Ирина Тетерядченко
Использование виртуальных экскурсий для формирования у дошкольников начальных представлений о профессиях
▼ Скачать + Заказать документы
Важным элементом социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является ранняя профориентация. Знания о труде взрослых должны закладываться уже с раннего возраста. Основные направления: профессиональное воспитание (формирование интереса к труду, трудолюбия) и профессиональное информирование (обеспечение дошкольников информацией о мире профессий). Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества на этапе завершения дошкольного образования.
Публикация «Использование виртуальных экскурсий для формирования у дошкольников начальных представлений о профессиях» размещена в разделах
Так как одним из наиболее эффективных методов повышения интереса детей к образовательной деятельности является использование информационно-коммуникационных технологий, - в работе по ранней профориентации активно используются виртуальные экскурсии. С их помощью ребенок видит то, о чем рассказывает педагог, ближе знакомится с профессиями, орудиями труда.
Актуальность использования виртуальных экскурсий обусловлена тем, что они позволяют реализовать главный принцип современной системы образования дошкольников – принцип развивающего образования, а также получить визуальные сведения о местах, недоступных для реального посещения, позволяют ознакомиться с информацией в естественной и доступной форме.
Система работы по организации виртуальных экскурсий строится на основе содержания Основной образовательной программы. Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования.
Виртуальные экскурсии проводятся в групповой, подгрупповой или индивидуальной форме. Основная задача - чтобы информация удовлетворяла познавательные интересы детей и способствовала использованию освоенного материала в практической деятельности (сюжетно-ролевой игре, изобразительной, моделирующей, музыкальной, познавательной, исследовательской, двигательной деятельности).
По содержанию можно выделить следующие виды виртуальных экскурсий :
• обзорные, где собраны элементы экскурсий, объединенных общей темой («Такие разные профессии», «Музеи нашего города», «Промышленные предприятия г. Белгорода» и т. д.);
• тематические - экскурсии, раскрывающие определенные профессии («Супермаркет», «Банк», «Медицинский центр», «Салон красоты»);
• биографические - экскурсии, связанные с жизнью и биографией выдающихся людей (Серия «Знаменитые люди Белгородчины»).
Особой популярностью у детей пользуются фото и видеоролики, снятые родителями со своих рабочих мест с рассказами о своей профессии.
Предварительная работа для создания виртуальной экскурсии : сбор информации, поиск фото- и видео- фрагментов по профессии, составление словаря экскурсовода, составление маршрута экскурсии, беседы с детьми.
Помощь в подборе информации, материала, изготовлении атрибутов оказывают родители.
Содержание и структуру виртуальной экскурсии помогает разнообразить использование таких форм и приемов работы, как игры, конкурсы, викторины, соревнования. Это делает экскурсии интересными и увлекательными. Можно использовать музыкальное сопровождение и художественные образы.
Каждая экскурсия проходит по маршруту:
- название профессии – место работы
- условия труда
- инструменты для работы
- выполняемые трудовые операции
- результат труда.
В завершении экскурсии проводится рефлексия. В ходе итогового обсуждения дети делятся впечатлениями, систематизируют и обобщают полученную информацию.
Опыт работы показывает, что использование в детском саду для формирования начальных представлений о профессиях виртуальных экскурсий не только обогащает знания дошкольников о социальном мире, но и делает образовательный процесс более интересным и результативным. У детей развиваются интеллектуальные способности, повышается мотивация к познанию, формируется личностная позиция.