использовании элементов арттерапии помогают ребенку снять напряжение, избавиться от страхов.
9 слайд
Игротерапия
Игротерапия позволяет в течение одного или нескольких занятий научиться перестраивать взаимоотношения, расширить свой кругозор.
В игре у ребенка развиваются и значительно укрепляются необходимые психические процессы, постепенно формируется толерантность и адекватное реагирование на происходящее вокруг.
На данном слайде игры помогают детям легче адаптироваться к условиям ДОУ.
Просто разговаривая с ребенком, который замыкается по разным причинам, сложно что-то уяснить, тогда как в игре малыш может на сенсомоторном уровне показать то, что им было испытано когда-либо.
(пример с Алешей).
Отсутствие контакта.
Использование игрушек. Выявилась проблема.
Как ребенок видит этот страх
Рисование страха и разрывание рисунка. Выбрасывание в унитаз.
Задание родителям. Упражнение «Я – лев».
Повторное рисование страха. Преображение его в смешной рисунок.
Результат терапии через 2 недели.
10 слайд
Музыкотерапия
Музыкотерапия – одно из направлений арттерапии. Она очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникающее по разным причинам.
Танцетерапия – выражение своих чувств и эмоций в свободном движении и импровизации под музыку.
У детей танцы помогают развить координацию движений, гибкость и чувство ритма.
Лечебные свойства музыки заметили еще в глубокой древности. Древнегреческий философ Пифагор с ее помощью излечивал не только душевные, но физические недуги.
Специалисты классифицировали музыкальные классические произведения в соответствии с влиянием, которое они оказывают на физическое и психическое состояние человека.
• Например, «Лунная соната» Бетховена помогает при лечении неврозов и депрессии. А прослушивание музыки Моцарта активизирует работу головного мозга.
11 слайд.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Развлечение для детей «Путешествие в волшебный лес».
Составление метафор.
12 слайд
Театрализованное представление с участием детей и родителей «Муха-цокотуха».
13 Слайд
Инсценирование стихотворения «Потеряли котятки».
14 слайд
Инсценирование стихотворения «Два маленьких котенка»
15. слайд
Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё предназначение.
Кроме этого, изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации, позволяет восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения со сверстниками и внешним миром.
Я уже говорила, что в работе с детьми дошкольного возраста широко используются проективные методики, которые позволяют определить эмоциональное состояние ребенка. Если педагога настораживает такой рисунок, он может обратиться к психологу, чтобы обследовать ребенка.
16слайд
Изотерапия (кляксография)
Кляксография - довольно известный способ рисования, развивает воображение. Выполняется разными способами: раздуванием капельки краски в разных направлениях, дорисовыванием кляксы кисточкой, когда требуется оживить, додумать образ, задать нужное направление. В качестве терапии используется при повышенной возбудимости.
17 слайд
Изотерапия (Составление мандалы)
Каждый из нас в детстве держал калейдоскоп. При повороте стеклышки складывались в новый яркий узор. Происходящее «чудо» восхищало и удивляло - очень хотелось заглянуть вовнутрь и узнать, как же устроена эта волшебная вещь.
Замечено, что когда рука обводит или рисует подобные узоры в круге, человек сосредотачивается, успокаивается, внутренне заряжается положительной энергией, иными словами его организм приходит в состояние гармонии.
Составление мандал тибетскими монахами. Медитация.
Круг как символ мандалы, задает вселенский ритм, используется в медицине, психологии, искусстве.
18 слайд Изотерапия (Составление мандалы)
В нашем случае использование узоров в круге – мандал имеет прикладное значение, выступая как природный помощник в развитии и воспитании ребенка, помогая ему стать усидчивым, сосредоточенным, - развивает внимание и наблюдательность, в моменты интерактивности помогает успокоиться, расслабиться, возвращая спокойствие и равновесие, являясь отдыхом.
Можно как раскрашивать мандалы, так и выкладывать их цветным песком или с помощью различных предметов.
Когда ребенок рисует или выкладывает мандалу, у него идет развитие мелкой моторики, формируется цветовое восприятие, чувство ритма, воображение, творческие способности.
19 слайд Тестопластика
Полезна гиперактивным детям, детям со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии. И, что важно, изделия из теста достаточно прочны и с ними можно играть.
Очень похожа на тесто глина. Работая с глиной, агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенный в себе, занимаясь лепкой, учится контролировать ситуацию. Неусидчивым глина помогает научиться концентрироваться. Во время лепки глину можно рвать, кромсать, резать, ломать изделия, а потом все начинать сначала, создавая желаемый образ.
20 слайд
Песочная терапия
Для ребёнка игра с песком выступают как коррекционно-развивающая и образовательная работа. Работа с песком, — это и упражнения на тактильную чувствительность и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
21 слайд Вывод.
Таким образом, арттерапия – это скорее обретение гармонии, развитие личности через способности самовыражения и самопознания.